«Общественная позиция»
(проект «DAT» №2 (366) от 19 января 2017 г.
Постфактум
Не хочу уподобляться некоторым, которые молчали в тряпочку о Баглане Майлыбаеве в его бытность замруководителя АП, а после его ареста оказались его нещадными критиками. Не буду плясать на его костях. Но, согласитесь, такой неожиданный поворот в его судьбе и такое же нежданное возвращение Марата Тажина на свое прежнее место в АП позволяют мне поразмышлять не только о последних арестах больших сановников, но и затронуть тему внутренней политики (ВП) государства, которая, к сожалению, стала вещью для внутреннего пользования властью.
Сначала о концептуально-вредном: историческое признание елбасы «сначала экономика, политика – потом» привело к тому, что произошла формальная деполитизация властного сознания. После таких слов все чиновники демонстративно уходили от чистой политики, к коей и относится ВП. Нет, конечно, политика присутствует везде, но власть как-то не привыкла о ней говорить. К тому же есть общеизвестный тезис чиновников о том, что «у нас есть только один политик, а мы, все остальные, его солдаты!».
Произошел уродливый перекос не только в терминологии и определении понятия и сущности ВП, но и целях и задачах всей вертикали власти, призванной заниматься ВП: во главу угла ставятся не общегосударственные интересы, включая стратегию и тактику государства в ВП, а текущие, сиюминутные и конъюнктурные темы и вопросы, зачастую неправильно сформулированные задачи действующей власти (в первую очередь, конечно, интересы елбасы). Вместо определения перспектив развития страны ВП стала банальной прислужницей текущих (и не только идеологических!) запросов власти! В этом, пожалуй, и заключается самая главная ошибка современной казахстанской ВП! Не изменив такой подход, мы не изменим ничего в сложившейся внутриполитической ситуации!
ВП присущи теневые, скрытые от общества формы: в ее разработке не участвует не только гражданское общество (куда уж ему!), но и сами конституционные ветви власти. Вы когда-нибудь слышали, чтобы тот или иной закон или подзаконный акт, или иная, официальная инициатива в сфере ВП обсужадалась бы стенах парламента или правительства? Нет! Администрация президента, прикрываясь авторитетом елбасы, как-то незаметно монополизировала право осуществления основных направлений ВП. Все смирились с этим. В том числе и другие ветви власти.
Все главные внутриполитические посылы и идеи задумываются в узком (неконституционном!) кругу меняющихся клерков. Видимо, по этой причине многие задумки власти в области ВП так и остались на бумаге, или же не до конца реализованы. Причина одна: они изначально были мертворожденными, ибо не прошли широкое плюралистическое обсуждение в обществе.
А общество, тем временем, меняется, становится все более просвещенным, ее уже на идеологической мякине не проведешь!
Олигархизация экономики привела к тому, что у нас и государственная политика, включая и внутренней политики, стали инструментом в руках наиболее влиятельных кланов! Посмотрите вокруг: произошла самая настоящая кланизация государственной идеологии: ее главные объекты и субъекты принадлежат конкретным олигархам и, пользуясь идеологическими терминами и прикрываясь квазигосударственными интересами, кланы ведут свою игру!
А такое положение дел – это уже реальная, вполне осязаемая угроза для национальной безопасности и будущего государства! Далеко ходить не надо: посмотрите на те же СМИ, которые благодаря лоббизму своих хозяев прибрели общенациональный статус! Какую конкретную политику они ведут, какие ценности, в том числе и геполитические, проповедуют! Проследите за основными темами и персонажами (как восхваляемыми, так и критикуемыми!) этих СМИ – и все вам станет ясно!А ведь они также финансируются из государственного кармана! Получается, что власть сама поощряет такую нездоровую и опасную тенденцию в идеологической сфере! Доколе?!
У идеологов Акорды нет живой и неформальной, незарегулированной сверху, взаимной и эффективной связи с обществом (я не имею в виду мертвые, бюрократизированные квазиобщественные структуры, призванные создавать соответствующий фон для официальных мероприятий). Такое ощущение, что власть элементарно боится открыто и честно разговаривать с собственным народом.
И вот такая, дискредитировавшая себя вконец ВП, точнее ее кураторы стали ныне героями дня.
Сначала об арестованном.
У нас все в сфере госуправления свелось к банальнейшему распилу бюджетных средств. Не является исключением и сфера ВП, где на проведение множественных (нужных и не нужных) мероприятий тратятся немалые средства. Не зря, когда в первичной информации об аресте Майлыбаева прозвучали конкретные цифры, никто в стране не удивился: все восприняли такой поворот как само собой разумеющимся.
Все эксперты в эти дни отметили одну вещь: полный провал идеологической работы государства и ее информационной политики! Государственные СМИ стали иными СМИ: средствами массовой… имитаций! Причем идет двойная имитация: имитация освещения имитаций бурной деятельности власти!
В нашем случае вполне уместно говорить об откровенно (и в ущерб национальным интересам самого Казахстана!) лоббистской деятельности Майлыбаева в сохранении главенства российской пропаганды. Добавьте сюда «черную полосу» в жизни ряда независимых отечественных СМИ и известных медиаперсон, как отец и сын Матаевы, мать и сын Ергалиевы-Шарипбаевы. И потому этот чиновник, который несколько лет подряд руководил этим направлением, несет полную ответственность за эти процессы и иные упущения!
Найти зломышленника (скажу больше: логово «собирателей и распростанителей госсекретов»!) не где-нибудь в правительстве, а в самом сердце Астаны – Акорде, которая априори, как жена Цезаря, должна быть вне всяких подозрений – это в наших условиях нечто! Не каждый глава спецслужб на это осмелится. Это – явный признак того, что КНБ, который и инициировал столь резонансное (шутка ли, враги народа окопались возле самого елбасы!) дело после прихода нового председателя приобрело беспрецедентно мощное влияние на президента (всем понятно, что без отмашки из самого главного кабинета в Акорде на такое никто и не посмел бы пойти!). Конечно, как институт, стоящий на страже национальной безопасности КНБ должен иметь такой вес и возможности. Но как он эти суперполномочия будет использовать в условиях отсутствия эффективного контроля со стороны общественности? Главное – не станет ли КНБ с такими полномочиями инструментом в руках одного из кланов?! У меня лично на этот вопрос однозначного ответа нет…
Много разговоров ныне и о возвращении во внутреннюю политику Марат Тажина.
Конечно, он интеллектуал, стратег, коих мало (почти нет!) в нынешней власти, где в тренде серость: чем серее, тем целее (только костюмы у них яркие, в один, уже раздражающий всех голубой цвет). Но возникает резонный вопрос: для чего его призвал в свою королевскую рать елбасы? Придать формальный экспертно-ученый лоск процессу перераспределения полномочий между ветвями власти? Или же у елбасы свои, нам неведомые планы в отношении Тажина? Неужели елбасы понял, куда закаталась вся внутренняя политика государства, и решил расчистить авгиевы конюшни, в которых давно не проводили генеральную уборку? Честно говоря, не очень верится в такое внезапное прозрение…
В этой ситуации и для самого Тажина наступает интересный период.
Сможет ли он сам проявить характер и продвинуть свои (наверняка адекватные сложившимся реалиям, ведь неглупый человек!) идеи у елбасы или же ограничится выполнением четко обозначенных начальством поручений?
Учитывая клановый характер нашей внутренней политики, сможет ли он встать выше узкогрупповых меркантильных интересов и быть реально равноудаленным от всех групп влияния? Или, как и все, интегрируется в одну из групп-фаворитов и будет дудеть в их дуду?
Судя по участившимся арестам высокопоставленных чиновников, до этого вялотекущий и скрытый от посторонних глаз процесс взаимного поедания скорпионов друг друга в одной банке, форсируется. Причем этот процесс становится как быстрым, так и неконтролируемым.
И какое место в ней займет доведенная до ручки внутреняя политика и ее новый куратор, мы узнаем совсем скоро…
• P.S. Если сравнить государство с человеческим организмом, то его структуры, отвечающие за внутреннюю политику, это – кровеносные сосуды, по которому течет сама Жизнь. А АП в таком случае – сердце, которое ежесекундно перекачивает кровь.
За 25 лет независимости наше сердце пережило несколько микроинфарктов. Судя по состоянию организма государства и внешним признакам, диагноз небезрадостен: страна накануне серьезного инфаркта.
Дай Бог не довести страну до этого!
Амиржан
КОСАНОВ,
специально для проекта «D»