Наверное, каждому из нас понятно, что конфликты, особенно в сфере производственной и общественной жизни, возникают прежде всего там, где нарушаются законы, где руководители пытаются стать над законом или действовать помимо него. Нечто подобное происходит в алматинском профсоюзе «Устаз» («Учитель»), который в лице председателя Сабергали Бекенова решил стать работодателем для избранных на профсоюзных конференциях председателей филиалов районных профорганизаций.
Кто с кем договаривается?
Именно данный вопрос возникает, когда читаешь Положение о коллективном договоре, утвержденном собранием Алматинского городского профсоюза «Устаз», который возглавляет упомянутый выше Сабергали Бекенов. Смысл документа в том, что господин Бекенов выступает по упомянутому договору в качестве работодателя, а председатели филиалов районных профсоюзов должны играть роль подчиненных работников. В целях закрепления районных председателей в качестве работников, каждому районному руководителю было предложено заключить с ним (председателем) трудовой договор. В разделе договора «Права и обязанности работодателя» Сабергали Бекенов берет на себя не свойственные руководителю общественного объединения функции: « …изменять, дополнять, расторгать и прекращать трудовой договор с работниками на основе постановления профсоюзной конференции, на основе решения совета или исполкома профсоюза, а также в случаях истечения срока доверенности». Он также оставляет за собой «право на свободу выбора при приеме на работу». Расторгать трудовой договор на основе постановления профсоюзной конференции можно, если есть ее решение о подобном расторжении. Все остальное от лукавого.
На этом руководитель городского масштаба не останавливается. Он создает при алматинском городском руководящем профоргане маленькую профсоюзную организацию, куда, по его замыслу, должны войти и вошли все председатели районных организаций. И тогда, если произвольно и формально подгонять созданную в «Устазе» ситуацию под закон о профсоюзах, вновь созданная профсоюзная организация во главе с председателем может давать согласие на увольнение любого районного профсоюзного деятеля – члена профсоюза этой надуманной профорганизации.
Как вам это нравится? Захомутать, оседлать выборного профсоюзного работника (а все председатели районных профсоюзов, как известно, избираются на профсоюзных конференциях) и превратить его в подневольного господину Бекенову работника? Это же абсурд – оставлять за собой право на выбор работника при приеме на работу, увольнять выборных руководителей на основе решения совета или исполкома, придумывать совершенно ненужную профорганизацию в то время, когда руководители районных профорганизаций состоят на учете в своих профсоюзах… Из кого будет выбирать господин Бекенов при приеме на работу, если конференция избирает одного председателя районного профсоюза, который по закону также самостоятелен, как и С.Бекенов?
При разработке коллективного договора руководители «Устаза» ссылаются на статьи Трудового кодекса РК 281–287, но, согласно Кодексу (ст.283), сторонами коллективного договора являются работники и работодатель, а не председатель, пусть и городского профсоюза, и не председатели филиалов районных профсоюзов. Председатель профсоюза не может быть работодателем, кроме разве как для своего секретаря, так как по тому же кодексу органы профсоюзов (прежде всего, конечно, председатели) являются представителями работников. Председатель общественной организации (профсоюза) не имеет права издавать такие акты, как приказы, распоряжения, которые бы регламентировали работу избранного руководителя районного профсоюза.
Закон РК «О профсоюзах» в первой же статье констатирует: «Профессиональные союзы в РК – это самостоятельные объединения, добровольно (а не по приказу сверху – Авт.) создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов для представления и защиты трудовых и других социально-экономических прав и интересов своих членов, охраны и улучшения условий труда».
Обратите внимание – «самостоятельные объединения, добровольно создаваемые». Зачем же их строить в шеренгу? Мне уже доводилось раньше утверждать, что филиалы районных профсоюзных организаций фактически имеют все признаки юридического лица, хотя формально не являются таковыми: у них есть на балансе имущество, необходимое для профсоюзной деятельности, свой счет в банке, печать. Руководитель профсоюза не может быть освобожден от работы без согласия избравших его членов профсоюза. Его (председателя районного профсоюза) работодателем фактически является профсоюзная конференция, избравшая на должность. Да и нельзя председателей районных профсоюзов строить в шеренгу. Какой же он защитник экономических и других прав работников, если сам станет подневольным человеком, судьба которого (прием, увольнение) полностью зависит от председателя – работодателя Сабергали Бекенова? Согласно Закону РК «О профсоюзах» (ст. 19), «Выборные профсоюзные работники не могут быть уволены с работы по инициативе администрации, кроме случаев полной ликвидации предприятия, а также подвергнуты дисциплинарному взысканию или переведены на другую работу без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются».
Инициатива г‑на Бекенова, если ее развивать в профсоюзах на всех уровнях, должна будет иметь продолжение в виде подчинения городских руководителей профсоюзов областному, а областных – республиканскому. В свою очередь республиканских профсоюзных боссов следует подчинить г‑ну Мукашеву, председателю Федерации профсоюзов Казахстана. Пусть он самолично на работу их принимает и увольняет. Создать при Федерации мизерную профсоюзную организацию, куда собрать всех руководителей республиканских отраслевых профсоюзов. Этот мизерный профсоюз наделить правом давать согласие на их увольнение… Система г‑на Бекенова, строительство которой он начал в Алматы и которую или благосклонно принимают республиканские профсоюзные деятели, или отмалчиваются вовсе, сцементирует профсоюзы лучше, чем вертикаль исполнительной власти. Чем не крепкая узда для наших профсоюзов, которые возглавляют чаще всего престарелые лидеры и которые большой рьяности в деле защиты социально-экономических интересов трудящихся отнюдь не проявляют?
Административное давление одолевает
Из всех председателей филиалов районных профсоюзных организаций «Устаза» возмутились нововведениями господина Бекенова только трое. Двое из них по разным причинам ушли с работы. А Раиса Тазабекова продолжила борьбу за законность, за свои права и человеческое достоинство. Она, не признавая противоречащие законодательству Казахстана новшества, провела в Турксибском районе г. Алматы профсоюзную конференцию, которая стала учредителем юридического лица – районной профсоюзной организации учителей. Этим самым она еще раз подтвердила, что районный профсоюз может быть юридическим лицом.
Надо полагать, что побудили ее к этому действия руководства городской профорганизации, пожелавшего видеть в своих районных председателях простых работников, занятых в профсоюзе на основании трудового договора. То есть Раиса Тазабекова выступила, на наш взгляд, против нарушения законов, самоуправства, зажима инициативы профсоюзов, против лишения их права бороться за социально-экономические права граждан страны. А ее сейчас обвиняют в развале единой профсоюзной организации. Да, филиал профсоюза стал самостоятельной единицей, вышел из-под контроля С. Бекенова. Стоит ли задавать риторический вопрос: кто побудил его стать независимым юридическим лицом?
Районная профорганизация зарегистрирована в органах юстиции и стала правопреемником бывшего филиала «Устаза». Такой поворот дела, хоть и законный, весьма не понравился господину Бекенову, подтолкнул его к активным действиям.
Председатель, вероятно, понял: если так будут действовать и прочие филиалы, он с превращением филиалов в юридические лица окажется лишним в профсоюзной системе города. В ход был пущен административный ресурс. Председатель «Устаза» обратился в органы управления образованием, к директорам школ, в Народный банк. Административный ресурс сработал успешно: из-за отозванной доверенности счет Турксибской районной профорганизации в банке закрыт. На новый счет юридическому лицу профкомы школ перестали перечислять профсоюзные членские взносы. Служащих – инициаторов «покушения» на юридическое лицо не смущало требование Конституции РК о «недопустимости незаконного вмешательства государства в дела общественных объединений…»
Раиса Тазабекова, больная и морально подавленная, как подбитая на оба крыла птица, с грустью взирает на мертворожденное юридическое лицо. Она уже не надеется добиться справедливости. Ее побуждают сейчас закрыть это ставшее вдруг не нужным даже учредителям юридическое лицо – Турксибский районный профсоюз учителей. Что ж, подневольных работников бюджетной сферы можно понять: они ведь работают по тем самым трудовым договорам, которые господин Бекенов навязывал свободно избранным председателям районных профсоюзов. Учителям не хочется ругаться с директорами, а руководителям школ – с начальником управления образования. Свое благополучие они ставят, как нам представляется, выше принципа. Но каждый вправе выбирать тот путь, который его больше устраивает. В подобных случаях в пользу человека должна работать сложившаяся система управления и закон.
Мне хочется еще раз напомнить руководителям профсоюзов Казахстана законы, вразрез которым идет профсоюзная жизнь в республике. Хотя бы для очистки собственной совести, без надежды на то, что профсоюзные боссы откликнутся. Так, статья 18 Закона РК «О профсоюзах» гласит: «Запрещаются любые действия, целью которых является прямо или косвенно подчинить профсоюзы каким-либо органам и организациям или ограничить их в правах, а также препятствующие предусмотренной законом и уставом (иными основополагающими документами) деятельности профсоюзов». В конкретном случае лидеров районных профсоюзов хотят подчинить работодателю, служащие системы образования вмешиваются в дела общественной организации.
Наверное, чиновным лицам от профсоюза следует напомнить и международное право, которому противоречат действия отдельных руководителей. Конвенция Международной организации труда №87 о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы (ст. 3) констатирует: «Организации работников и работодателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий». То есть международное право также на стороне Раисы Тазабековой.
Владимир Воевод