Сергей ДУВАНОВ: C ЭТОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ власть сама дискредитирует РЕЖИМ НАЗАРБАЕВА

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №1 (365) от 12 января 2017 г.

 

Дат-диалог

 


 

Новый закон о временной регистрации граждан Казахстана внес сумятицу в умы и настроения не только простых законопослушных людей. Судя по тому, как развиваются события, еще большая сумятица в стане разработчиков, пролоббировавших его, и законодателей, согласившихся с ними. Некоторые депутаты парламента, видимо, с большого перепуга перед предстоящей ответственностью уже открещиваются от своей причастности к «единогласному» голосованию. Словом, комедь да и только.

Своей оценкой происходящего с читателями «D» делится журналист и просто Гражданин нашей страны Сергей ДУВАНОВ.

 

– Сергей, наше правительство в очередной раз распорядилось нашей жизнью законом об обязательной регистрации. В соцсетях – взрыв негодования, в ЦОНах – километровые очереди. Народ в панике. Словом, полная неразбериха. Как всегда, власть поставила граждан перед фактом, ничего предварительно им не разъяснив, не спросив их мнение. Скажите, зачем нам эта регистрация в собственной же стране? Какие истинные цели преследует новый закон? Каким образом закон ущемляет права казахстанцев на свободу передвижения? И не об этом ли монолог Жванецкого?

– Я согласен с вами. Регистрация собственных граждан в собственной стране – это дикость. Все-таки это получение визы. Зачем получать визы для актюбинца или чимкентца для проживания, скажем, в Алматы? Вам выдают визу на 30 дней и через 30 дней вы опять должны бежать в ЦОН, чтобы получить визу на следующие 30 дней. Ну, не абсурд ли это?

У гражданина Казахстана есть всем известный сине-голубой паспорт. Этот основной документ позволяет тебе перемещаться как по территории Казахстана, так и выезжать за рубеж. Свободное перемещение по своей стране – это то неотъемлемое право, которое нам гарантировано Конституцией. Беспрепятственно перемещаться, проживать где угодно, не боясь, что тебя могут выселить, препятствовать твоему проживанию у родственников или друзей.

Такой закон существовал давно, изменились только сроки, они стали более жесткими. Ажиотаж и паника по поводу обязательной временной регистрации произошли у нас, как в случае с землей. Землю продавали давно, о чем простые граждане, не включенные в общественные процессы, только догадывались. А тут внесли изменения в Земельный кодекс, которые разрешали продавать землю иностранным физическим и юридическим лицам, сдавать ее им в долгосрочную аренду. Чем все это закончилось, хорошо известно.

Мы вспомнили об этих событиях далеко не давно минувших дней после того, как буквально сразу после фейерверков Нового года к нам вдруг стали стучаться в двери полицейские, требуя от людей рассказать, кто у них спит, кто там у них живет. Естественно, людей это возмутило. Люди видят, что ничего в их жизни не улучшается, собственной квартиры нет. И вместо того, чтобы помочь им решать эти проблемы, власть приходит и говорит: «Где вы живете? Почему прячетесь от нас?». Никто не прячется, люди привыкли в этой стране, где у половины населения нет собственного жилья, арендовать крышу над головой, в поисках работы и лучшей доли перемещаться с места на место. И это нормальная, динамичная ситуация.

Но нет же, власти решили наложить руку на конституционное право граждан на свободу передвижения, усугубить ситуацию, создать новую проблему простому человеку, который итак просто выживает. Оттуда этот весь негатив!

 

– И все-таки откуда ноги растут у закона о регистрации?

– Большинство людей склоняется к тому, что сборами за оформление временной регистрации власть намерена пополнить изрядно прохудившийся бюджет, что связано с огромными затратами на проведение зимней Универсиады и ЭКСПО-2017.

Я не согласен с такой версией, потому что этот процесс объективный, авторитарный режим по-другому не может. По своей природе она может только закручивать гайки. Чем туже гражданам, тем хуже стране – экономически, социально-политически. Есть проблемы в стране, они боятся, что эти проблемы могут как-то повилять на ее устойчивость. Чтоб этого не произошло, закручиваются гайки по всем направлениям. То ужесточают закон для верующих, то взялись за неправительственные организации, мол, откуда, кем и на что они финансируются, куда их тратят. Потом установили тотальный контроль за интернетом – взяли и объявили его как СМИ, поставили под зависимость от всякой дури чиновников, блокируют как могут за малейшее подозрение. Как видим, и этого им показалось мало. Придумали временную регистрацию. Политическое поле вообще защищено, все СМИ привели к покорности. Следующий объект тотального контроля – это простые граждане, которые ходят сами по себе, днюют и ночуют, где они считают нужным. Власти надо было залезть к нам в постель в прямом смысле этого выражения, и она это сделала.

Вы только вдумайтесь в очевиднейшую нелепость закона о регистрации по месту жительства. Это грубейшее нарушение прав человека. Кто дал право в правительстве и в парламенте решать, где мне жить? А этот закон со всей очевидностью принуждает меня жить только там, где я «прикреплен». То есть мое право свободного перемещения, гарантированное Конституцией, нарушено. Причем нагло, бездумно и без какого-то вразумительного обоснования.

Я открою страшную тайну. Советская прописка – символ социалистического рабства – вообще-то у нас никогда и не отменялась. Просто в Казахстане она по-другому называлась – регистрация по месту жительства. А была она у нас всегда. Сегодня ее просто решили усугубить. Так что это у нас рецидив из совка, что в очередной раз доказывает постсоветскую природу нашей власти. Как они не рядятся в либерально-демократические одежды, но тоталитарно-красное все равно лезет наружу.

Ну, не могут они без контроля! Они же по квартирам будут ходить и выявлять тех, кто не по их правилам живет. Непорядок это, если взрослый сын прописан у матери, а живет у женщины в гражданском браке. Приходит человек в погонах и заставляет его вернуться в родительский дом. Или наоборот – поссорился муж с женой, снял квартиру. Ан, нет! Придут и за ним – мол, не положено, возвращайся в семью. Да мало ли как может сложиться жизнь у человека, когда он вынужден жить в одном месте, а быть прописан в другом! Кому какое дело, где и с кем я живу? Что вы лезете в мою личную жизнь? Что вы все вынюхиваете и терроризируете своими предписаниями и штрафами? Зачем эта тотальная слежка за законопослушными гражданами страны, если вам нужны всего-то несколько десятков террористов? Может, лучше ими заняться? Не напрягая всех остальных.

 

–Тем не менее, сенаторы в голубом глазу заявили, что регистрация поможет установить правопорядок. Особенно по тем гражданам, которые имеют долги, в том числе по алиментам, которые убегают от административной ответственности, находятся в розыске, и в отношении тех, кто занимается терроризмом и экстремизмом. Но почему за должников по алиментам должны «отдуваться» законопослушные граждане? Ведь по сути выходит, что все казахстанское население поставлено под колпак подозрений в возможности совершения ими каких-то правонарушений или преступлений. Но не может же быть, чтобы 17-миллионное население, в том числе младенцы, в одночасье стали подозреваемыми!

– То есть следующий аргумент – необходимость наведения порядка. Чтобы узнать потребность, к примеру, школьников, процедура существовала всегда. Специально обученные люди из Министерства просвещения ходили всегда по домам, отписывали школьников из одной школы и прописывали в другую. То же самое сейчас будут делать полицейские. Но с этой работой они не справятся, потому что он не профессионал, он не знает детей, да к тому же эту информацию никто ему не даст. Наш полицейский с его уровнем образования, знанием законов и подготовки – это смешно.

Теперь в отношении террористов. Это тоже смешно. Террористы по определению – люди, находящиеся в подполье. Террорист – это человек, который скрывается от власти, и ему есть что скрывать, прятать, потому что он вне закона, потому что он пришел убивать людей. Хотя я считаю, что у нас, в Казахстане, нет террористов. Есть экстремисты, которых жизнь заставляет быть экстремистами. Нельзя, конечно, этим оправдывать их, но это разные вещи. Террорист никогда не пойдет регистрироваться, а большой террорист с большими связями будет регистрироваться, и более того, полицейские его будут охранять. Это вам не прибавить и не убавить с точки зрения проблемы антитеррористической. В чем тогда смысл закона, если он работает только против простых граждан? То есть он усложняет их жизнь, но не террористов, не помогает коммунальным службам и врачам, никому. Тогда зачем он нужен?

Это еще один хороший урок для казахстанцев, наглядно демонстрирующий антинародную сущность нынешней власти. Если честно, то никто лучше самой власти этого не смог бы сделать. Так что при всех минусах регистрации для простых граждан есть и большой плюс для общей ситуации – глаза у людей открываются, они начинают думать и делать выводы.

А это очень хорошо. Гляжу на очереди в ЦОНах, а перед глазами другое. Каждый народ имеет ту «регистрацию», какую он заслуживает. Я никого не отговариваю. Людей можно понять, но и молчать по поводу покорности тоже нельзя. Все должны знать, как это выглядит со стороны. Чтобы делать выводы на будущее.

 

– Полицейские заявили, что целенаправленных поверок проводить не будут. Место регистрации будет устанавливаться при задержании лиц, совершивших правонарушения и преступления…

– То, что власть успокаивает, что все будет законно, – это желаемое. Людям не чуждо желание иметь побольше денег. До 7 января пошли уже проверять, хотя официальные лица сообщали, что проверки начнутся с 7 января. Если бы я был художником, нарисовал бы такую картину: гаишник передает эстафету миграционнику, теперь он будет ходить по квартирам и собирать мзду. Потому что коррупция есть одна из тех особенностей людей, без которой уже просто невозможно жить. Так уж сложилась. Коррупция и мздоимство стали составной частью нашей жизни. Можно смеяться или плакать по этому поводу, но де-факто так.

Далее, зачем решать проблемы низкой квалификации правоохранительных органов за счет создания проблем гражданам всей страны? Нечестно это. Есть проблема с террористами – ловите их. Но не впрягайте в этот процесс всех и вся. Казахстанцы здесь ни при чем. Мы – НЕ ТЕРРОРИСТЫ! Мы – добропорядочные граждане этой страны, и мы не давали повода для того, чтобы устанавливать за нами тотальную слежку.

Вообще-то если кто забыл, мы и есть тот самый народ, который, согласно Конституции, является источником государственной власти. Власти, которая организует этот тотальный и бессмысленный контроль над теми, кто им дал эту власть. Может, вспомните об этом!

Основной закон страны гарантирует неприкосновенность жилища и частной жизни казахстанцев. Институт регистрации по месту жительства – это именно тот случай, когда власти лезут в личную жизнь людей, диктуя, где и как им жить. Тем более, что с жильем в стране большие проблемы. Стоит ли усугублять?

 

– В цивилизованных странах используется единая компьютерная система регистрации. За четверть века в Казахстане такую базу не внедрили. Возможно, власти она не устраивает. Если так, то почему? Может, собака зарыта вовсе не там, как пытаются нам объяснить, а дело в большой политике: при наличии единой компьютерной системы регистрации сложнее «доставать» своих политических оппонентов, объявленных в международный розыск?

– Действительно, по слухам, задумка-то президента была о создании системы контроля с помощью современных технологий. Насколько это верно, не знаю. Создание нечто такого, что существует на Западе, когда ты въезжаешь в страну – сразу попадаешь в компьютерную базу. И все. Ты уже зарегистрирован в этой стране, больше ничего от тебя не надо. Возможно, разговор шел об этой системе. Тогда это оправдано и понятно. Но я не знаю, почему в силу неспособности и некомпетентности наши ребята все сводят к банальному контролю. Традиционному контролю, когда полицейские ходят и проверяют. Это каменный век! Сколько можно шпионить за собственными гражданами? Есть техника, есть новые технологии, в конце концов, у каждого человека есть мобильный телефон. Он попадает в базу данных, любой полицейский в случае чего просто входит в эту базу данных, знает даже, где ты находишься. Никто не дергается. Работать в этом направлении надо.

 

– Мы помним ситуацию с Земельным кодексом, принятым с полным игнорированием мнения общественности. Но и при принятии закона о регистрации представители общественности (исключение – Досым Сатпаев, Евгений Жовтис, Мухтар Тайжан) проявили пассивность в дискуссиях. Почему?

– Я тоже удивляюсь. Некоторых представителей общественности, которые сами устранились от этого вопроса, мне совсем не понять. По большому счету, регистрация и дактилоскопия – это нормальная процедура во всех цивилизованных странах. Я тоже считаю, что регистрация должна существовать в стране. Но не в этом Казахстане и не сегодня.

 

– Почему?

– Объясняю. Где гарантия, что мои пальчики завтра не будут использованы против меня? У меня нет уверенности в том, в чем я не доверяю тем органам, которые сегодня будут ими пользоваться.

Я знаю, что там есть коррупция, знаю, что там есть политическая ангажированность, знаю, что власть в расправе со своими политическими оппонентами вполне может использовать эти пальчики для того, чтобы они были обнаружены на пакетике с наркотиками или еще где-то.

То же самое с регистрацией. Да, она должна быть. Но не такая и в не такой стране, где полицейские продажные, где процветает взяточничество, где в ЦОНах не могут организовать работу так, чтоб не было очередей. Даже с этой точки зрения, сделайте так, чтоб у людей были квартиры, а потом требуйте у них регистрацию, сделайте так, чтобы полицейские не превращали контроль в заурядный, унизительный повальный шмон и обыск.

Независимо от того, чем все это закончится, людей, негативно относящихся к власти и лично к Назарбаеву, после этого станет в разы больше. И это не может не радовать тех, кто этому режиму оппонирует. С точки зрения дискредитации режима Назарбаева, авторам временной регистрации от всех его оппонентов огромное спасибо! Понятно, что данные преступные действия совершаются теми, кто не заинтересован в отмене закона о временной регистрации.

 

– Кому это выгодно?

– Это конечно, риторический вопрос. Закон продвигают парламентарии и правительство, так что не исключено, что ноги растут именно оттуда. По крайней мере, понятно, что они заинтересованы в том, чтобы петиция об отмене закона о временной регистрации, опубликованная в соцсетях, не набрала большого количества подписей. Может, прокуратуре пора отреагировать на это и возбудить уголовное дело по факту нарушения прав на получение и распространения информации? Ведь кто-то конкретно хулиганит, лишая граждан права на выражение своего мнения. Или прокуратура в очередной раз сделает вид, что ее это не касается?

Но в таком случае это будет означать, что своим бездействием орган, отвечающий за соблюдение законности, не выполняет своих должностных обязанностей и потворствует указанным нарушениям прав казахстанцев. Пора понять, что бездействие в подобных случаях может восприниматься как соучастие в преступлении.

 

– Большинство граждан страны считает, что во временной регистрации по месту жительства нет ничего страшного. Мол, чисто формальная процедура, к которой все быстро привыкнут и о которой скоро забудут.

– Увы, у этой регистрации есть оборотная сторона – «проверка по месту жительства». Вот здесь начинается откровенный полицейский беспредел. Процедура проста до идиотизма – приходит участковый и, застав у вас человека без регистрации в этой квартире, штрафует его и вас. Все ваши попытки доказать, что он здесь в первый раз и зашел всего пять минут назад – тупо игнорируются. Никто даже не будет опрашивать соседей. Выписывается штраф, который вы можете обжаловать в суде, но смысла в этом нет, потому что суды однозначно на стороне полиции. Это я вам говорю, как человек, который в своей правозащитной деятельности сталкивался с этим не раз. Это общая практика, которая существует давно. Вот в этом-то главная проблема этой самой регистрации. И вот этого не понимают те, кто думает, что их проблемы кончатся после регистрации в ЦОНе. Увы, они только начнутся. Уже одного этого достаточно, чтобы отменить этот закон!

 

– Вам не кажется, что ситуация с регистрацией вновь продемонстрировала то, что граждане страны не готовы к протестам? Все дружно побежали в ЦОНы, даже не задавшись вопросом, а зачем это нужно и как оно сообразуется с правами человека.

– Согласен. Сегодня народ для тех протестов, о которых я говорю и которых боится власть, не созрел. Это де-факто. Но сам по себе этот процесс, вот эта волна, поднятая в социальных сетях, она к чему-то привела. Потому что в стране на порядок стало больше людей, негативно относящих к власти. Это школа. Первая школа была по земле, когда людям показали, что из себя представляет власть. Вторая – антинародную сущность существующей власти показала регистрация. Люди, которых вышвырнули из квартир, уже несколько другими глазами будут смотреть на эту власть. Будет еще другая школа. И все они осуществляют главное – дискредитацию власти в глазах народа. В отсутствии оппозиции власть сама себя реально и успешно дискредитирует. И меня, как ее оппонента, это очень радует.

 

– Спасибо за интервью!

Бахытгуль МАКИМБАЙ,

Жумабике ЖУНУСОВА,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн