«Общественная позиция»
(проект «DAT» №4 (368) от 2 февраля 2017 г.
Эхо недели
Возможно, повторюсь, но вновь должна констатировать: все слезы, всё отчаяние и безысходность от правового беспредела, творящегося в регионах Казахстана, вся надежда граждан, государствообразующих его, априори должной стать великой цивилизованной державой только в силу ее природных богатств, стекаются в златоглавую и чопорную Астану.
Как известно, ходоки из дальних губерний России, пришедшие со своими бедами к вождю мирового пролетариата, были приняты им в одночасье, как только узнал об этом. Наши граждане, облаченные конституционными правами, не могут попасть не только к начальникам уровня исполнительной власти, но даже к приближенным к их «телу». Вопрос: быть или не быть на приеме у главного начальника, решают самые что ни на есть рядовые клерки.
В случае с журналистом и правозащитником – руководителем ОО «Сарыағаш-Әділет» из Южно-Казахстанской области Амангельды Батырбековым, который приехал в Астану, чтобы найти справедливость и законность, произошло то же самое.
В понедельник, 31 января, он провел пресс-конференцию в Астане, где подробно рассказал о перипетиях своих правовых взаимоотношений с южно-казахстанскими властями.
По словам нашего коллеги, с 2015 года он преследуется за свою профессиональную деятельность. В частности, за публикации, разоблачающие неблаговидные деяния органов государственной исполнительной власти и прикрывающих их прокуроров и судей.
Поводом для его преследования стала статья, опубликованная 10 апреля 2015 г. в газете «Әділет», «Заңнан да, құдайдан да… немесе жазықсыздардың жанайқайы Бас Прокуратураға жете ме?» («Ни закона, ни Бога… или дойдет ли мольба невинных о помощи до Генеральной прокуратуры?». В ней автор высказал свое сомнение в законности действий заместителя прокурора Сарыагашского района ЮКО Нурлана Сапарова по двум уголовным делам. Прокурор оскорбился и подал в суд на автора за якобы клевету. И пошли суды-пересуды.
14 октября 2015 года Сарыагашский районный суд приговорил Батырбекова к полутора годам лишения свободы по статье «Клевета». Кто б сомневался в ином решении, если заявитель – местный прокурор.
29 января 2016 года приговор отменен Южно-Казахстанским областным судом: жалоба по клевете в соответствии с требованиями УПК РК должна рассматриваться не судом, а органом внутренних дел.
8 июня 2016 года Батырбеков вновь был взят под стражу по заявлению Сапарова в органы ВД. Судебные разбирательства продолжались в течение почти полугода.
19 января 2017 года Батырбеков был освобожден по амнистии. Но с этим он не согласен и добивается полного оправдания.
В Астану он и его супруга приехали, чтобы добиться аудиенции у генпрокурора. В чем им было отказано. Вчера, 1 февраля, Амангельды обещал быть в Генпрокуратуре и добиться своего. В противном случае, заявил он на пресс-конференции, готов пойти на крайние меры. Вплоть до акции самосожжения.
Когда завершалась верстка этого номера, Амангельды позвонил в столичный корпункт газеты и сообщил: сотрудник ГП, отвечающий за вопросы приема граждан генпрокурором Жакипом Асановым, пообещал, что скрупулезно разберутся с его жалобой, и не исключил перспективу личного приема Батырбекова с главным оком государева.
Акт самосожжения ГП отменил. И слава Богу.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»