Суббота , 5 июля 2025

КУИС СЛЫШАТ, АДВОКАТОВ – НЕТ

«Обще­ствен­ная позиция»

(про­ект «DAT» №37 (354) от 13 октяб­ря 2016 г.

 

 

Зональ­ный вопрос

 


 

 

Наша газе­та начи­на­ет новую руб­ри­ку «Зональ­ный вопрос», где мы наме­ре­ны регу­ляр­но осве­щать ситу­а­цию с пра­ва­ми заклю­чен­ных. Авто­ром дан­ной руб­ри­ки явля­ет­ся извест­ный адво­кат Айман Ума­ро­ва, зани­ма­ю­ща­я­ся вопро­са­ми испол­не­ния нака­за­ний. Свои вопро­сы след­ствен­но-аре­сто­ван­ные и осуж­ден­ные муж­чи­ны и жен­щи­ны могут высы­лать на адрес редак­ции, отве­ты будут опуб­ли­ко­ва­ны на стра­ни­цах нашей газеты.

В этом номе­ре речь пой­дет о ситу­а­ции в учре­жде­нии ЛА 15514 в посел­ке Зареч­ный Алма­тин­ской обла­сти, где отбы­вал нака­за­ние ее дове­ри­тель – поли­тик Вла­ди­мир Коз­лов. Что там про­ис­хо­дит и зачем Ума­ро­ва посе­ща­ла пар­ла­мент Рес­пуб­ли­ки Казах­стан, читай­те ниже.

 

Недав­но я вошла в состав рабо­чей груп­пы по при­ня­тию попра­вок в дей­ству­ю­щий Уго­лов­но-испол­ни­тель­ный кодекс. Прав­да, эта была уже то ли 36‑я, то ли 37‑я встре­ча. И это очень печаль­но, так как мно­гие важ­ные вопро­сы уже рас­смот­ре­ны, при­чем с точ­ки зре­ния КУИС (Коми­тет уго­лов­но-испол­ни­тель­ной систе­мы – Прим. ред.). К сожа­ле­нию, КУИС слы­шат, а наш голос, адво­ка­тов – нет.

К при­ме­ру, раз­го­вор дове­ри­те­ля с адво­ка­том дол­жен быть кон­фи­ден­ци­аль­ным, но КУИС наста­и­ва­ет на веде­нии аудио и видео фик­са­ции в ком­на­те сви­да­ний, объ­яс­няя это обес­пе­че­ни­ем без­опас­но­сти адво­ка­та. А как же быть с без­опас­но­стью самих осуж­ден­ных? Пола­гаю, что аудио и видео фик­са­ция в ком­на­тах для сви­да­ний нуж­на для того, что­бы осуж­ден­ные или след­ствен­но-аре­сто­ван­ные не смог­ли рас­ска­зать все, что там происходит.

При рас­смот­ре­нии уго­лов­но­го дела в отно­ше­нии сотруд­ни­ка ГУ ЛА 1551 (СИ-18 ДУИС КУИС МВД РК) Хаки­мо­ва Рус­ла­на, кото­рый изна­си­ло­вал, при­ме­нял пыт­ки в отно­ше­нии осуж­ден­ной Сле­ки­ши­ной Ната­льи, в суде сотруд­ни­ки пока­за­ли, что видео­ка­ме­ры у них не рабо­та­ли. Об этом зна­ли все. В общем, делай что хочешь, и никто ниче­го не узнает.

Еще один инте­рес­ный момент в дей­ству­ю­щем УИКДПА (доб­ро­воль­ная помощь адми­ни­стра­ции). Созда­ют­ся груп­пы из чис­ла осуж­ден­ных, кото­рые яко­бы помо­га­ют адми­ни­стра­ции. КУИС наста­и­ва­ет, что ДПА – в целях вос­пи­та­ния и под­дер­жа­ния режи­ма. Мы счи­та­ем, ДПА не долж­но быть, одни осуж­ден­ные не долж­ны «вос­пи­ты­вать» дру­гих осуж­ден­ных: пере­вос­пи­та­ние одних зеков воз­ло­же­но на дру­гих зеков. Все эти «доб­ро­воль­ные орга­ни­за­ции» по сути доб­ро­воль­но-при­ну­ди­тель­ные и выпол­ня­ют неза­кон­ные тре­бо­ва­ния администрации.

По дей­ству­ю­ще­му УИК, акт о нару­ше­нии состав­ля­ет­ся сотруд­ни­ка­ми, что исклю­ча­ет спра­вед­ли­вость и объ­ек­тив­ность. В 99% акт состав­ля­ет­ся на тех, кто жалу­ет­ся на них. Сей­час поправ­ки в УИК при­мут, потом опять нуж­но будет менять его.

Я не испы­ты­ваю надеж­ду, что наши заме­ча­ния по поправ­кам в УИК будут учте­ны. Слу­ша­ют боль­ше КУИС, а не адво­ка­тов. Полу­ча­ет­ся, мы (вме­сте с А.Умаровой в рабо­чую груп­пу вошли еще два адво­ка­та – Ред.) некая деко­ра­ция, что­бы потом мож­но было ска­зать, что при обсуж­де­нии попра­вок в УИК участ­во­ва­ли и адвокаты.

Мно­гие мне зада­ют один и тот же вопрос: поче­му я про­дол­жаю посе­щать коло­нию в Зареч­ном, где отбы­вал нака­за­ние мой дове­ри­тель Вла­ди­мир Коз­лов? Отве­чаю сра­зу всем – я ока­зы­ваю юри­ди­че­скую помощь заклю­чен­ным (более 20 осуж­ден­ных); боль­шин­ству моим дове­ри­те­лям – бесплатно.

Сра­зу объ­яс­ню, поче­му и кому, что­бы не воз­ни­ка­ли вопро­сы. Там есть инва­ли­ды, есть ВИЧ-инфи­ци­ро­ван­ные, кото­рым не ока­зы­ва­ет­ся над­ле­жа­щая меди­цин­ская помощь, их состо­я­ние здо­ро­вья ухуд­ша­ет­ся. Дело в том, что я при­шла к выво­ду, что, когда мы уде­ля­ем мно­го вре­ме­ни само­му уго­лов­но­му про­цес­су в части рас­сле­до­ва­ния и судеб­но­му про­цес­су, а ведь самое глав­ное это послед­ний этап – отбы­ва­ние нака­за­ния. Основ­ная цель нака­за­ния – исправ­ле­ние. В усло­ви­ях наших учре­жде­ний пере­вос­пи­та­ние невоз­мож­но, так как про­бле­мы созда­ют­ся сами­ми сотруд­ни­ка­ми учре­жде­ния. В основ­ном низ­шим соста­вом. В ито­ге обще­ство полу­ча­ет иска­ле­чен­но­го чело­ве­ка – озлоб­лен­ную дегра­ди­ро­ван­ную личность.

Вот один из послед­них при­ме­ров вопи­ю­ще­го нару­ше­ния прав чело­ве­ка в ЛА 15514 в посел­ке Зареч­ный. Есть такой осуж­ден­ный Ден­нер Евге­ний. Он с 30 авгу­ста начал голо­дов­ку, зашив себе рот. Одна­ко сотруд­ни­ки учре­жде­ния на это никак не отре­а­ги­ро­ва­ли, про­ку­рор не при­ез­жал свое­вре­мен­но! При­е­хал через боль­шой про­ме­жу­ток вре­ме­ни и ушел без осо­бой реакции.

Что такое голо­дов­ка? Такая фор­ма про­те­ста не воз­ни­ка­ет на ров­ном месте. Дело в том, что Ден­нер дви­га­ет­ся на косты­лях, но сотруд­ни­ки учре­жде­ния застав­ля­ют его мар­ши­ро­вать, все руки в мозо­лях. В отно­ше­нии него при­ме­ня­ют­ся пыт­ки. Это пер­вая при­чи­на его голо­дов­ки. Вто­рая – их застав­ля­ют в сво­бод­ное вре­мя нахо­дить­ся на ули­це. Самое глав­ное – его пись­ма, жало­бы и заяв­ле­ния на дей­ствия адми­ни­стра­ции учре­жде­ния и пыт­ки не отправ­ля­ют­ся адре­са­там. Ему не обес­пе­чи­ва­ет­ся меди­цин­ская помощь. Все это при­ве­ло к тому, что он вынуж­ден был пой­ти на голо­дов­ку. Никто его не наблю­да­ет, про­ку­ра­ту­ра на местах кон­троль не осуществляет.

 

Есть еще осуж­ден­ный Сер­гей Кря­жев. Его ста­ви­ли на ноч­ное дежур­ство. Это неза­кон­но! Осуж­ден­ным ночью гаран­ти­ру­ет­ся 8‑часовой сон. Сотруд­ни­ки учре­жде­ния, кото­рые сами долж­ны сле­дить за поряд­ком, пере­кла­ды­ва­ют свои обя­зан­но­сти на заклю­чен­ных. По сло­вам Кря­же­ва, он засту­пил на ноч­ное дежур­ство в ночь с 5 на 6 сен­тяб­ря. В 3 часа ночи к ним в отряд захо­дит капи­тан Каржау­ба­ев Евге­ний, с ним кон­троль­ное зве­но, и они ходят по кори­до­рам. Он захо­дит и кри­чит: «Ты спал!». Кря­жев отве­ча­ет: «Я не спал». В ито­ге ему объ­яви­ли взыс­ка­ние в виде содер­жа­ния в ДИЗО (дис­ци­пли­нар­ный изо­ля­тор, быв­ший ШИЗО – Ред.) в тече­ние 5 суток.

Еще одно часто встре­ча­ю­ще­е­ся нару­ше­ние – осуж­ден­ным не дают зво­нить: то так­со­фо­ны не рабо­та­ют, то вме­сто поло­жен­ных 15 минут 3 мину­ты дают. Вез­де пре­пят­ствия. Мар­ши­ров­ки вооб­ще не пре­кра­ща­ют­ся. Самой боль­шой про­бле­мой явля­ет­ся не отправ­ле­ние кор­ре­спон­ден­ции – жало­бы, обра­ще­ния. Мне извест­но мно­го фак­тов, когда заяв­ле­ния до меня не дошли, если дошли, то с боль­шим опоз­да­ни­ем – через месяц два и более. Я узнаю от род­ствен­ни­ков, что мне писа­ли пись­ма. Ответ­ствен­ность за это долж­на нести руко­во­ди­тель спе­ц­ча­сти Жан­на Шар­ма­но­ва. Мно­гие осуж­ден­ные жалу­ют­ся на Ары­ста­но­ва Мара­та – заме­сти­те­ля началь­ни­ка учре­жде­ния, что все эти име­ю­щи­е­ся в учре­жде­нии нару­ше­ния с его ведо­ма. Боль­шин­ство осуж­ден­ных жела­ют спо­кой­но отбыть сро­ки и всё. Но тут изде­ва­тель­ства и унижения.

Еще у меня есть дове­ри­тель Ринат Хали­ул­лин, кото­рый уже 7 раз обра­щал­ся о смене учре­жде­ния, про­сит заме­нить учре­жде­ние сред­ней без­опас­но­сти, где он сей­час нахо­дит­ся, на коло­нию-посе­ле­ние, имея закон­ное осно­ва­ние. Во всех слу­ча­ях он полу­чил необос­но­ван­ные отка­зы Кап­ча­гай­ско­го город­ско­го суда. Чест­но гово­ря, я шоки­ро­ва­на пове­де­ни­ем судьи Ж. Зарид­зе. Вот ска­жи­те мне, когда осуж­ден­ный име­ет плат­но­го адво­ка­та, зачем судье предо­став­лять бес­плат­но­го? Ино­гда быва­ет, что осуж­ден­ные не полу­ча­ют вовре­мя поста­нов­ле­ния по их же делам.

Меня нико­гда не уве­дом­ля­ют о вре­ме­ни и дате слу­ша­ния дела, если и сооб­ща­ют, после моих дол­гих и настой­чи­вых звон­ков в суд, в самый послед­ний момент. Веро­ят­но, что­бы я не име­ла воз­мож­но­сти участ­во­вать в про­цес­се. Осуж­ден­ных, кото­рым я ока­зы­ваю юри­ди­че­скую помощь, уго­ва­ри­ва­ют, что­бы они отка­за­лись от моих услуг (а они мне пишут и пишут в кол­ле­гию с прось­бой о пра­во­вой помо­щи). Но как я уже гово­ри­ла, их пись­ма не отправ­ля­ют­ся. Веро­ят­но, это свя­за­но с тем, что они могут мне сооб­щить о тех пыт­ках и неза­кон­ных дей­стви­ях, кото­рые про­ис­хо­дят там. Неко­то­рым угро­жа­ют, что выне­сут им взыс­ка­ния и отпра­вят подаль­ше, в дру­гую зону, а там может про­изой­ти всякое.

Напом­ню исто­рию Акыл­ба­е­ва Арсе­на, кото­рый при­шел отбы­вать срок здо­ро­вым, потом из него сде­ла­ли инва­ли­да, а затем отпра­ви­ли «вне­зап­но» в Бал­хаш, где он «пове­сил­ся на соб­ствен­ных шнур­ках», кото­рых у него не было. Он оста­вил посмерт­ное пись­мо. Не раз жало­вал­ся в про­ку­ра­ту­ру Алма­тин­ской обла­сти на пыт­ки на сотруд­ни­ков учре­жде­ния. Никто не понес нака­за­ния. Мне дру­гие осуж­ден­ные пишут посмерт­ные пись­ма, на вся­кий случай.

Боюсь, что с Ден­нер Евге­ни­ем слу­чит­ся то же самое: его дол­го не лечи­ли, в резуль­та­те чего у него пошли ослож­не­ния, он может остать­ся без обо­их ног. Пре­крас­но пони­мая об этом, адми­ни­стра­ция учре­жде­ния пыта­ет­ся изба­вить­ся от него, напра­вив его на «лече­ние», отку­да он, может, нико­гда не вер­нет­ся, как и Акыл­ба­ев Арсен.

Заяв­ле­ния и жало­бы Ден­нер на адми­ни­стра­цию учре­жде­ния не отправ­ле­ны (у меня есть копии), про­ку­ра­ту­ра бездействует.

По вопро­сам неока­за­ния над­ле­жа­щей меди­цин­ской помо­щи Ден­нер, Крас­но­сло­бод­це­ву, Сулей­ма­но­ву и осуж­ден­но­му Ф. под­клю­чи­лась пра­во­за­щит­ная орга­ни­за­ция ОФ «Аман-саулык».

Прав­да, есть и поло­жи­тель­ные изме­не­ния в ЛА 15514. До это­го меня про­ве­ря­ли, обыс­ки­ва­ли, чита­ли адво­кат­ское досье. В насто­я­щее вре­мя поль­зу­ют­ся металло­искателем. Все как поло­же­но. Теперь мои пра­ва, хотя бы в этой части, не нарушаются.

 

Айман УМАРОВА,

адво­кат

 

P.S. Если вы столк­ну­лись с нару­ше­ни­я­ми в учре­жде­ни­ях, либо у вас есть вопро­сы о пра­вах осуж­ден­ных, може­те позво­нить на «горя­чую линию» по номе­ру +7 (727) 354 02 99.

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн