Суббота , 5 июля 2025

Жангельды СУЛЕЙМАНОВ: ЕСЛИ МАТАЕВ ЧТО-ТО НАРУШИЛ, ТО ТОЛЬКО ДОГОВОР, А НЕ ЗАКОН

«Обще­ствен­ная позиция»

(про­ект «DAT» №38 (355) от 20 октяб­ря 2016 г.

 

 

«Дело Мата­е­вых»

 


 

 

Обви­ни­тель­ный при­го­вор в отно­ше­нии руко­во­ди­те­ля Наци­о­наль­но­го пресс-клу­ба и гла­вы Сою­за жур­на­ли­стов Казах­ста­на Сейт­ка­зы Мата­е­ва вызвал рез­кую кри­ти­ку не толь­ко в про­фес­си­о­наль­ной жур­на­лист­ской сре­де, но и у юри­стов. И посколь­ку след­ствие утвер­жда­ло, что к про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти С.Матаева дело отно­ше­ния не име­ет и носит сугу­бо эко­но­ми­че­ский харак­тер (а обви­ни­ли его в мошен­ни­че­стве и укло­не­нии от упла­ты нало­гов), мы попро­си­ли про­ком­мен­ти­ро­вать имен­но эти аспек­ты спе­ци­а­ли­ста в обла­сти эко­но­ми­че­ско­го и нало­го­во­го зако­но­да­тель­ства, адво­ка­та Жан­гель­ды Сулейманова.

Юрист под­черк­нул, что его мне­ние носит пред­по­ло­жи­тель­ный харак­тер (пол­ный текст при­го­во­ра не видел никто, кро­ме судьи Акбу­ла­та Кур­ман­та­е­ва, даже адво­ка­ты С.Матаева), но постро­е­но на инфор­ма­ции, име­ю­щей­ся в откры­том досту­пе, и нор­мах пра­ва. И это поз­во­ля­ет ему пред­по­ла­гать, что при­вле­кать Сейт­ка­зы Мата­е­ва имен­но к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти про­сто не за что.

 

– Жан­гель­ды, что же в при­го­во­ре вы счи­та­е­те незаконным?

– Про при­го­вор я знаю сле­ду­ю­щее: Сейт­ка­зы Мата­ев был осуж­ден по ст. 190 (мошен­ни­че­ство) и ст. 245 (укло­не­ние от упла­ты нало­гов с орга­ни­за­ции) УК РК. Так­же в при­го­во­ре есть такая фра­за: взыс­кать с С. Мата­е­ва в поль­зу госу­дар­ства 216 млн тен­ге в каче­стве сокры­тых налогов.

С ваше­го поз­во­ле­ния я нач­ну со вто­рой части – яко­бы имев­шей место неупла­те нало­гов. И сра­зу ска­жу, что взыс­ка­ние с Мата­е­ва 216 млн тен­ге – некор­рект­но. Есть нор­ма­тив­ное поста­нов­ле­ние Вер­хов­но­го суда (ВС) РК, из кото­ро­го сле­ду­ет, что нель­зя взыс­ки­вать с граж­дан либо руко­во­ди­те­лей орга­ни­за­ции нало­ги, неупла­чен­ные орга­ни­за­ци­ей. Там чет­ко ска­за­но, что нало­ги взыс­ки­ва­ют­ся с ком­па­нии. То есть в дан­ной ситу­а­ции необ­хо­ди­мо взыс­кать нало­ги с Наци­о­наль­но­го пресс-клу­ба. А потом уже сам пресс-клуб реша­ет (это его пра­во), взыс­ки­вать эту сум­му с само­го Сейт­ка­зы или нет. В этой части при­го­вор, повто­рюсь, некор­рек­тен, и мое мне­ние тако­во, что, либо апел­ля­ци­он­ная инстан­ция (гор­суд Аста­ны), либо ВС его изме­нит, пото­му что это реше­ние про­ти­во­ре­чит пози­ции само­го ВС, кото­рый явля­ет­ся и для рай­он­но­го, и для город­ско­го судов выше­сто­я­щим органом.

Что каса­ет­ся самих нало­гов, если я не оши­ба­юсь, там было дона­чис­ле­ние по инди­ви­ду­аль­но­му подо­ход­но­му нало­гу (ИПН), это вме­ня­лось С.Матаеву тоже как пре­ступ­ле­ние. Дело в том, что ИПН не явля­ет­ся нало­гом с орга­ни­за­ции, он взыс­ки­ва­ет­ся с граж­дан. Здесь нуж­но ста­вить вопрос, насколь­ко пра­виль­но под­счи­та­на взыс­ки­ва­е­мая сум­ма, вер­но ли рас­счи­тан ущерб.

Если же гово­рить о кор­по­ра­тив­ном подо­ход­ном нало­ге (КПН), там тоже суще­ству­ет про­це­ду­ра. Насколь­ко я слы­шал, Нац­пресс-клуб упла­тил нало­ги. Если это име­ло место, в части нало­гов к С.Матаеву вооб­ще не мог­ло быть пре­тен­зий. Объ­яс­ню поче­му. В УК есть похо­жая ста­тья – укло­не­ние от упла­ты тамо­жен­ных пла­те­жей. Так вот, в ней чет­ко ска­за­но, что в слу­чае упла­ты дона­чис­лен­ных пла­те­жей лицо осво­бож­да­ет­ся от уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти. Здесь такая же кон­струк­ция долж­на была иметь место. Пото­му что все подоб­ные сомне­ния долж­ны тол­ко­вать­ся в поль­зу С.Матаева однозначно.

У нас же нет кро­во­жад­но­сти по отно­ше­нию к тем, кто не пла­тит нало­ги. Поли­ти­ка пре­зи­ден­та какая? По эко­но­ми­че­ским пре­ступ­ле­ни­ям не нака­зы­вать, если была какая-либо упла­та. Это линия госу­дар­ства и пра­во­су­дия, и обви­ни­тель­но­го бло­ка, и это разум­но. Зако­но­да­тель­ство у нас доста­точ­но слож­ное, вдруг чело­век что-то не понял.

– Сам Сейт­ка­зы Мата­ев в суде ска­зал, что, воз­мож­но, он, посколь­ку не явля­ет­ся спе­ци­а­ли­стом в обла­сти нало­го­об­ло­же­ния, что-то не исполнил…

– Это вер­но. Пере­во­дя на юри­ди­че­ский язык, это назы­ва­ет­ся «отсут­ствие умыс­ла на пре­ступ­ле­ние». Это может быть небреж­ность, но не вся­кая небреж­ность пре­ступ­на. В любом слу­чае это незна­ние долж­но трак­то­вать­ся в его сто­ро­ну. Но тогда это вооб­ще не явля­ет­ся пре­ступ­ле­ни­ем, это адми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние, и за это поло­жен штраф, ска­жем, 30% от сум­мы дона­чис­лен­ных нало­гов, но никак не уго­лов­ное пре­сле­до­ва­ние. И очень важ­но, что­бы хотя бы по ст. 245 в отно­ше­нии Мата­е­ва обви­не­ние было снято.

Есть еще один момент – у нас при­нят закон РК «Об амни­стии в свя­зи с лега­ли­за­ци­ей», срок его дей­ствия – до кон­ца года. Если лицо про­сто поло­жит день­ги на счет и полу­чит справ­ку, что эти сред­ства лега­ли­зо­ва­ны, то оно не под­ле­жит уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти по нало­го­вым пре­ступ­ле­ни­ям. Я не гово­рю о нашем кон­крет­ном слу­чае, но есть воз­мож­ность недо­упла­чен­ные нало­ги лега­ли­зо­вать – даже без упла­ты 10-про­цент­но­го сбо­ра. Госу­дар­ство это зна­ло, суд пони­мал, и при жела­нии Мата­е­ва мог­ли от ответ­ствен­но­сти по ст. 245 осво­бо­дить таким образом.

– А мошен­ни­че­ство, на ваш взгляд, име­ло место?

– Обви­не­ние в мошен­ни­че­стве тоже вызы­ва­ет неко­то­рое недо­уме­ние. Есть пози­ция Гене­раль­ной про­ку­ра­ту­ры, что в слу­чае нали­чия пись­мен­но­го дого­во­ра меж­ду сто­ро­на­ми уго­лов­ные дела воз­буж­дать­ся не долж­ны: про­воз­гла­ша­ет­ся прин­цип граж­дан­ско-пра­во­вых отно­ше­ний (ГПО). Смот­ри­те, у нас сей­час 5 млн заем­щи­ков долж­ны бан­кам, рас­счи­тать­ся по кре­ди­там не могут. Но это не зна­чит, что все заем­щи­ки – мошен­ни­ки, они про­сто не могут пла­тить. Что же теперь – каж­до­го из них при­вле­кать к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти? В бан­ках это пре­крас­но пони­ма­ют, и любой пра­во­охра­ни­тель им ска­жет: у вас есть дого­вор, иди­те и решай­те про­бле­му в суде.

Я к чему это гово­рю? К тому, что Ген­про­ку­ра­ту­ра в этой части очень посту­па­тель­но дви­жет­ся: если в поли­цию обра­ща­ет­ся яко­бы потер­пев­шее лицо и про­сит при­влечь долж­ни­ка к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти, то она реко­мен­ду­ет не воз­буж­дать подоб­ные дела, а отправ­лять спор­щи­ков в граж­дан­ские суды.

Насколь­ко я пони­маю, меж­ду пресс-клу­бом и каким-то гос­учре­жде­ни­ем был пись­мен­ный дого­вор. И неваж­но, что вто­рой сто­ро­ной было госу­дар­ство, что это был дого­вор о гос­за­ка­зе, он не утра­чи­ва­ет сво­ей силы. Про­сто его нали­чие само по себе пол­но­стью исклю­ча­ет уго­лов­ное пре­сле­до­ва­ние. И если у заказ­чи­ка услуг были пре­тен­зии к про­дук­ции или услу­ге пресс-клу­ба, то для уре­гу­ли­ро­ва­ния подоб­ных спо­ров суще­ству­ет не поли­ция, а суд, в дан­ном слу­чае – эко­но­ми­че­ский суд горо­да Астаны.

Если заказ­чик пола­га­ет, что постав­щик ненад­ле­жа­щим обра­зом испол­нил свои обя­зан­но­сти по дого­во­ру, завы­сил или зани­зил цену, нару­шил сро­ки, то для это­го нуж­но обра­щать­ся в суд. Суд выно­сит реше­ние – взыс­кать с пресс-клу­ба, в нашем слу­чае, какую-то сум­му либо пону­дить испра­вить какое-либо нарушение.

Вто­рое, что у меня вызы­ва­ет недо­уме­ние, – мошен­ни­че­ство как пре­ступ­ле­ние мало при­ме­ни­мо к юрли­цам. Мошен­ни­че­ство – это вид хище­ния, кото­рое совер­ша­ет­ся путем обма­на либо зло­упо­треб­ле­ния дове­ри­ем. У юрли­ца как тако­во­го отсут­ству­ет созна­ние, совесть, мораль, пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ские эмо­ци­о­наль­ные про­цес­сы, его нель­зя обма­нуть. То есть потер­пев­шим в деле о мошен­ни­че­стве юрли­цо не может высту­пать. В спо­ре же, мож­но обма­нуть юрли­цо или нет, сомне­ния по пре­зумп­ции неви­нов­но­сти долж­ны трак­то­вать­ся в поль­зу Матаева.

И потом, что такое обман? Клас­си­че­ский обман – это под­дел­ка доку­мен­тов. Но в нашем слу­чае С.Матаев не исполь­зо­вал под­дель­ные доку­мен­ты, он исполь­зо­вал дого­вор, кото­рый не оспорен.

– Но его обви­ня­ли в том, что он яко­бы при­сво­ил часть средств, выде­лен­ных в рам­ках зака­за. То есть раз­ме­стил реклам­ные мате­ри­а­лы заказ­чи­ка в раз­лич­ных СМИ по ценам ниже тех, что пред­по­ла­га­лись в рам­ках дого­во­ра, а раз­ни­цу исполь­зо­вал для лич­но­го обогащения.

– Имел пра­во. Ст. 185 ГК гла­сит, что сто­и­мость услуг каж­дый волен назна­чать по сво­е­му усмот­ре­нию. И обви­нять С.Матаева в том, что он нару­шил здесь какие-либо нор­мы зако­на, – это доста­точ­но спор­но. Для того что­бы заявить о нару­ше­нии зако­на, необ­хо­ди­мо при­ве­сти эту нор­му. Я при­го­во­ра не видел, но очень сомне­ва­юсь, что суд может при­ве­сти нор­му: мол, есть запрет на при­вле­че­ние суб­под­ряд­ных орга­ни­за­ций на мень­шую сум­му. Тако­го в законе нет. Воз­мож­но, эта нор­ма есть в дого­во­ре, что С.Матаев не мог заку­пать услу­ги ниже опре­де­лен­ной сто­и­мо­сти. Но, повто­рюсь, мы тогда име­ем дело с нару­ше­ни­ем усло­вий дого­во­ра, но не зако­на, и эти спор­ные момен­ты надо уре­гу­ли­ро­вать в суде.

– Спа­си­бо за интервью!

 

Вла­ди­мир РАДИОНОВ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн