БОЙСЯ ТОГО, КТО МНОГО МОЛЧИТ, или О чем предупредил Акорду… Жусуп Баласагун?

«Общественная позиция»
(проект «DAT» №11 (328) от 17 марта 2016 г.
Глазами кандидата

БОЙСЯ ТОГО,
КТО МНОГО МОЛЧИТ,
или О чем предупредил
Акорду… Жусуп Баласагун?

В ходе своих предвыборных поездок и встреч с избирателями мне довелось не просто рассказать о предвыборной платформе партии, от списка которой я выдвигаюсь кандидатом в депутаты мажилиса – Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП), – но и почерпнуть массу полезной и ценной информации. Многие из избирателей рассказывали о своих частных проблемах или конфликтах с системой. Некоторые поднимали проблемы коллективные, региональные, государственные. Были и те, кто мыслил в масштабах планеты и интересовался вопросами, касающимися союза с отдельными странами или целого глобального мира.
Но я должен рассказать и о тех наших гражданах, которые уже вообще ничем не интересуются. Подавляющая их часть – это доведенные до отчаяния или озлобленные на весь мир люди. Мой вывод таков: это основная и самая большая часть населения. Они ждут лишь искры или небольшой вспышки – и революционные, катастрофические последствия для нынешнего режима неизбежны. Эта масса сейчас молчит. Но своим правом последнего слова люди ещё не воспользовались. Один из выдающихся поэтов Востока и философ средневековья Жусуп Баласагун писал: «Не бойся того, кто много кричит. Но бойся того, кто много молчит».
Многие из тех, с кем я встречался, не верят ни президенту, ни правительству, ни парламенту, ни судам и прокуратуре, ни акимам. Вообще никому. Полное недоверие и отвращение к правящей элите. Очень часто приходилось слышать призывы к восстанию или даже к свержению. Более рассудительные упрекали нас в том, что мы не спешим поднимать людей на массовые митинги у Акорды. В качестве успешных примеров приводили опыт «цветных революций» Грузии, Кыргызстана и Украины. Во всех этих странах старый антинародный режим никогда не ушёл бы добровольно, если бы того не пожелал народ. Лишь решительные и бескомпромиссные действия собственного народа позволили гражданам этих республик стать истинными хозяевами своей страны и подчинить себе власть. А суть антинародности свергнутых режимов сторонниками майдана подтверждалась тем, что все их правители одномоментно сбежали за границу. Причём заблаговременно и предусмотрительно хранивших свои наворованные деньги на иностранных банковских счетах.
Подобные настроения сегодня всё чаще и чаще находят скрытую поддержку среди казахстанского населения. Хотя многие боятся признаваться в этом даже самому себе. Тем не менее, всем стало очевидным, что со сменой президента или другой ветви власти в нашей стране перемены невозможны. Пришло понимание о необходимости смены самой системы.
Расчёты казахстанской власти на то, чтобы снизить образовательный уровень населения, а затем безнаказанно его одурачивать, в целом не оправдались. Расчёты на то, чтобы загнать людей в кабалу банковских кредитов и оставить их один на один с банковским произволом, также не особенно приносят казахстанской правящей элите своих «плодов». Потребительские банковские кредиты очень сильно понизили уровень жизни простых людей. И вызвали массовые протесты и недовольство людей властью. Все знают, кому и какие банки принадлежат, кто реально является их владельцами. Их фамилии и имена известны всем. Кроме того, получать за рубежом кредиты под 1-2 процента сроком от 5 до 10 лет и выдавать их собственному населению под 60 и более процентов с молчаливого согласия Национального банка никак нельзя назвать прогрессивной политикой.
Огромный пласт проблем лежит и в жилищном вопросе. Миллионы людей не имеют собственного жилья. Особенно это касается городского населения. Количество жителей в городах неуклонно растёт за счёт тех, кто покинул абсолютно бесперспективную сельскую местность. Уровень безработицы в аулах достигает 80-85 процентов. Эта огромная масса в надежде найти достойный уровень жизни в городе также увеличивает армию безработных и бездомных казахстанцев.
В стране, согласно расчетам экономистов, ежегодно должно вводиться в эксплуатацию не менее 17 млн квадратных метров жилья. И это только, чтобы не увеличивалась очередь на жильё с учётом естественного прироста населения и выхода из строя старого ветхого и отслужившего свой ресурс жилого фонда. Наши темпы строительства отстают почти в пять раз. Таким образом, жилищная проблема не только не решается, но из года в год ещё сильнее обостряется.
Очень много вопросов задавалось и по поводу борьбы с коррупцией. Она уже всех достала. Начинается она с очередей в детских садах. Продолжается поборами в этих же садиках, школах, колледжах и ВУ­Зах. Преследует всех нас при устройстве на работу, на самой работе и до скончания нашей жизни. Даже при похоронах люди неизбежно сталкиваются с тотальной коррупцией не только на местах, но и на областном и республиканском уровнях. У нас в стране все знают коррупционеров в лицо и даже пальцем указывают на них в своих жалобах, заявлениях в высшие государственные органы власти. Многие подают на них в суд. Но дело с мертвой точки не сдвигается. Наоборот, страдают при этом почему-то именно те граждане, кто решил дать непримиримый бой коррупции и коррупционерам. У меня сложилось чёткое мнение, что в Казахстане призывать к борьбе с коррупцией – всё равно, что призывать к свержению государственного строя. Ибо коррупция стало неотъемлемой частью всей системы государственного управления на всех её уровнях.
Я недавно видел в Интернете цифру, что у нас работает во власти около 25 000 коррупционеров. Я, правда, не знаю, как проводился подсчёт, но, тем не менее, полагаю, что этим занимались профессиональные и опытные специалисты в этой области. Ведь существует множество зарубежных и опробованных на деле методологий.
Такую политику государства невозможно назвать политикой укрепления независимости, суверенитета и государственного строя, а также политикой поддержки собственной экономики и населения.
Мне хочется особо остановиться на таком серьёзном вопросе, как языковая политика. Вот уже четверть века прошло с момента приобретения Казахстаном независимости, а языковой вопрос так и не смог решить межнациональные разногласия и сплотить общество. Наоборот, недовольство ходом его решения вызывает всё больше и больше нареканий с обеих сторон. Я в данном случае имею в виду радетелей казахского языка, с одной стороны, и радетелей русского языка – с другой.
Политика правящей верхушки играть на разногласиях людей по принципу «разделяй и властвуй», хоть и способствует какому-то продлению срока службы власти, по сути своей является губительной для тех, кого пытаются разделить и над кем пытаются властвовать. Я глубоко убежден и считаю такую политику антинародной. А попытка натравить друг на друга национал-патриотов и апологетов русского величия неизбежно приведёт к сепаратистским настроениям и серьёзным гуманитарным последствиям на территории Казахстана и соседних стран.
Есть ещё и другие впечатления от моей поездки по регионам. К примеру, это внутринациональное деление казахов по родовым и жузовым принципам. С такой психологией, честно говоря, нам и врагов не нужно. Это и есть наш самый главный враг. Он сидит почти в каждом из её сторонников. Прошли те времена, когда деление общества способствовало сохранению не только генофонда нации, но и сохранению института власти отдельных баев, биев или батыров. В первом случае это создавало непреодолимый барьер для генетического самоуничтожения нации и способствовало сохранению чистоты крови. А во втором – укрепляло власть одних внутри своего сообщества и гарантированно оберегало её от посягательства соседних племён или общин.
Но история уже сотни раз подтвердила, что при значительном количестве чего-либо или кого-либо неизбежно должен произойти переход в новое качественное состояние. Как бы печально это ни выглядело, но подобный внутринациональный принцип деления людей между собой на рода и жузы фактически можно рассматривать как заявку на то, что казахи до сих пор не смогли сформироваться как нация. Обладая основными атрибутами государственности, такими, как территория, внутреннее административно-территориальное деление, герб, флаг, гимн, мы тем не менее так и не решили два самых важных для своей государственности вопроса.
Один из них языковой – на каком языке мы всё-таки говорим? На своём или на языке чужого государства? Второй – национальная самоидентификация – кто же мы всё-таки? Казахи или Аргыны, Найманы, Кипчаки и т.д.? Это всё равно, что если в соседней России все будут спрашивать друг друга, как во времена крепостного права – «Чьих ты будешь?» Почти все нации в мире давно выросли из родоплеменного образа жизни и родоплеменной общественно-экономической формации. Они сумели сформироваться как единая и полноценная нация, перестали быть государством, состоящим из племен и общин. Наиболее ближайшие к нам – это узбеки, туркмены, таджики и русские. Чаще всего они задают друг другу вопросы по земляческому принципу – москвич ты или из Питера, из Ташкента ты или из Самарканда и т.п.
Когда мы сможем отказаться от деления себя на части, тогда мы сразу перейдём на совершенно новый, качественный уровень развития и самоидентификации себя как нация. А пока кого-то из нас, в первую очередь, волнует вопрос, что кто-то другой сначала является шапраштинцем, а потом уже казахом, то полное завершение государственного строительства в нашей стране окончательно ещё не оформится.
Рассказывать о своих впечатлениях по итогам предвыборных поездок по регионам страны хочется бесконечно. Тем более, что накопленного материала и впечатлений от увиденного собственными глазами и услышанного лично получилось очень много и даже более чем предостаточно. Такие встречи необходимы и очень важны по своему содержанию.
Они подпитывают нас народным духом и умом, укрепляют нас в правильности выбранного пути. Люди сами находят и подсказывают нам новые механизмы и методы борьбы. Народ ещё больше вдохновляет своих борцов за права людей, за достойный образ жизни, за достойное будущее для своих потомков. Личные контакты в ходе таких встреч позволяют людям посмотреть нам в глаза и со спокойствием в душе вверить в наши руки свою судьбу и судьбу всей страны.
Что же касается своих предвыборных обещаний, то я смело, открыто и без лишних эмоций могу заверить избирателей, что приложу все свои силы и все свои знания без остатка служению своему народу, своей стране и её будущему. Каждый гражданин моей любимой Родины увидит во мне себя самого. Мы все – граждане одной страны, которая может и должна стать великой. И у нас у всех есть мечты!
Уалихан КАЙСАРОВ,
(По заказу «D»)

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн