Среда , 23 апреля 2025

Сергей ДУВАНОВ: C ЭТОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ власть сама дискредитирует РЕЖИМ НАЗАРБАЕВА

«Обще­ствен­ная позиция»

(про­ект «DAT» №1 (365) от 12 янва­ря 2017 г.

 

Дат-диа­лог

 


 

Новый закон о вре­мен­ной реги­стра­ции граж­дан Казах­ста­на внес сумя­ти­цу в умы и настро­е­ния не толь­ко про­стых зако­но­по­слуш­ных людей. Судя по тому, как раз­ви­ва­ют­ся собы­тия, еще боль­шая сумя­ти­ца в стане раз­ра­бот­чи­ков, про­лоб­би­ро­вав­ших его, и зако­но­да­те­лей, согла­сив­ших­ся с ними. Неко­то­рые депу­та­ты пар­ла­мен­та, види­мо, с боль­шо­го пере­пу­га перед пред­сто­я­щей ответ­ствен­но­стью уже откре­щи­ва­ют­ся от сво­ей при­част­но­сти к «еди­но­глас­но­му» голо­со­ва­нию. Сло­вом, комедь да и только.

Сво­ей оцен­кой про­ис­хо­дя­ще­го с чита­те­ля­ми «D» делит­ся жур­на­лист и про­сто Граж­да­нин нашей стра­ны Сер­гей ДУВАНОВ.

 

– Сер­гей, наше пра­ви­тель­ство в оче­ред­ной раз рас­по­ря­ди­лось нашей жиз­нью зако­ном об обя­за­тель­ной реги­стра­ции. В соц­се­тях – взрыв него­до­ва­ния, в ЦОНах – кило­мет­ро­вые оче­ре­ди. Народ в пани­ке. Сло­вом, пол­ная нераз­бе­ри­ха. Как все­гда, власть поста­ви­ла граж­дан перед фак­том, ниче­го пред­ва­ри­тель­но им не разъ­яс­нив, не спро­сив их мне­ние. Ска­жи­те, зачем нам эта реги­стра­ция в соб­ствен­ной же стране? Какие истин­ные цели пре­сле­ду­ет новый закон? Каким обра­зом закон ущем­ля­ет пра­ва казах­стан­цев на сво­бо­ду пере­дви­же­ния? И не об этом ли моно­лог Жванецкого?

– Я согла­сен с вами. Реги­стра­ция соб­ствен­ных граж­дан в соб­ствен­ной стране – это дикость. Все-таки это полу­че­ние визы. Зачем полу­чать визы для актю­бин­ца или чим­кент­ца для про­жи­ва­ния, ска­жем, в Алма­ты? Вам выда­ют визу на 30 дней и через 30 дней вы опять долж­ны бежать в ЦОН, что­бы полу­чить визу на сле­ду­ю­щие 30 дней. Ну, не абсурд ли это?

У граж­да­ни­на Казах­ста­на есть всем извест­ный сине-голу­бой пас­порт. Этот основ­ной доку­мент поз­во­ля­ет тебе пере­ме­щать­ся как по тер­ри­то­рии Казах­ста­на, так и выез­жать за рубеж. Сво­бод­ное пере­ме­ще­ние по сво­ей стране – это то неотъ­ем­ле­мое пра­во, кото­рое нам гаран­ти­ро­ва­но Кон­сти­ту­ци­ей. Бес­пре­пят­ствен­но пере­ме­щать­ся, про­жи­вать где угод­но, не боясь, что тебя могут высе­лить, пре­пят­ство­вать тво­е­му про­жи­ва­нию у род­ствен­ни­ков или друзей.

Такой закон суще­ство­вал дав­но, изме­ни­лись толь­ко сро­ки, они ста­ли более жест­ки­ми. Ажи­о­таж и пани­ка по пово­ду обя­за­тель­ной вре­мен­ной реги­стра­ции про­изо­шли у нас, как в слу­чае с зем­лей. Зем­лю про­да­ва­ли дав­но, о чем про­стые граж­дане, не вклю­чен­ные в обще­ствен­ные про­цес­сы, толь­ко дога­ды­ва­лись. А тут внес­ли изме­не­ния в Земель­ный кодекс, кото­рые раз­ре­ша­ли про­да­вать зем­лю ино­стран­ным физи­че­ским и юри­ди­че­ским лицам, сда­вать ее им в дол­го­сроч­ную арен­ду. Чем все это закон­чи­лось, хоро­шо известно.

Мы вспом­ни­ли об этих собы­ти­ях дале­ко не дав­но минув­ших дней после того, как бук­валь­но сра­зу после фей­ер­вер­ков Ново­го года к нам вдруг ста­ли сту­чать­ся в две­ри поли­цей­ские, тре­буя от людей рас­ска­зать, кто у них спит, кто там у них живет. Есте­ствен­но, людей это воз­му­ти­ло. Люди видят, что ниче­го в их жиз­ни не улуч­ша­ет­ся, соб­ствен­ной квар­ти­ры нет. И вме­сто того, что­бы помочь им решать эти про­бле­мы, власть при­хо­дит и гово­рит: «Где вы живе­те? Поче­му пря­че­тесь от нас?». Никто не пря­чет­ся, люди при­вык­ли в этой стране, где у поло­ви­ны насе­ле­ния нет соб­ствен­но­го жилья, арен­до­вать кры­шу над голо­вой, в поис­ках рабо­ты и луч­шей доли пере­ме­щать­ся с места на место. И это нор­маль­ная, дина­мич­ная ситуация.

Но нет же, вла­сти реши­ли нало­жить руку на кон­сти­ту­ци­он­ное пра­во граж­дан на сво­бо­ду пере­дви­же­ния, усу­гу­бить ситу­а­цию, создать новую про­бле­му про­сто­му чело­ве­ку, кото­рый итак про­сто выжи­ва­ет. Отту­да этот весь негатив!

 

– И все-таки отку­да ноги рас­тут у зако­на о регистрации?

– Боль­шин­ство людей скло­ня­ет­ся к тому, что сбо­ра­ми за оформ­ле­ние вре­мен­ной реги­стра­ции власть наме­ре­на попол­нить изряд­но про­ху­див­ший­ся бюд­жет, что свя­за­но с огром­ны­ми затра­та­ми на про­ве­де­ние зим­ней Уни­вер­си­а­ды и ЭКСПО-2017.

Я не согла­сен с такой вер­си­ей, пото­му что этот про­цесс объ­ек­тив­ный, авто­ри­тар­ный режим по-дру­го­му не может. По сво­ей при­ро­де она может толь­ко закру­чи­вать гай­ки. Чем туже граж­да­нам, тем хуже стране – эко­но­ми­че­ски, соци­аль­но-поли­ти­че­ски. Есть про­бле­мы в стране, они боят­ся, что эти про­бле­мы могут как-то пови­лять на ее устой­чи­вость. Чтоб это­го не про­изо­шло, закру­чи­ва­ют­ся гай­ки по всем направ­ле­ни­ям. То уже­сто­ча­ют закон для веру­ю­щих, то взя­лись за непра­ви­тель­ствен­ные орга­ни­за­ции, мол, отку­да, кем и на что они финан­си­ру­ют­ся, куда их тра­тят. Потом уста­но­ви­ли тоталь­ный кон­троль за интер­не­том – взя­ли и объ­яви­ли его как СМИ, поста­ви­ли под зави­си­мость от вся­кой дури чинов­ни­ков, бло­ки­ру­ют как могут за малей­шее подо­зре­ние. Как видим, и это­го им пока­за­лось мало. При­ду­ма­ли вре­мен­ную реги­стра­цию. Поли­ти­че­ское поле вооб­ще защи­ще­но, все СМИ при­ве­ли к покор­но­сти. Сле­ду­ю­щий объ­ект тоталь­но­го кон­тро­ля – это про­стые граж­дане, кото­рые ходят сами по себе, дню­ют и ночу­ют, где они счи­та­ют нуж­ным. Вла­сти надо было залезть к нам в постель в пря­мом смыс­ле это­го выра­же­ния, и она это сделала.

Вы толь­ко вду­май­тесь в оче­вид­ней­шую неле­пость зако­на о реги­стра­ции по месту житель­ства. Это гру­бей­шее нару­ше­ние прав чело­ве­ка. Кто дал пра­во в пра­ви­тель­стве и в пар­ла­мен­те решать, где мне жить? А этот закон со всей оче­вид­но­стью при­нуж­да­ет меня жить толь­ко там, где я «при­креп­лен». То есть мое пра­во сво­бод­но­го пере­ме­ще­ния, гаран­ти­ро­ван­ное Кон­сти­ту­ци­ей, нару­ше­но. При­чем наг­ло, без­дум­но и без како­го-то вра­зу­ми­тель­но­го обоснования.

Я открою страш­ную тай­ну. Совет­ская про­пис­ка – сим­вол соци­а­ли­сти­че­ско­го раб­ства – вооб­ще-то у нас нико­гда и не отме­ня­лась. Про­сто в Казах­стане она по-дру­го­му назы­ва­лась – реги­стра­ция по месту житель­ства. А была она у нас все­гда. Сего­дня ее про­сто реши­ли усу­гу­бить. Так что это у нас реци­див из сов­ка, что в оче­ред­ной раз дока­зы­ва­ет пост­со­вет­скую при­ро­ду нашей вла­сти. Как они не рядят­ся в либе­раль­но-демо­кра­ти­че­ские одеж­ды, но тота­ли­тар­но-крас­ное все рав­но лезет наружу.

Ну, не могут они без кон­тро­ля! Они же по квар­ти­рам будут ходить и выяв­лять тех, кто не по их пра­ви­лам живет. Непо­ря­док это, если взрос­лый сын про­пи­сан у мате­ри, а живет у жен­щи­ны в граж­дан­ском бра­ке. При­хо­дит чело­век в пого­нах и застав­ля­ет его вер­нуть­ся в роди­тель­ский дом. Или наобо­рот – поссо­рил­ся муж с женой, снял квар­ти­ру. Ан, нет! При­дут и за ним – мол, не поло­же­но, воз­вра­щай­ся в семью. Да мало ли как может сло­жить­ся жизнь у чело­ве­ка, когда он вынуж­ден жить в одном месте, а быть про­пи­сан в дру­гом! Кому какое дело, где и с кем я живу? Что вы лезе­те в мою лич­ную жизнь? Что вы все выню­хи­ва­е­те и тер­ро­ри­зи­ру­е­те сво­и­ми пред­пи­са­ни­я­ми и штра­фа­ми? Зачем эта тоталь­ная слеж­ка за зако­но­по­слуш­ны­ми граж­да­на­ми стра­ны, если вам нуж­ны все­го-то несколь­ко десят­ков тер­ро­ри­стов? Может, луч­ше ими занять­ся? Не напря­гая всех остальных.

 

–Тем не менее, сена­то­ры в голу­бом гла­зу заяви­ли, что реги­стра­ция помо­жет уста­но­вить пра­во­по­ря­док. Осо­бен­но по тем граж­да­нам, кото­рые име­ют дол­ги, в том чис­ле по али­мен­там, кото­рые убе­га­ют от адми­ни­стра­тив­ной ответ­ствен­но­сти, нахо­дят­ся в розыс­ке, и в отно­ше­нии тех, кто зани­ма­ет­ся тер­ро­риз­мом и экс­тре­миз­мом. Но поче­му за долж­ни­ков по али­мен­там долж­ны «отду­вать­ся» зако­но­по­слуш­ные граж­дане? Ведь по сути выхо­дит, что все казах­стан­ское насе­ле­ние постав­ле­но под кол­пак подо­зре­ний в воз­мож­но­сти совер­ше­ния ими каких-то пра­во­на­ру­ше­ний или пре­ступ­ле­ний. Но не может же быть, что­бы 17-мил­ли­он­ное насе­ле­ние, в том чис­ле мла­ден­цы, в одно­ча­сье ста­ли подозреваемыми!

– То есть сле­ду­ю­щий аргу­мент – необ­хо­ди­мость наве­де­ния поряд­ка. Что­бы узнать потреб­ность, к при­ме­ру, школь­ни­ков, про­це­ду­ра суще­ство­ва­ла все­гда. Спе­ци­аль­но обу­чен­ные люди из Мини­стер­ства про­све­ще­ния ходи­ли все­гда по домам, отпи­сы­ва­ли школь­ни­ков из одной шко­лы и про­пи­сы­ва­ли в дру­гую. То же самое сей­час будут делать поли­цей­ские. Но с этой рабо­той они не спра­вят­ся, пото­му что он не про­фес­си­о­нал, он не зна­ет детей, да к тому же эту инфор­ма­цию никто ему не даст. Наш поли­цей­ский с его уров­нем обра­зо­ва­ния, зна­ни­ем зако­нов и под­го­тов­ки – это смешно.

Теперь в отно­ше­нии тер­ро­ри­стов. Это тоже смеш­но. Тер­ро­ри­сты по опре­де­ле­нию – люди, нахо­дя­щи­е­ся в под­по­лье. Тер­ро­рист – это чело­век, кото­рый скры­ва­ет­ся от вла­сти, и ему есть что скры­вать, пря­тать, пото­му что он вне зако­на, пото­му что он при­шел уби­вать людей. Хотя я счи­таю, что у нас, в Казах­стане, нет тер­ро­ри­стов. Есть экс­тре­ми­сты, кото­рых жизнь застав­ля­ет быть экс­тре­ми­ста­ми. Нель­зя, конеч­но, этим оправ­ды­вать их, но это раз­ные вещи. Тер­ро­рист нико­гда не пой­дет реги­стри­ро­вать­ся, а боль­шой тер­ро­рист с боль­ши­ми свя­зя­ми будет реги­стри­ро­вать­ся, и более того, поли­цей­ские его будут охра­нять. Это вам не при­ба­вить и не уба­вить с точ­ки зре­ния про­бле­мы анти­тер­ро­ри­сти­че­ской. В чем тогда смысл зако­на, если он рабо­та­ет толь­ко про­тив про­стых граж­дан? То есть он услож­ня­ет их жизнь, но не тер­ро­ри­стов, не помо­га­ет ком­му­наль­ным служ­бам и вра­чам, нико­му. Тогда зачем он нужен?

Это еще один хоро­ший урок для казах­стан­цев, нагляд­но демон­стри­ру­ю­щий анти­на­род­ную сущ­ность нынеш­ней вла­сти. Если чест­но, то никто луч­ше самой вла­сти это­го не смог бы сде­лать. Так что при всех мину­сах реги­стра­ции для про­стых граж­дан есть и боль­шой плюс для общей ситу­а­ции – гла­за у людей откры­ва­ют­ся, они начи­на­ют думать и делать выводы.

А это очень хоро­шо. Гля­жу на оче­ре­ди в ЦОНах, а перед гла­за­ми дру­гое. Каж­дый народ име­ет ту «реги­стра­цию», какую он заслу­жи­ва­ет. Я нико­го не отго­ва­ри­ваю. Людей мож­но понять, но и мол­чать по пово­ду покор­но­сти тоже нель­зя. Все долж­ны знать, как это выгля­дит со сто­ро­ны. Что­бы делать выво­ды на будущее.

 

– Поли­цей­ские заяви­ли, что целе­на­прав­лен­ных пове­рок про­во­дить не будут. Место реги­стра­ции будет уста­нав­ли­вать­ся при задер­жа­нии лиц, совер­шив­ших пра­во­на­ру­ше­ния и преступления…

– То, что власть успо­ка­и­ва­ет, что все будет закон­но, – это жела­е­мое. Людям не чуж­до жела­ние иметь поболь­ше денег. До 7 янва­ря пошли уже про­ве­рять, хотя офи­ци­аль­ные лица сооб­ща­ли, что про­вер­ки нач­нут­ся с 7 янва­ря. Если бы я был худож­ни­ком, нари­со­вал бы такую кар­ти­ну: гаиш­ник пере­да­ет эста­фе­ту мигра­ци­он­ни­ку, теперь он будет ходить по квар­ти­рам и соби­рать мзду. Пото­му что кор­руп­ция есть одна из тех осо­бен­но­стей людей, без кото­рой уже про­сто невоз­мож­но жить. Так уж сло­жи­лась. Кор­руп­ция и мздо­им­ство ста­ли состав­ной частью нашей жиз­ни. Мож­но сме­ять­ся или пла­кать по это­му пово­ду, но де-факто так.

Далее, зачем решать про­бле­мы низ­кой ква­ли­фи­ка­ции пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов за счет созда­ния про­блем граж­да­нам всей стра­ны? Нечест­но это. Есть про­бле­ма с тер­ро­ри­ста­ми – лови­те их. Но не впря­гай­те в этот про­цесс всех и вся. Казах­стан­цы здесь ни при чем. Мы – НЕ ТЕРРОРИСТЫ! Мы – доб­ро­по­ря­доч­ные граж­дане этой стра­ны, и мы не дава­ли пово­да для того, что­бы уста­нав­ли­вать за нами тоталь­ную слежку.

Вооб­ще-то если кто забыл, мы и есть тот самый народ, кото­рый, соглас­но Кон­сти­ту­ции, явля­ет­ся источ­ни­ком госу­дар­ствен­ной вла­сти. Вла­сти, кото­рая орга­ни­зу­ет этот тоталь­ный и бес­смыс­лен­ный кон­троль над теми, кто им дал эту власть. Может, вспом­ни­те об этом!

Основ­ной закон стра­ны гаран­ти­ру­ет непри­кос­но­вен­ность жили­ща и част­ной жиз­ни казах­стан­цев. Инсти­тут реги­стра­ции по месту житель­ства – это имен­но тот слу­чай, когда вла­сти лезут в лич­ную жизнь людей, дик­туя, где и как им жить. Тем более, что с жильем в стране боль­шие про­бле­мы. Сто­ит ли усугублять?

 

– В циви­ли­зо­ван­ных стра­нах исполь­зу­ет­ся еди­ная ком­пью­тер­ная систе­ма реги­стра­ции. За чет­верть века в Казах­стане такую базу не внед­ри­ли. Воз­мож­но, вла­сти она не устра­и­ва­ет. Если так, то поче­му? Может, соба­ка зары­та вовсе не там, как пыта­ют­ся нам объ­яс­нить, а дело в боль­шой поли­ти­ке: при нали­чии еди­ной ком­пью­тер­ной систе­мы реги­стра­ции слож­нее «доста­вать» сво­их поли­ти­че­ских оппо­нен­тов, объ­яв­лен­ных в меж­ду­на­род­ный розыск?

– Дей­стви­тель­но, по слу­хам, задум­ка-то пре­зи­ден­та была о созда­нии систе­мы кон­тро­ля с помо­щью совре­мен­ных тех­но­ло­гий. Насколь­ко это вер­но, не знаю. Созда­ние нечто тако­го, что суще­ству­ет на Запа­де, когда ты въез­жа­ешь в стра­ну – сра­зу попа­да­ешь в ком­пью­тер­ную базу. И все. Ты уже заре­ги­стри­ро­ван в этой стране, боль­ше ниче­го от тебя не надо. Воз­мож­но, раз­го­вор шел об этой систе­ме. Тогда это оправ­да­но и понят­но. Но я не знаю, поче­му в силу неспо­соб­но­сти и неком­пе­тент­но­сти наши ребя­та все сво­дят к баналь­но­му кон­тро­лю. Тра­ди­ци­он­но­му кон­тро­лю, когда поли­цей­ские ходят и про­ве­ря­ют. Это камен­ный век! Сколь­ко мож­но шпи­о­нить за соб­ствен­ны­ми граж­да­на­ми? Есть тех­ни­ка, есть новые тех­но­ло­гии, в кон­це кон­цов, у каж­до­го чело­ве­ка есть мобиль­ный теле­фон. Он попа­да­ет в базу дан­ных, любой поли­цей­ский в слу­чае чего про­сто вхо­дит в эту базу дан­ных, зна­ет даже, где ты нахо­дишь­ся. Никто не дер­га­ет­ся. Рабо­тать в этом направ­ле­нии надо.

 

– Мы пом­ним ситу­а­цию с Земель­ным кодек­сом, при­ня­тым с пол­ным игно­ри­ро­ва­ни­ем мне­ния обще­ствен­но­сти. Но и при при­ня­тии зако­на о реги­стра­ции пред­ста­ви­те­ли обще­ствен­но­сти (исклю­че­ние – Досым Сат­па­ев, Евге­ний Жовтис, Мух­тар Тай­жан) про­яви­ли пас­сив­ность в дис­кус­си­ях. Почему?

– Я тоже удив­ля­юсь. Неко­то­рых пред­ста­ви­те­лей обще­ствен­но­сти, кото­рые сами устра­ни­лись от это­го вопро­са, мне совсем не понять. По боль­шо­му сче­ту, реги­стра­ция и дак­ти­ло­ско­пия – это нор­маль­ная про­це­ду­ра во всех циви­ли­зо­ван­ных стра­нах. Я тоже счи­таю, что реги­стра­ция долж­на суще­ство­вать в стране. Но не в этом Казах­стане и не сегодня.

 

– Поче­му?

– Объ­яс­няю. Где гаран­тия, что мои паль­чи­ки зав­тра не будут исполь­зо­ва­ны про­тив меня? У меня нет уве­рен­но­сти в том, в чем я не дове­ряю тем орга­нам, кото­рые сего­дня будут ими пользоваться.

Я знаю, что там есть кор­руп­ция, знаю, что там есть поли­ти­че­ская анга­жи­ро­ван­ность, знаю, что власть в рас­пра­ве со сво­и­ми поли­ти­че­ски­ми оппо­нен­та­ми вполне может исполь­зо­вать эти паль­чи­ки для того, что­бы они были обна­ру­же­ны на паке­ти­ке с нар­ко­ти­ка­ми или еще где-то.

То же самое с реги­стра­ци­ей. Да, она долж­на быть. Но не такая и в не такой стране, где поли­цей­ские про­даж­ные, где про­цве­та­ет взя­точ­ни­че­ство, где в ЦОНах не могут орга­ни­зо­вать рабо­ту так, чтоб не было оче­ре­дей. Даже с этой точ­ки зре­ния, сде­лай­те так, чтоб у людей были квар­ти­ры, а потом тре­буй­те у них реги­стра­цию, сде­лай­те так, что­бы поли­цей­ские не пре­вра­ща­ли кон­троль в зауряд­ный, уни­зи­тель­ный поваль­ный шмон и обыск.

Неза­ви­си­мо от того, чем все это закон­чит­ся, людей, нега­тив­но отно­ся­щих­ся к вла­сти и лич­но к Назар­ба­е­ву, после это­го ста­нет в разы боль­ше. И это не может не радо­вать тех, кто это­му режи­му оппо­ни­ру­ет. С точ­ки зре­ния дис­кре­ди­та­ции режи­ма Назар­ба­е­ва, авто­рам вре­мен­ной реги­стра­ции от всех его оппо­нен­тов огром­ное спа­си­бо! Понят­но, что дан­ные пре­ступ­ные дей­ствия совер­ша­ют­ся теми, кто не заин­те­ре­со­ван в отмене зако­на о вре­мен­ной регистрации.

 

– Кому это выгодно?

– Это конеч­но, рито­ри­че­ский вопрос. Закон про­дви­га­ют пар­ла­мен­та­рии и пра­ви­тель­ство, так что не исклю­че­но, что ноги рас­тут имен­но отту­да. По край­ней мере, понят­но, что они заин­те­ре­со­ва­ны в том, что­бы пети­ция об отмене зако­на о вре­мен­ной реги­стра­ции, опуб­ли­ко­ван­ная в соц­се­тях, не набра­ла боль­шо­го коли­че­ства под­пи­сей. Может, про­ку­ра­ту­ре пора отре­а­ги­ро­вать на это и воз­бу­дить уго­лов­ное дело по фак­ту нару­ше­ния прав на полу­че­ние и рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции? Ведь кто-то кон­крет­но хули­га­нит, лишая граж­дан пра­ва на выра­же­ние сво­е­го мне­ния. Или про­ку­ра­ту­ра в оче­ред­ной раз сде­ла­ет вид, что ее это не касается?

Но в таком слу­чае это будет озна­чать, что сво­им без­дей­стви­ем орган, отве­ча­ю­щий за соблю­де­ние закон­но­сти, не выпол­ня­ет сво­их долж­ност­ных обя­зан­но­стей и потвор­ству­ет ука­зан­ным нару­ше­ни­ям прав казах­стан­цев. Пора понять, что без­дей­ствие в подоб­ных слу­ча­ях может вос­при­ни­мать­ся как соуча­стие в преступлении.

 

– Боль­шин­ство граж­дан стра­ны счи­та­ет, что во вре­мен­ной реги­стра­ции по месту житель­ства нет ниче­го страш­но­го. Мол, чисто фор­маль­ная про­це­ду­ра, к кото­рой все быст­ро при­вык­нут и о кото­рой ско­ро забудут.

– Увы, у этой реги­стра­ции есть обо­рот­ная сто­ро­на – «про­вер­ка по месту житель­ства». Вот здесь начи­на­ет­ся откро­вен­ный поли­цей­ский бес­пре­дел. Про­це­ду­ра про­ста до иди­о­тиз­ма – при­хо­дит участ­ко­вый и, застав у вас чело­ве­ка без реги­стра­ции в этой квар­ти­ре, штра­фу­ет его и вас. Все ваши попыт­ки дока­зать, что он здесь в пер­вый раз и зашел все­го пять минут назад – тупо игно­ри­ру­ют­ся. Никто даже не будет опра­ши­вать сосе­дей. Выпи­сы­ва­ет­ся штраф, кото­рый вы може­те обжа­ло­вать в суде, но смыс­ла в этом нет, пото­му что суды одно­знач­но на сто­роне поли­ции. Это я вам гово­рю, как чело­век, кото­рый в сво­ей пра­во­за­щит­ной дея­тель­но­сти стал­ки­вал­ся с этим не раз. Это общая прак­ти­ка, кото­рая суще­ству­ет дав­но. Вот в этом-то глав­ная про­бле­ма этой самой реги­стра­ции. И вот это­го не пони­ма­ют те, кто дума­ет, что их про­бле­мы кон­чат­ся после реги­стра­ции в ЦОНе. Увы, они толь­ко нач­нут­ся. Уже одно­го это­го доста­точ­но, что­бы отме­нить этот закон!

 

– Вам не кажет­ся, что ситу­а­ция с реги­стра­ци­ей вновь про­де­мон­стри­ро­ва­ла то, что граж­дане стра­ны не гото­вы к про­те­стам? Все друж­но побе­жа­ли в ЦОНы, даже не задав­шись вопро­сом, а зачем это нуж­но и как оно сооб­ра­зу­ет­ся с пра­ва­ми человека.

– Согла­сен. Сего­дня народ для тех про­те­стов, о кото­рых я гово­рю и кото­рых боит­ся власть, не созрел. Это де-факто. Но сам по себе этот про­цесс, вот эта вол­на, под­ня­тая в соци­аль­ных сетях, она к чему-то при­ве­ла. Пото­му что в стране на поря­док ста­ло боль­ше людей, нега­тив­но отно­ся­щих к вла­сти. Это шко­ла. Пер­вая шко­ла была по зем­ле, когда людям пока­за­ли, что из себя пред­став­ля­ет власть. Вто­рая – анти­на­род­ную сущ­ность суще­ству­ю­щей вла­сти пока­за­ла реги­стра­ция. Люди, кото­рых вышвыр­ну­ли из квар­тир, уже несколь­ко дру­ги­ми гла­за­ми будут смот­реть на эту власть. Будет еще дру­гая шко­ла. И все они осу­ществ­ля­ют глав­ное – дис­кре­ди­та­цию вла­сти в гла­зах наро­да. В отсут­ствии оппо­зи­ции власть сама себя реаль­но и успеш­но дис­кре­ди­ти­ру­ет. И меня, как ее оппо­нен­та, это очень радует.

 

– Спа­си­бо за интервью!

Бахыт­гуль МАКИМБАЙ,

Жума­би­ке ЖУНУСОВА,

«

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн