Начиная с 2003 года, правительство Казахстана тщетно пытается создать эффективные схемы поддержки государственными инвестициями как крупных проектов, так и не очень в различных отраслях казахской экономики. Осуществляется это в разной форме: как из средств республиканского и местного бюджетов, так и на условиях софинансирования с частным бизнесом (сейчас это модно называть частно-государственным партнерством). Однако должного эффекта пока не видно. Количество реализуемых инвестпроектов зашкаливает все мыслимые и немыслимые пределы. В погоне за количеством и миллиардами тенге страдает качество. Должной отдачи от этих проектов страна пока не видит. В ситуации с бюджетными инвестиционными проектами дело обстоит еще хуже. Чиновники министерств и акиматов инициируют нереальное число проектов, запрашивая умопомрачительные средства из республиканского бюджета, однако когда дело доходит до реализации, уходят в тень. Ответственных за провал проектов как всегда нет.
Чем дальше в лес, тем больше дров
Казахстан не пионер в деле создания систем государственного инвестирования в приоритетные, с точки зрения государства, проекты, в партнерстве с частным бизнесом. Фонды государственных инвестиций существовали и существуют во многих странах, в том числе в бывших республиках СССР, ныне странах СНГ.
В Казахстане финансирование инвестиционных проектов осуществляется через четыре национальных института развития: Банк развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд и Фонд развития малого предпринимательства. Это более-менее еще понятно. Но вот сколько в стране существует инвестиционных проектов, в рамках каких государственных программ они инициированы, каким образом, кем и в каком процентном соотношении они финансируются – точной информации не имеется. Впрочем, как и того, кто в конечном счете является ответственным за проект, за своевременность его сдачи, его качества, предполагаемых и реальных мощностей, количества создания новых рабочих мест и т.д. и т.п. Информация по имеющимся проектам скудная. Она отрывочна, систематизирована абы как, не приведена к какой-либо общепринятой по инвестпроектам стандартной форме, отражающей самые необходимые информативные параметры.
Чтобы не быть голословными приведем лишь некоторые данные проведенного нами анализа. Еще в 2009 году Министерство экономики презентовало интернет-портал, в котором предполагалось аккумулировать всю базу данных инвестиционных проектов, которая впоследствии должна была составить основу карты индустриализации Казахстана. В настоящее время эта база существует. Достаточно зайти на интернет-портал по адресу: http://ip.economy.kz//.
Так, в общую карту индустриализации по Республике Казахстан включено 499 инвестиционных проекта на общую стоимость 9 439,83 млрд., в том числе подтвержденные объемы финансирования – 7 384,83 млрд. тенге, неподтвержденные – 2 054,47 млрд. тенге (таблица 1). Из них 142 относятся к категории республиканских проектов, стоимостью 8 577,3 млрд. тг, в том числе подтвержденные объемы финансирования: 6 713,15 млрд. тг, неподтвержденные объемы финансирования: 1 864,12 млрд. тг. При этом по состоянию на 01 апреля 2012 года 138 из 499 проектов являются проблемными, причем 60 из них республиканского значения.
Из представленных разделов интернет-портала «Система управления инвестиционными процессами. Сводная карта индустриализации» так и не понятно, в рамках какой государственной программы инициирован и реализуется каждый проект. На какой стадии реализации каждый из них, какой объем инвестиций уже вложен? Был ли проект официально введен в действие? Какова отдача реализованного проекта на данный момент, сколько рабочих мест он обеспечивает? То есть самых главных ответов в представленной карте индустриальных проектов как раз-то и не передано. Оболочка очень красивая, креативная, но представленный контент не особо содержательный и информативный, а самое главное – не дает реальной картины состояния проектов на сегодняшний день.
Проекты хромают на обе ноги
Из общего числа проблемных проектов 65 испытывают острый недостаток финансирования на сумму 3 295,3 млрд. тенге, 29 проектов, по причине организационных проблем, на сумму 2 064,2 млрд тенге. 20 инвестпроектов, включенных в карту индустриализации, не могут найти достойное завершение в силу недостатка инфраструктуры, требующей вложений на 60 млрд. тенге. Для 18 проектов свойственна нехватка ресурсов, оцененная в 191,3 млрд. тенге. По пяти проектам по сей день не разрешен вопрос выделения\выкупа земли на сумму 20,9 млрд. тенге, аналогичное число проектов отнесено к проблемным по причине отсутствия рынка сбыта, в создание которого нужно вложить еще 5 млрд. тенге. Еще 16 проектов испытывают проблемы другого плана, цена разрешения которых достигает 236,8 млрд. тенге.
Согласно предоставленным данным, все 499 проектов выполняются в срок. Только вот более детальный анализ конкретно по проектам свидетельствует о том, что эта информация не соответствует действительности. Так, из 138 проблемных проектов 90 приходится на период с 2006 по 2011 годы, что по логике вещей предполагает несвоевременность выполнения уже ряда проектов. Например, в 2007 году было принято решение о строительстве в Костанайской области мельничного комплекса. Срок окончания проекта зафиксирован в марте 2011 года. Однако в списке описания проблем значится отмена постановления акима о согласии на строительство. То есть проект не выполнен. То же самое касается проекта организации производства полиэтиленовых труб диаметром 500–1200 мм мощностью 12 тысяч тонн в год в этой же области. Срок завершения проекта был обозначен декабрем прошлого года. В то же время в графе «проблемы» прописано «отсутствие финансирования», что уже подразумевает незавершенность проекта.
Не иначе как наглой насмешкой можно назвать инвестиционный проект по строительству овощехранилища в г.Актобе. Начало проекта было запланировано в январе 2009 года, конец – в декабре 2010 года. В числе проблем значится «недостаток финансирования», а вот раздел «Описание проблемы» процитируем дословно: «Проблем нет. Акиматом г.Актобе внесено предложение о замене данного проекта на проект ТОО «АЗМ» – «Модернизация производства металлоконструкций» с суммой инвестиций 900,0 млн.тенге. Направлено соответствующее письмо в МИНТ РК (исх. № 05-3/2527 от 16.07.2010 г)». Оказывается, все решается очень просто: невыполненный проект тупо заменили на новый, при этом увеличив его стоимость почти в четыре раза.
В 2010 году также было запланировано строительство в г.Астане производства метизной продукции (метизы – болты, гайки, шурупы, саморезы, конфирматы). Окончание проекта согласно общей карте индустриализации обозначено декабрем 2011 года. Так вот, до сих пор не понятно – это производство имеется в наличии или нет, так как в числе имеющихся проблем обозначено отсутствие отечественного производителя стального прутка, необходимого для производства метизной продукции и… отсутствие полной информации по потребностям в метизной продукции в Казахстане. Спрашивается, если не знали, сколько гаек и шурупов нужно для машиностроительной индустрии в республике, зачем тогда строили?
Или, например, в 2007 году было начато строительство в Мангыстауской области газобетонного завода в г.Актау. Проект значится как завершенный в апреле 2010 года. В то же время в графе «проблемы» значится, что для полного завершения проекта необходимы дополнительно кредитные ресурсы в объеме 3 млн. долларов США.
Как видно из таблицы 2, наибольшее число инвестиционных проектов по карте индустриализации на 2010–2014 годы приходится на Актюбинскую (64), Южно-Казахстанскую (50), Акмолинскую (41), Алматинскую (41), Костанайскую и Западно-Казахстанскую области (по 40 проектов).
Однако, как показал анализ, большое количество еще не означает соответствующее качество. Так, из общего числа инвестиционных проектов по регионам, обозначенных как выполненных в период с 2006 по 2011 годы, но в то же время на данный момент имеющих проблемы нехватки ресурсов, выделения\выкупа земли, недостатка финансирования и инфраструктуры, отсутствия рынка сбыта, организационные и другие, «пальма первенства» принадлежит Актюбинской области, второе место в неприглядном рейтинге отводится Южно-Казахстанской области, третью позицию между собой поделили Акмолинская, Костанайская и Восточно-Казахстанская области (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Количество проблемных инвестиционных проектов по регионам в период с 2006 по 2011 годы (единиц)
БИП: обманчивая идиллия
Если по индустриальным проектам информация обновляется и относительно информативна, то в разделе «Республиканские бюджетные инвестиции» в подразделе «Мониторинг инвестиционных проектов» из 1783 проектов, судя по имеющемуся контенту и данным, проблем с реализацией проектов вообще не существует. Идиллия, о которой можно только мечтать. Все бы ничего, если не множество «но».
Во-первых, мониторинг бюджетных инвестиционных проектов проводится согласно правилам рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиционных проектов, утвержденных постановлением правительства РК от 17 апреля 2009 года №545 в инвестиционном периоде – 2 раза в год и в течение трех лет после ввода в эксплуатацию объекта, созданного в рамках бюджетного инвестиционного проекта.
Во-вторых, проводится он путем сопоставления фактических показателей с запланированными на отчетную дату для определения достижения прямого и/или конечного результата бюджетных инвестиционных проектов.
В-третьих, отчет по мониторингу бюджетных инвестиционных проектов ежегодно направляется в правительство. В этой связи хотелось бы узнать: в таком ли виде, как представлено содержимое в таблице по 1783 БИП, Министерство экономики отправляет отчет в кабинет министров? А ведь наибольшее воровство и коррупционных действий совершается чиновниками именно в рамках реализации бюджетных инвестиционных проектов.
Для несведущего читателя отметим, что согласно бюджетному законодательству нашей республики реализация бюджетных инвестиционных проектов (БИП) финансируется за счет республиканского бюджета, целевых трансфертов из республиканского бюджета, а также местного бюджета. БИП – это совокупность мероприятий, направленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию имеющихся объектов, реализуемых за счет бюджетных средств в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер. К числу БИП относится строительство школ, больниц, объектов газо-, водо- электро- и теплоснабжения, дороги и др.
Согласно данным мониторинга бюджетных инвестиционных проектов по отраслям, за 10 лет в сфере образования исполнено и реализуется 139 проектов на 24,3 млрд. тенге, в сфере здравоохранения – 120 БИП стоимостью в 25,55 млрд. тенге (таблица 3). Значительное количество БИП отнесено к категории «Прочие БИП» на общую сумму в 383,81 млрд. тенге. Почти 23 млрд.
тенге направлены на 274 инвестпроекта в сфере промышленности, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Существенные средства были инвестированы из республиканских и местных бюджетов в 29 проектов в сельском, водном, лесном, рыбном хозяйствах, особо охраняемых территориях, охрану окружающей среды и животного мира, земельные отношения.
В региональном разрезе наибольшее число БИП приходится на Мангыстаускую (268), Кызылординскую (266), Жамбылскую (208), Северо-Казахстанскую (139), Атыраускую (129) области (таблица 4). Менее всего из бюджета финансировались инвестиционные проекты в г.Алматы. По объемам вложенных бюджетных инвестиций, пальму первенства держит Атырауская область (122,52 млрд. тенге) и г.Астана (114,32 млрд. тенге). Меньше всего бюджетных средств инвестировано в Актюбинскую (5,15 млрд. тенге), Западно-Казахстанскую (5,98 млрд. тенге) и г.Алматы (6,93 млрд. тенге).
Из приведенной таблицы 5 видно, что наибольшее число бюджетных инвестиций в период с 2010 по 2014 годы приходится на промышленность, архитектуру, градостроительство (110 проектов), образование (72 проекта), здравоохранение (39 проектов), прочие (444 проекта). Всего же на этот период предполагается реализация 704 БИП стоимостью в 353 800,59 млн. тенге.
Реализация бюджетных инвестиционных проектов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений, а также реализации общереспубликанских направлений государственной политики, финансируется из республиканского бюджета.
Реализация местных бюджетных инвестиционных проектов, предлагаемых местными исполнительными органами на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан происходит за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета.
В рамках целевых трансфертов на развитие предусмотрены трансферты, которые передаются из республиканского бюджета в областной бюджет для реализации местных бюджетных программ развития. При этом администраторами таких проектов выступают центральные исполнительные органы.
Согласно данным количества проектов по состоянию на 1апреля 2012 года, за период с 2010 по 2014 годы (таблица 6) наибольший объем бюджетных инвестиций предусмотрен в г. Астана (91,8 млрд. тенге в рамках республиканского финансирования и 35,6 млрд. тенге – регионального). Атыраускую область (46,6 млрд. тенге и 32,5 млрд. тенге соответственно), Южно-Казахстанскую область (59,6 млрд. тенге и 5,5 млрд. тенге соответственно), Кызылординскую область (43 млрд. тенге и 22,9 млрд. тенге соответственно).
Местные исполнительные органы направляют свои проекты в центральные исполнительные, которые затем направляют их на экспертизу в Министерство экономики, а последнее в свою очередь направляет проект в АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» для экспертизы.
Экономическая экспертиза бюджетных инвестиционных проектов (программ) проводится для оценки анализа, проведенного в рамках разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, и определения целесообразности реализации проекта.
Для сведения отметим, что в мониторинг инвестпроектов включены проекты, начиная с 2002 года. При этом в графе «Проблемы» и «Описание проблемы» сплошные пробелы по абсолютно всем БИПам. Получается, что у нас не было проблем со строительством водопроводных сетей, водоочистных сооружений, школ, больниц, детсадов и госучреждений, реконструкции теплоснабжений и т.д. и т.п. А недостроенные школы, целые поселки де-юре с водой и газом, а де-факто без них, а взорвавшиеся, но, как оказывается, недавно отремонтированные котлы школ, учреждений культуры. Список можно продолжить. Все это к каким инвестиционным проектам нужно отнести?
Достаточно вспомнить, что программа «Питьевые воды» реализуется в Казахстане много лет. Но конца и края ей еще не видно. Бывали случаи, когда ретивые чиновники рапортовали о строительстве водопровода, а потом выяснялось, что вода по этому водопроводу никогда не пойдет только потому, что ее в том районе просто нет.
Если с реализацией бюджетных инвестпроектов дела обстоят тип-топ, тогда чем обусловлена критика президента страны на заседании правительства в конце января этого года в адрес Министерства здравоохранения и региональных властей за реализацию программы «100 больниц»? «За прошедшие годы в рамках программы «100 школ, 100 больниц» из 103 запланированных объектов здравоохранения построено только 58. В чем дело, Минздрав? Так нельзя работать! Куда акимы смотрят? Это здоровье людей!», – возмутился президент. «Почему мы на эту программу деньги выделяем, там и рабочие места, там и люди. В послании 2011 года я поручил построить 350 больниц и амбулаторий, однако поддержаны расходы только по семи объектам. Зачем тогда мы планировали столько?», – продолжил Нурсултан Назарбаев, отвечающий по большому счету за эту программу.
Продолжение следует
Амина Бурабаева