Когда «стабильность» КАК КЛАДБИЩА

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №42 (359) от 17 ноября 2016 г.

 

Экономанализ

 


 

 

Весь мир развивается и совершенствуется, радуется каждому наступающему дню, каждому восходу солнца, стремится к технологическому первенству, к образовательному и духовному росту, желая того, чтобы радость и гордость за свой народ, за свою страну наполняли душу и сердце.

 

А что же мы? Если говорить о работе, то ситуация продолжает ухудшаться. Количество официальных безработных приближается к половине миллиона человек, количество т.н. самозанятых, которые по своей сути тоже безработные, т.к. официально нигде не зарегистрированы и не платят никаких налогов, более 2,7 миллиона человек, т.е. без работы находится более 3,3 миллиона человек, или 39% от 8,5 млн. человек работоспособного населения Казахстана.

Это официальные цифры, которые, как известно, всегда приукрашены, но даже они огромны. Если же добавить сюда людей с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей, сезонных рабочих, или тех, кто получает официально только часть своей зарплаты, а остальную в конверте, то картина получится еще более серьезной. А если к нашим самозанятым, которые неизвестно где и как добывают деньги прибавить 2-3 членов их семей, в которых они являются единственными кормильцами, то картина приобретает катастрофический характер, или как принято говорить в таких случаях, характер, угрожающий национальной безопасности государства.

Как же решается эта проблема? Если не считать пустых разговоров, то практически никак. Как известно, большинство проектов и программ, в том числе инфраструктурных, которые были призваны развивать страну, так и остались на бумаге. Если же говорить о борьбе с безработицей, то и здесь провал. Даже в парламенте были вынуждены признать, что большинство трудоустроенных в соответствии с «Дорожной картой занятости-2020» (ДКЗ) – это только на бумаге. «Потому как после трудоустройства их увольняют» – как сказал один из депутатов.

Другой же депутат рассказала, что в 2015 году в рамках программы ДКЗ-2020 было выделено более 37 миллиардов тенге, со 140 тысячами участников программы (265 тыс. тенге на одного участника), но в целом был достигнут охват 5-6% от целевой группы – безработных и самозанятых. А в 2016 году в рамках той же программы было выделено уже 128 млрд. тенге или 30% от всей программы, рассчитанной на 6 лет, а количество участников опять 140 тысяч (915 тысяч тенге на одного участника). Охват от целевой группы те же 6%. Уж не те же самые это люди, что и в 2015 году?

Да, и вообще непонятно каков эффект от потраченных денег, т.к. охват – это не показатель реальной эффективности. В то же время показатель реальной безработицы не уменьшается, но деньги осваиваются с аппетитом. Понятно, что с такими подходами об уменьшении ни безработных, ни самозанятых не может быть и речи. Странно также и то, что никто не хочет выяснять, куда делись деньги, хотя органов, которые должны решать подобные вопросы у нас больше, чем нужно.

А если говорить о состоянии экономики в целом? Что происходит? Думаю, что никто не будет спорить, что уже несколько лет перестала работать сама модель управления, выстроенная в Казахстане, которая строилась фактически на единственном факторе, на факторе роста цены на нефть. Когда этот фактор обрушился и перестал работать наступил кризис, который перерос в полноценную стагнацию, в застой, в состояние стоячей тухлой воды. Стагнацию длинную во времени, вязкую, с далекими и неблагоприятными перспективами выхода из нее.

И в этих условиях наши экономические власти одним из решений существующих экономических проблемы принимают решение сдерживать инфляцию. Думаю, что здесь не обошлось без зарубежных консультантов. Удержание низкой инфляции превратилось в некую идею фикс, в некое лекарство от всех болезней. Об этом говорят чиновники на заседаниях, за повышение инфляции ругают тех же чиновников, низкую инфляцию закладывают в проекты бюджета. А чтобы удерживать инфляцию надо держать тенге, что мы и видим в последнее время, наверное, исключая последние пару тройку недель. В свою очередь тенге держат, чтобы не росли цены на импортные продовольственные и непродовольственные товары. На фоне резкого уменьшения поступления валюты в страну, вызванной удешевлением нефти, импорт не сокращается, его в принципе сократить невозможно, т.к. наши потребности не уменьшаются, а сами мы ничего не производим.

 

И вот здесь уместно вспомнить такое понятие как импортозамещение. Помните с 2003 года был премьером Д. Ахметов? Именно при нем этот термин получил широкое хождение в прессе и среди чиновников? Импортозамещение, т.е. уменьшение покупки разных импортных товаров через расширение и развитие собственного производства. Но уже тогда эта идея едва родившись была благополучно похоронена, так как она уперлась в фактор того, что ресурс импортозамещения был исчерпан уже тогда. Возьмите любой товар или продукт в нашей стране и в нем всегда найдется доля импорта.

Например, пусть бензин казахстанский, но большинство оборудования на НПЗ, где его производят – импортное, или оборудование АЗС, где бензин заливают в баки машин, тоже во многом импортное. Возьмем хлеб, который растет на наших полях. Пока он станет буханкой хлеба, он тоже пройдет через технологическую цепочку производств, которые тоже во многом состоят из импортных комплектующих, запчастей и оборудования. Для того чтобы осуществлять импортозамещение нам нужно если не все, то что-нибудь производить самим, тем самым уменьшая импортную долю.

А для этого в первую очередь нужны квалифицированные специалисты – инженеры и рабочие. Есть они у нас? А если толковый инженер и найдется, то где ему работать? Получается замкнутый круг.

Но мало иметь квалифицированных специалистов. Нужны производственные мощности. Нужны заводы и цеха, которые у нас успешно переделали в торговые центры и складские помещения. Нужно также оборудование, станки и инструменты, запчасти и комплектующие. Но ничего этого не производится в нашей стране.

Как быть? Придется покупать. А где взять деньги? Для серьезного промышленного развития нужны, во-первых, дешевые кредиты, или во-вторых, поддержка государства, или в-третьих, инвестиции. Дешевых кредитов в Казахстане нет уже давно и без изменения подходов и серьезного переформатирования банковской системы их не будет никогда. Поддержка государства может быть, но ее некому осуществлять. Наши молодые и зеленые мальчики-чиновники, получившие разные заграничные дипломы и сделавшие карьеры по блату, не выходя из стен министерства ничего в производстве не понимают. Да и тотальная коррупция на всех технологических этапах прохождения любого проекта, его просто похоронит. Кто-нибудь в состоянии решить эти проблемы? Без политических реформ это невозможно в принципе.

 

Третий ресурс промышленного развития – инвестиции. А для этого нужен соответствующий бизнес – климат в стране. Чтобы и налоги разумные, и законодательство стабильное по содержанию и постоянное во времени, и отсутствие 56 контрольно-надзорных органов, которые убьют любого инвестора, и подальше отодвинутые акиматы, которые замучают поборами, глупыми советами или не дай бог, включат в какую-нибудь госпрограмму, тогда лучше сразу закрывать бизнес и бежать из страны. Но самое главное нужны четкие, ответственные и исполняемые гарантии неприкосновенности частной собственности. А этого у нас нет и не было никогда, т.е. все годы независимости.

Это и есть исчерпанный ресурс импортозамещения. Видимо премьеру Ахметову это смогли все-таки объяснить. С тех пор никто уже к этой идее не возвращался. А возвращаться придется, если мы хотим стать хотя бы полноценной страной третьего или желательно второго мира. В противном случае задавят и все отберут.

Получается, что импортные товары, т.к. своих нет, покупать все равно придется. И инфляцию, как бы ни старались чиновники ее держать, придется отпускать, тем более, что держится она только в чиновничьих отчетах, а в реальной жизни она растет неуклонно и постоянно.

Стараясь угодить большому руководству и удерживая инфляцию всеми способами, чиновники от финансов не дают расти денежной массе в экономике, т.е. чем меньше денег, тем меньше инфляция. Но чем меньше денег, тем сильнее сжимается экономика, тем ниже уровень жизни, тем хуже условия кредитования. А бизнес не может жить без кредитов, без доступных кредитов. Что мы и видим в окружающей нас жизни. Бизнеса и особенно малого и среднего бизнеса, тем более производственного бизнеса, у нас практически нет.

Увлекшись борьбой с инфляцией, как с главной угрозой финансовой стабильности и росту цен, власти не только уменьшают денежную массу, но и убивают потребительский спрос, способствуют снижению потребительской активности. Люди экономят, отказываются от многих видов товаров и услуг, переходя только на покупку самых необходимых.

Сегодня у большинства населения страны три главные статьи расходов. Это питание, дети и коммунальные платежи. И далеко мы на этом уедем? И, самое главное, долго ли будет народ терпеть такое положение вещей?

Удержание инфляции – сегодня это стало главной функцией Нацбанка, но это не только удержание инфляции, это дефицит тенге, это сокращение рефинансирования банковской системы Нацбанком. Сегодня Нацбанк изымает из экономики денег больше, чем вливает в нее. И как долго это сможет длиться?

Удержание инфляции – это заморозка экономической активности в стране, это стагнация, о чем я говорил в самом начале статьи. Это близкий к нулю и даже отрицательный рост экономики (что и происходит), это падение наших доходов (что тоже происходит), это падение занятости (что тоже происходит). Вспомните, в нулевые годы наша экономика росла на 5-8%, инвестиции на 10-12%, доходы на 10-15%. Сегодня же главная задача – тормозить и держать инфляцию, не раскачивать и не раздражать народ, пусть даже ценой тотальной зачистки деловой, экономической и потребительской активности в стране. Где предел этому?

Да, цены можно ненадолго попридержать, но тогда они не будут расти не по причине развитой, стабильной экономики и изобилия, а по причине административного воздействия на них, по причине заморозки и уничтожения экономики, по причине стагнации и полной остановки имеющегося производства, по причине запредельных кредитных ставок, по причине падения наших доходов, по причине падения покупательского спроса. Надо будет забыть и о внешних инвестициях, т.к. кто пойдет в страну с замороженной экономикой и отсутствием потребительской активности?

Да, в конечном счете, это можно будет назвать некоторой «стабильностью» в экономике. Но это «стабильность» – кладбища. Кому нужна такая «стабильность»? И не ударит ли она нас своим другим концом? Ведь в такой стабильности народ сможет жить и терпеть еще меньше, чем при растущей инфляции. Низкая инфляция путем стагнации и замораживания экономики, непонятно ради чего и ради кого это надо? Какая жизнь будет дальше при инфляции 4-5% или меньше? Не слишком высокая цена у этой инфляции? При такой экономической политике очередная девальвация неизбежна и это просто вопрос времени.

Если реальные доходы будут продолжать падать, экономика сжиматься, то и доходы самого государства будут падать, что уже и происходит. А постоянно растущие социальные расходы государства никто не отменял. Ведь и число бедных, и число безработных и вообще число нуждающихся постоянно растет. Где на них взять деньги? Значит будут расти поборы всех видов (что сегодня и происходит). Это и налоги, и акцизы и сборы, и штрафы и пени, и увеличение пенсионного возраста женщин, и Фонд обязательного медицинского страхования, и дополнительный пенсионный налог на работодателя, и снижение порога по НДС, и повышение цены на алкоголь и табак и много чего другого. Причем эти нагрузки лягут на тех, кто еще продолжает что-то платить. А их будет все меньше и меньше. Скоро вообще останутся одни бюджетники. Это ведь не может продолжаться долго. И бизнес, и народ итак находится на пределе своих возможностей. Невозможно отжимать их бесконечно.

Значит наряду с повышением разных поборов, параллельно будет снижаться социальная поддержка населения. Как вынужденная мера. Все меньше и меньше денег будет затрачиваться из бюджета на повышение и индексацию зарплат, пенсий и пособий, поддержку малоимущих и социально незащищенных слоев населения. В результате мы увидим народ который попал и находится между молотом и наковальней. Между молотом увеличения разных поборов и налогов и наковальней уменьшения уровня его социальной поддержки.

Как известно из законов физики, когда тело неуклонно сжимают, внутри него растет температура и давление. Если сжатие тела вовремя не прекратить наступает предел выносливости и происходит взрыв. Или бунт? Который никому не нужен. Ведь законы физики, также, как и социальные законы развития общества, работают одинаково. И их пока еще никто не отменял.

То, как происходит сегодня решение проблем экономики в стране – это неправильное решение и неправильные подходы. Для того чтобы что-то изменить нужны экономические реформы, которые невозможны без политических реформ, нужна либерализация и пересмотр многих экономических положений текущего законодательства, нужна комфортная бизнес среда, нужна качественная административная реформа и пересмотр кадровой политики с серьезной ротацией кадров, нужны экономия и эффективное расходование средств при неуклонном и неотвратимом уничтожении коррупции и переход на рельсы развития.

 

И, последнее. Совсем недавно министр национальной экономики К. Бишимбаев на приеме у главы государства нарисовал радужную картину происходящего в экономике нашей страны. Сказал о том, что в экономике наблюдается рост, что «ситуация к концу года будет намного лучше, чем на начало». Сказал, что экономика прошла дно, правда, не сказал, что он понимает под словом «дно». И какой ногой он нащупал это дно. Или нырнул, чтобы увидеть это самое дно. Если он брал пример с российского министра экономики Улюкаева, который последние два года уже раз десять нащупывал дно, и даже хрупкое дно, то как оказалось, Улюкаев не тот человек, с которого надо брать пример. А если серьезно, то у меня предложение к спикеру мажилиса Н. Нигматулину.

Г-н спикер, пригласите министра национальной экономики К. Бишимбаева на открытые слушания в мажилис. Пусть он не голословно, а на основе реальных цифр и графиков, анализа и расчетов, фактов и аргументов перед всеми депутатами и всем честным народом расскажет о ситуации, сложившейся сегодня в нашей экономике. И каковы его ближайшие планы и действия по развитию экономики. Пусть он открыто и подробно ответит на все вопросы депутатов. Пусть покажет нам дно, которое мы прошли, какова глубина этого дна, почему мы его достигли и каким образом мы его прошли. Что и как сделано лично министром для прохождения дна и для того, чтобы ситуация в конце года стала лучше, чем в начале? И насколько стала лучше, и благодаря чему? Если, конечно, действительно стала лучше.

Считаю, что его выступление о том позитивном виде, в котором он видит состояние нашей экономики будет иметь положительное не только идеологическое, но и политическое значение, поскольку может иметь благоприятные последствия на социальные настроения нашего народа, который поймет, что не все так уж и плохо в родном Отечестве. Ведь настроение у народа сегодня не такое веселое, каким возможно представляется министру из окна его служебного кабинета. Да и мы, возможно поймем, что ошибаемся и зря сгущаем краски, обсуждая ситуацию, сложившуюся сегодня в э

кономике нашей страны.

Айдар АЛИБАЕВ,

член Президиума ОСДП

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн