Суббота , 5 июля 2025

Мухтар ТАЙЖАН: ВОПРОС СТОИТ ОТКРОВЕННО: кто сегодня для своего народа друг, А КТО ВРАГ

«Обще­ствен­ная позиция»

(про­ект «DAT» №18 (335) от 05 мая 2016 г.

 

Интер­вью по поводу

 

– Мух­тар, из соци­аль­ных сетей ста­ло извест­но, что аки­мат Алма­ты не раз­ре­шил 7 мая про­ве­сти граж­дан­ский митинг по само­му зло­бо­днев­но­му для нации вопро­су дня – земель­но­му. Чем он моти­ви­ро­вал свой отказ?

– Мы  про­тив арен­ды зем­ли ино­стран­ца­ми. Это одно­знач­но. Моти­ви­ров­ка отка­за аки­ма­та очень про­стая: по реше­нию город­ско­го мас­ли­ха­та Алма­ты место про­ве­де­ния митин­гов – за кино­те­ат­ром «Сары-Арка». Пло­щадь Рес­пуб­ли­ки не пред­на­зна­че­на для митин­га. В это вре­мя за «Сары-Аркой» яко­бы запла­ни­ро­ва­ны аки­ма­тов­ские меро­при­я­тия. Как види­те, моти­ви­ров­ка стан­дарт­ная и про­стая, как все­гда, дежурная.

 

– А вооб­ще, как про­хо­ди­ла встре­ча чинов­ни­ков с пред­ста­ви­те­ля­ми обще­ствен­но­сти? Что пред­ло­жи­ли вы, пар­ла­мен­те­ры орга­ни­за­ци­он­но­го коми­те­та по про­ве­де­нию митин­га, а что – груп­па зам.акима Арма­на Кырыкбаева?

– Пер­вая встре­ча в аки­ма­те про­шла ров­но два часа. С нашей сто­ро­ны были глав­ные редак­то­ра – газе­ты «Жас Алаш» Рыс­бек Сар­сен­бай­у­лы, «Жұл­ды­здар отба­сы» – Жарыл­кап Калы­бай, пра­во­за­щит­ник Ерлан Кали­ев и я. Накал встре­чи был очень высо­ким, мне кажет­ся, даже ино­гда излишне высо­ким и эмо­ци­о­наль­ным, ведь когда эмо­ции пере­хле­сты­ва­ют, мозг мол­чит. А когда рабо­та­ет мозг, то эмо­ции долж­ны быть отклю­че­ны. Но эмо­ции име­ли под собой осно­ва­ние. Как извест­но, днем рань­ше нас задер­жа­ли и доста­ви­ли в РОВД. Рыс­бе­ка Сар­сен­бай­у­лы и Мар­жан Аспан­ди­я­ро­ву задер­жи­ва­ли в очень гру­бой фор­ме, поэто­му у Рыс­бек ага на этой встре­че эмо­ции про­сто зашка­ли­ва­ли. К кон­цу встре­чи сто­ро­ны успо­ко­и­лись, и пошел более кон­струк­тив­ный разговор.

Мы со сво­ей сто­ро­ны пред­ло­жи­ли раз­ре­шить нам митинг, на тот момент офи­ци­аль­но­го отка­за еще не было. Арман Кырык­ба­ев и пред­ста­ви­те­ли аки­ма­та (фами­лии не знаю), заме­сти­тель про­ку­ро­ра горо­да Жан­дос Уми­ра­ли­ев пред­ло­жи­ли про­ве­сти круг­лый стол вме­сте с пред­ста­ви­те­ля­ми пра­ви­тель­ства и разо­брать­ся в этой теме. Они убеж­да­ли нас, что зако­но­да­тель­ство без­опас­но, что это рабо­та спе­ци­а­ли­стов и т.д. Мы наста­и­ва­ли на своем.

 

– Слов нет, на Алма­ты, как гене­ра­то­ра обще­на­род­но­го сопро­тив­ле­ния, смот­рит и рав­ня­ет­ся вся стра­на. Так­же за каж­дым тело­дви­же­ни­ем алма­тин­ских акти­ви­стов зор­ко сле­дят вла­сти, что­бы не допу­стить напал­му воз­го­реть­ся. Неуже­ли Акор­да не может вос­поль­зо­вать­ся этим момен­том, что­бы самой ини­ци­и­ро­вать диа­лог с наро­дом, объ­яс­нить, что к чему, разъ­яс­нить закон, каким обра­зом не будет про­из­ве­де­на про­да­жа зем­ли ино­стран­цам и т.д.?

– Я не счи­таю, что Алма­ты – гене­ра­тор обще­ствен­но­го сопро­тив­ле­ния. Да, когда-то тут была оппо­зи­ция, но, как все мы зна­ем, уже мно­го лет на оппо­зи­ци­он­ном поле тиши­на. Боль­ше все­го про­яв­ля­ет граж­дан­скую актив­ность запад стра­ны. Это мое мне­ние. Алма­тин­ских акти­ви­стов не так уж мно­го, я бы так ска­зал. А сле­дить за акти­ви­ста­ми – это рабо­та власти.

 

– В Алма­ты нет акти­ви­стов? Людей, с име­на­ми кото­рых уже ассо­ци­и­ру­ет­ся демо­кра­тия, воля наро­да и неза­ви­си­мая пози­ция и кото­рые может пове­сти за собой народ? В рабо­чую груп­пу, кото­рую созда­ли на этот раз, вошли такие извест­ные лич­но­сти, как Рыс­бек Сар­сен­бай­у­лы, Ерму­рат Бапи, Амир­жан Коса­нов, Жарыл­кап Калы­бай, Гуль­жан Ерга­ли­е­ва, Ерлан Кали­ев, Вы …

– Я с ува­же­ни­ем отно­шусь ко всем, кого вы назы­ва­ли. Тем не менее согла­си­тесь, что в послед­нее вре­мя боль­ше высту­па­ет за отста­и­ва­ние сво­их прав имен­но запад стра­ны. Несмот­ря на то, что таких «звезд» там нет. Есть акти­ви­сты, но они с неболь­шим опы­том и не с гром­ки­ми име­на­ми. Я бы не ска­зал, что кто-то силь­но актив­ни­ча­ет в Алматы.

Каса­тель­но ваше­го вопро­са о том, поче­му Акор­да не может вос­поль­зо­вать­ся этим момен­том, что­бы самой ини­ци­и­ро­вать диа­лог с наро­дом. На местах аки­мы выхо­ди­ли к наро­ду. Напри­мер, мне импо­ни­ру­ет, как себя повел аким Аты­ра­уской обла­сти Нога­ев. Думаю, все аки­мы так долж­ны вести себя в подоб­ных ситу­а­ци­ях. Точ­но так же вышел к людям аким горо­да Семей. Но в то же вре­мя, когда было, что­бы Акор­да ини­ци­и­ро­ва­ла диа­лог с народом?

 

– Мно­гие поль­зо­ва­те­ли соц­се­тей выра­жа­ют недо­уме­ние: зачем надо было наи­важ­ней­шую тему о судь­бе зем­ли опус­кать до уров­ня аки­ма горо­да? Ведь в ито­ге само­го Бай­бе­ка не ока­зал­ся на этой встре­че. Что може­те ска­зать по это­му поводу?

– То, что аким Аты­ра­уской обла­сти «пошел в народ», без­услов­но, заслу­жи­ва­ет ува­же­ния к нему. Надо выхо­дить и услы­шать, что вол­ну­ет каж­до­го и всех, поче­му люди собра­лись, не надо при­бе­гать к сило­вым мето­дам убеж­де­ния, вос­при­ни­мать всех как хули­га­нов. Рав­но­прав­ный диа­лог – вот рецепт раз­ре­ше­ния или упре­жде­ния каких бы то ни было кон­флик­тов – как соци­аль­ных, так и политических.

Когда перед пресс-кон­фе­рен­ци­ей нас задер­жи­ва­ли сотруд­ни­ки пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов по месту житель­ства, дей­стви­тель­но, со мной встре­чал­ся аким Бостан­дык­ско­го рай­о­на, зама­ки­ма горо­да, началь­ник РОВД, дей­стви­тель­но, мне было ска­за­но, что аким Алма­ты Бай­бек при­мет нас после празд­ни­ка. Ока­зы­ва­ет­ся, так было обе­ща­но не толь­ко мне, а всем задер­жан­ным акти­ви­стам. Но потом, когда мы встре­ча­лись с Арма­ном Кырык­ба­е­вым, он ска­зал, что в город с визи­том при­был пре­зи­дент, поэто­му Бай­бек все вре­мя с ним и прий­ти не смо­жет. Чест­но гово­ря, мы встре­ча­лись не с Бай­бе­ком или Кырык­ба­е­вым, мы встре­ча­лись с пред­ста­ви­те­ля­ми вла­сти. Встре­ча была офи­ци­аль­ной, сто­ро­на вла­сти была упол­но­мо­че­на на нее, поэто­му кто имен­но там сидит с той сто­ро­ны, не думаю, что это столь важ­но. Глав­ное – как про­хо­дит сама встре­ча и к како­му реше­нию при­хо­дят сто­ро­ны. Понят­но, что не Бай­бек, не Кырык­ба­ев реша­ют про­бле­му зем­ли. Свои дей­ствия, к како­му реше­нию надо прий­ти, как искать ком­про­мис­сы – все это испол­ни­тель­ные вла­сти на местах согла­со­вы­ва­ют с цен­траль­ной вла­стью, пред­ста­ви­те­ля­ми кото­рой они явля­ют­ся в реги­о­нах. С этой точ­ки зре­ния, я бы не стал делать про­бле­му из того, что имен­но аким не встре­тил­ся с нами.

 

– Если аким горо­да Бай­бек не реша­ет вопрос, тогда зачем было туда ходить?

– Мы ходи­ли в аки­мат решать судь­бу не зем­ли, а митин­га, и этот вопрос в ком­пе­тен­ции имен­но аки­ма­та горо­да. Мы ведь сами туда не напро­си­лись, нас всех пригласили.

 

– Вы и Рыс­бек Сар­сен­бай­у­лы были ини­ци­а­то­ра­ми пода­чи заяв­ле­ния на про­ве­де­ние митин­га. Теперь, когда, с одной сто­ро­ны, вы чув­ству­е­те дав­ле­ние со сто­ро­ны вла­сти, види­те, как вся­че­ски она пре­пят­ству­ет его про­ве­де­нию, с дру­гой – дав­ле­ние обще­ствен­но­сти, про­стых граж­дан, жаж­ду­щих дать по рогам про­дав­цам зем­ли, не ока­за­лись ли вы неволь­но меж­ду моло­том и наковальней?

– Мы себя меж­ду моло­том и нако­валь­ней не чув­ству­ем, пото­му что у нас нет рыча­гов вли­я­ния на народ. Если у кого-то есть жела­ние дать кому-то по рогам, у нас, навер­ное, никто спра­ши­вать не будет. Един­ствен­ное, что мы долж­ны делать в создав­шей­ся ситу­а­ции, – это не взи­рать на про­ис­хо­дя­щее рав­но­душ­но, избе­гать созер­ца­тель­ной пози­ции. Это даже сугу­бо лич­ное отно­ше­ние, я, к при­ме­ру, не хочу, чтоб мои дети и вну­ки, живя в Казах­стане, ока­за­лись без сво­ей зем­ли, чтоб они не ока­за­лись деше­вой наем­ной рабо­чей силой у китайцев.

Кста­ти, мы не в пер­вый раз пода­ем заяв­ки на про­ве­де­ние мир­ных митин­гов. Митинг – это одна из пуб­лич­ных граж­дан­ских форм при­зы­ва к вла­сти с тем, что­бы она обра­ти­ла на про­бле­мы людей, учла мне­ние наро­да в вопро­сах, каса­ю­щих­ся без­опас­но­сти нации и госу­дар­ства. Не по каж­до­му пово­ду мы пода­ем заяв­ки, а имен­но в слу­ча­ях, о кото­рых я толь­ко что сказал.

 

– Во втор­ник, 3 мая, после обсуж­де­ния пред­ло­же­ния аки­ма­та на орг­ко­ми­те­те, вы сно­ва ходи­ли уже с встреч­ным тре­бо­ва­ни­ем в аки­мат горо­да. В чем суть тре­бо­ва­ния оргкомитета?

– В пер­вый раз, когда мы ходи­ли в аки­мат, отка­за еще не полу­чи­ли, мы про­сто убеж­да­ли, поче­му сле­ду­ет дать доб­ро на про­ве­де­ние митин­га. Тогда вме­сто митин­га аки­мат пред­ло­жил про­ве­сти обще­ствен­ные слу­ша­ния. Мы не согла­си­лись и наста­и­ва­ли на сво­ем. А в поне­дель­ник, 2 мая, мы уже полу­чи­ли отказ в офи­ци­аль­ной фор­ме. Поэто­му нам нуж­но было решать, что в этой ситу­а­ции делать. Посколь­ку вопрос реша­ем не толь­ко мы с Рыс­бе­ком Сар­сен­бай­у­лы как заяви­те­ли, но и те, кого вы упо­мя­ну­ли выше, а это очень ува­жа­е­мые в горо­де и стране люди, то реше­ние при­ни­ма­лось кол­ле­ги­аль­но, на засе­да­нии орг­ко­ми­те­та. Оно состо­я­лось во втор­ник, утром, на нем при­ни­ма­ли уча­стие Ерму­рат Бапи, Жарыл­кап Калы­бай, Гуль­жан Ерга­ли­е­ва и другие.

Мы обсуж­да­ли, что нам делать, как разум­но посту­пить в свя­зи с полу­чен­ным отка­зом. Кста­ти, на пер­вом засе­да­нии были раз­ные пред­ло­же­ния: пой­ти на «Сары­ар­ку», попро­сить раз­ре­шить про­ве­сти меро­при­я­тие во двор­це име­ни Балу­а­на Шола­ка и т.д.

При пер­вой встре­че мы попро­си­ли аки­мат предо­ста­вить дво­рец – нам отка­за­ли. Был еще вари­ант – пере­не­сти митинг, мно­го вари­ан­тов обсуж­да­лось. В том чис­ле и пред­ло­же­ние аки­ма­та вме­сто митин­га про­ве­сти обще­ствен­ные слу­ша­ния с при­гла­ше­ни­ем пред­ста­ви­те­лей пра­ви­тель­ства на уровне соот­вет­ству­ю­щих мини­стров, а так­же пред­ста­ви­те­лей земель­но­го коми­те­та, депу­та­тов соот­вет­ству­ю­ще­го коми­те­та парламента.

В ито­ге реши­ли согла­сить­ся с пред­ло­же­ни­ем аки­ма­та, но и самим осно­ва­тель­но под­го­то­вить­ся, при­гла­сить юри­стов, фер­ме­ров, уче­ных, кото­рые зани­ма­ют­ся этой про­бле­мой. Но при усло­вии, что будут при­сут­ство­вать СМИ, будет пря­мая транс­ля­ция по ТВ и что слу­ша­ния будут откры­ты­ми. Хоте­ли, что­бы на обще­ствен­ные слу­ша­ния при­е­ха­ли министр наци­о­наль­ной эко­но­ми­ки Ербо­лат Доса­ев, министр сель­ско­го хозяй­ства Асы­л­жан Мамыт­бе­ков, дру­гие чинов­ни­ки госу­дар­ствен­ных ведомств, кото­рые при­част­ны к реше­нию судь­бы земель­но­го вопроса.

Одна­ко бук­валь­но вслед за этим после­до­ва­ли собы­тия в Кызы­лор­де, где мест­ная власть исполь­зо­ва­ла силу и устро­и­ла раз­гон граж­дан, вышед­ших на пло­щадь. Если бы мы все рав­но про­ве­ли митинг, то, как пока­зы­ва­ет преды­ду­щий опыт орга­ни­за­ции несанк­ци­о­ни­ро­ван­ных митин­гов, это место оцеп­ля­ет­ся, закры­ва­ет­ся, ини­ци­а­то­ры перед митин­гом аре­сто­вы­ва­ют­ся. Не думай­те, что мы боим­ся адми­ни­стра­тив­ных аре­стов и судов, как гово­рит­ся, не впер­вой. Нам нуж­на не про­сто попыт­ка, а резуль­тат, тот, кото­рый заста­вит власть вне­сти изме­не­ния в земель­ное законодательство.

Как мне кажет­ся, власть уже поня­ла опас­ность послед­них попра­вок в Земель­ный кодекс, кото­рый был при­нят в про­шлом году. Если бы митинг был раз­ре­шен­ным, власть бы выслу­ша­ла нас, если нераз­ре­шен­ный, то наши аргу­мен­ты не были бы услы­ша­ны. Поэто­му мы реши­ли: коль наша цель – изме­нить всту­пив­шие в силу изме­не­ния в земель­ном зако­но­да­тель­стве и коль мы хотим быть услы­шан­ны­ми, при­нять пред­ло­же­ние об обще­ствен­ных слу­ша­ни­ях. Но при этом при­гла­сить в Алма­ты пред­ста­ви­те­лей реги­о­нов, где народ вышел на пло­ща­ди, ска­жем, тех же Мак­са Бока­е­ва, Асель Нур­га­зи­е­ву, дру­гих, что­бы они тоже име­ли воз­мож­ность выска­зать­ся на этой пло­щад­ке. При­няв такое реше­ние на орг­ко­ми­те­те до обе­да, во вто­рой поло­вине дня мы были на при­е­ме у Арма­на Кырык­ба­е­ва и его команды.

 

– Вы как актив­ный поль­зо­ва­тель интер­не­та, навер­ное, обра­ти­ли вни­ма­ние на тот накал стра­стей, с кото­рым дру­гие обсуж­да­ют тему дня. В част­но­сти, алма­тин­цы пишут, что при любом сте­че­нии обсто­я­тельств 7 мая они гото­вы вый­ти на мир­ное собра­ние. По-ваше­му, как власть отре­а­ги­ру­ет, если это произойдет?

– Я не могу гаран­ти­ро­вать, что алма­тин­цы все рав­но вый­дут на пло­щадь 7 мая. Мы как орга­ни­за­то­ры реши­ли пой­ти на обще­ствен­ные слу­ша­ния. Зна­чит, митин­га не долж­но быть. Поэто­му навряд ли люди пой­дут на мир­ный сбор. Все будут смот­реть пря­мой эфир. Я наде­юсь на это.

 

– Несмот­ря на запрет, если люди вый­дут на пло­щадь, воз­мо­жен ли сило­вой раз­гон участ­ни­ков акции протеста?

– Я думаю, что воз­мо­жен. Но как раз такой вари­ант нас не устра­и­ва­ет. Пото­му что в резуль­та­те будет ноль. Ника­кие идеи, ника­кие наши аргу­мен­ты не будут услы­ша­ны, вме­сто это­го полу­чим столк­но­ве­ния, суды и репрес­сии. Будут нега­тив­ные резуль­та­ты, а нам нуж­ны пози­тив­ные результаты.

 

– К сло­ву, в чем раз­но­гла­сия меж­ду вами и дви­же­ни­ем «Алаш жолы», кото­рое созда­но в Астане? Когда про­бле­ма каса­ет­ся обще­на­ци­о­наль­ных инте­ре­сов, сто­ит ли горо­дить огород?

– С чего это вы взя­ли, что у нас разногласия?

 

– С того, что в соц­се­тях и в обще­стве идет обсуж­де­ние того, что люди пута­ют­ся в датах.

– Во-пер­вых, с чле­ном «Алаш жолы» Мак­са­том Илья­су­лы по теле­фо­ну я обща­юсь, мы с ним на свя­зи. Когда мы реши­ли объ­явить митинг на 7 мая, я позво­нил ему, он очень хоро­шо вос­при­нял идею. У нас цель одна, потом эти даты друг дру­гу никак не про­ти­во­ре­чат, до это­го еще люди выхо­ди­ли в Аты­рау, Кызы­лор­де, Акто­бе и Семей. Поэто­му у вла­сти есть вре­мя услы­шать наши аргу­мен­ты и даже объ­явить мора­то­рий на нор­мы Земель­но­го кодек­са, кото­рые, как мы счи­та­ем, опас­ны для нашей наци­о­наль­ной безопасности.

 

– А что будет с обще­рес­пуб­ли­кан­ским митин­гом на 21 мая? Если 7‑го будет раз­гон и аре­сты участ­ни­ков митин­га, то не испу­га­ют­ся ли люди вый­ти на сле­ду­ю­щий митинг?

– Поэто­му мы реши­ли не выхо­дить на несанк­ци­о­ни­ро­ван­ный митинг. Повто­ряю: кро­ме аре­стов, судеб­ных пре­сле­до­ва­ний и дру­гих репрес­сий, ниче­го пут­но­го не вый­дет. А это­го люди боят­ся. Если мы про­ве­дем обще­ствен­ные слу­ша­ния, наши аргу­мен­ты услы­шит вся стра­на. В этом плане наша граж­дан­ская и поли­ти­че­ская совесть будет чиста. Сего­дня ведь вопрос сто­ит чрез­вы­чай­но откро­вен­но: кто для сво­е­го наро­да друг, а кто враг. И во вла­сти есть вполне здра­во­мыс­ля­щие люди, там тоже рабо­та­ют наши род­ствен­ни­ки, дру­зья, одно­класс­ни­ки – то есть «өзі­міздің қаза­қтар». Нам нуж­но доне­сти всю опас­ность, пагуб­ность, оши­боч­ность послед­них попра­вок в Земель­ный кодекс, это мы долж­ны сде­лать. И если власть пред­ла­га­ет нам пра­во­вой путь к реше­нию про­бле­мы, то поче­му не пой­ти по нему? Нуж­но исхо­дить из реаль­но­сти. Это мое мнение.

 

– Спа­си­бо за интервью!

 

Бахыт­гуль МАКИМБАЙ,

«

 

Когда вер­стал­ся номер

 

МЫ ВСЕ РАВНО вый­дем на площадь

 

Вот уже вечер, ника­ких вестей нет (из аки­ма­та Алма­ты – Ред.). Поэто­му мы с Рыс­бе­ком Сар­сен­бай воз­вра­ща­ем­ся к наше­му пер­во­на­чаль­но­му намерению.

 

Мы все рав­но вый­дем на пло­щадь Рес­пуб­ли­ки 07.05.16. в 12.00 дня и выра­зим свою граж­дан­скую пози­цию – про­тест по вопро­су сда­чи в арен­ду ино­стран­ным ком­па­ни­ям и граж­да­нам казах­ской зем­ли на 25 лет.

В свя­зи с тем, что этот митинг несанк­ци­о­ни­ро­ван­ный, у нас нет мораль­но­го пра­ва звать вас вый­ти вме­сте с нами, так как в этом слу­чае вы так­же буде­те при­вле­че­ны к ответ­ствен­но­сти. Но, тем не менее, конеч­но, мы были бы бла­го­дар­ны, если, несмот­ря на это, в этот день мы не будем там в одиночестве.

Мух­тар ТАЙЖАН,

«Фейс­бук»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн