«Общественная позиция»
(проект «DAT» №14 (378) от 13 апреля 2017 г.
Эхо недели
Экспертное мнение
Казахстан является сырьевым придатком и транзитной территорией, считает доктор политических наук, синолог Константин Сыроежкин.
«Мы уже являемся сырьевым придатком и транзитной территорией не только европейской, но и китайской экономики, это факт, с ним трудно спорить, и в ближайшей перспективе я альтернативы не вижу», – заявил К. Сыроежкин в ходе международной конференции «Развитие устойчивого мышления: Центрально-Азиатский путь» в понедельник.
«Нам и навязали, и мы с радостью приняли две вещи: сырьевую и торгово-транзитную направленность развития. Отсюда проблемы – политические, экономические, отсюда и деградация образования: зачем вкладывать в образование деньги, если для торговли оно не нужно, толкать тачку можно и без него?» – полагает К. Сыроежкин.
Более того, он считает, что сырьевая и торговая направленность серьезным образом меняют менталитет и психологию населения. «Что у нас сегодня является скрепой власти? Коррупция. Если мы уничтожим коррупцию, мы уничтожим власть. Это парадокс, но это так», – заявил К. Сыроежкин. При этом он уточнил, что имеет в виду под словом «мы». «Мы – это обобщенное понятие, под которым я имею в виду не только Казахстан, а все постсоветское пространство», – пояснил политолог.
Не очень оптимистичен эксперт и в оценке путей развития Казахстана в ближайшем будущем. «Нам предлагают массу вариантов. Рассмотрим два: Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и экономический пояс Шелкового пути. ЕАЭС предлагает реиндустриализацию, хоть какое-то развитие. Мы же смотрим на него опять с точки зрения торгово-транзитной парадигмы. Мы оцениваем его ценность с точки зрения сколько мы продали, каков экспорт-импорт, никто не смотрит, сколько инновационных предприятий создано, сколько человек там занято. Шелковый путь же прямо закрепляет за нами торгово-транзитную парадигму: мы не нужны Китаю как развитая промышленная страна, зачем ему создавать конкурента», – добавил ученый.
В то же время К. Сыроежкин предлагает правильно оценить собственные возможности. «У меня такое впечатление, что мы на постсоветском пространстве строим мост не поперек реки, а вдоль: отсюда постоянные реформы (не закончена одна – начинают другую), бесконечные программы развития, которые тоже не выполняются. Если мы не можем выпускать iPhone, то, может, и не надо его выпускать, надо просто понять, что мы можем и где», – резюмировал политолог.
КазТАГ