«Общественная позиция»
(проект «DAT» №17 (381) от 4 мая 2017 г.
Кто мешает модернизации?
И опять ЕНПФ в центре внимания, опять в информационном тренде. Единый пенсионный фонд в последнее время становится неким постоянным событийным драйвером информационного поля Казахстана, привлекая внимание всех: чиновников и депутатов, вкладчиков и пенсионеров, журналистов и блогеров.
Вспомним недавние события, которые произошли после тихого, незаметного и благополучного трехлетнего существования ЕНПФ. Но разве может в нашей стране тихо и незаметно существовать организация, имеющая активы почти в семь триллионов тенге? Разве ей дадут спокойно спать? Слишком много интересантов, слишком много движений и танцев вокруг ЕНПФ.
И, как некий текущий результат, задержание в декабре руководства ЕНПФ и их партнеров по сделке. И непонятное поведение Нацбанка, как регулятора и управляющего активами ЕНПФ.
Практически сразу после этих событий, после нового года идет обращение депутата Д. Еспаевой к премьеру и председателю Нацбанка, в котором она выражает несогласие всей фракции «Ак жол» с пояснениями Нацбанка о сложившейся ситуации и напоминает о сложившемся конфликте интересов, когда Нацбанк выступает одновременно и регулятором, и оператором ЕНПФ. Да и монопольное положение не стимулирует финансовых чиновников к прозрачной и эффективной работе. А завершает депутат свое обращение предложением о демонополизации ЕНПФ и возвращении к «конкурентным подходам в деятельности ПФ в лице нескольких крупных независимых участников».
Уж не знаю, чьи интересы лоббирует депутат, но это и не столь важно. Важно, что совсем недавно Нацбанк разработал «Направления модернизации пенсионной системы Казахстана», о которых я недавно писал более подробно. И эти действия лишь подтверждают то, что вокруг пенсионных активов идет постоянная лоббистская деятельность и оказывается давление по всем направлениям: и на депутатов, и на Нацбанк, и на чиновников, имеющих отношение к обсуждаемой ситуации о передаче пенсионных активов в «конкурентную среду».
Общественный резонанс и негативная реакция общества к ситуации в ЕНПФ вынудили финансовых чиновников на создание в феврале месяце с. г. Общественного совета ЕНПФ, куда вошли, прежде всего, они сами, а также журналисты и т.н. представители общественности. Природа создания этого совета очень проста. Создать прикрытие, или если хотите, отвлекающий маневр, чтобы хоть как-то, хоть на время успокоить вкладчиков, показав им, что теперь управление пенсионными активами будет под общественным контролем и беспокоиться не о чем.
Видите, каких людей мы созвали в этот совет? Все независимые и честные. Один к одному. Но они и разобраться, что к чему, не успели, как получили по голове мешком с 50 миллиардами пенсионных тенге для закупа железнодорожных вагонов для КТЖ. Эта ситуация сразу показала, кто в доме хозяин, какова истинная цена Общественного совета и как дальше будут развиваться отношения совета с Нацбанком и ЕНПФ. У Общественного совета были наполеоновские планы, и я не сомневаюсь в искренности их намерений.
Но опытные чиновники, прошедшие отечественные бюрократические кабинеты и коридоры и поднаторевшие в разных играх, схемах и подставах, быстро опустили их на грешную землю, показав истинное место Общественного совета.
Говорить же о том, что совет сможет повлиять на решения по инвестированию пенсионных активов, тем более руководствуясь интересами вкладчиков также наивно, как, например, всем составом совета слетать на Луну. Не прошло и двух месяцев, как независимый и свободолюбивый Досым Сатпаев – председатель Общественного совета ЕНПФ, и его коллеги Р. Ошакбаев и Б. Жуманова покинули Совет. Я не буду вдаваться в детали их публичных разъяснений о причинах ухода. То, что они сказали публично, тоже не имеет никакого значения. Это та ситуация, когда имеет значение не публичные разъяснения, а сам факт ухода.
А сам факт ухода говорит об очень простых вещах, а именно о том, что вышеперечисленные люди быстро убедились в опереточности и бессодержательности Общественного совета, который не имеет никаких реальных возможностей на что-нибудь влиять. Находиться там означало только одно, соглашаться, идти на поводу у чиновников и терять свое доброе имя. Тем не менее, не сомневаюсь, что совет будет благополучно существовать и дальше, теша самолюбие тех, кого реальные результаты не волнуют. Кроме того, он будет создавать ту самую дымовую завесу, под прикрытием которой можно будет громко говорить об интересах вкладчиков и продолжать инвестировать наши с вами накопления туда, куда скажут сверху. А насколько это будет соответствовать интересам вкладчиков ЕНПФ, догадайтесь сами.
Подтверждением того, что ничего не изменилось и не изменится, что ни аресты, ни создание Общественного совета ни на что не повлияют и никого не остановят, является недавнее выступление еще одного депутата от той же фракции. В своем запросе на имя премьер-министра депутат прямо указывает и на нецелевое использование пенсионных активов, и на искусственное завышение доходности, и на отсутствие публичности и прозрачности при принятии инвестиционных решений, и на многомиллиардные компенсации, которые получают топ-менеджеры компании.
«Появляются основания предполагать риски использования активов таких фондов для затыкания бюджетных дыр, а также для извлечения личной прибыли недобросовестными должностными лицами. Очевидно, что происходящие сегодня процессы могут привести не просто к подрыву, а к полной утрате доверия населения к деятельности таких структур», – заявляет депутат Никитинская и подтверждает это цифрами: «Согласно финансовому отчету ЕНПФ, прибыль по управлению пенсионными активами по итогам 2015 года составила 761 млрд тенге, из которых 452 млрд тенге – доход от операций с иностранной валютой в результате девальвации тенге. Тем не менее, помимо комиссии за управление пенсионными активами в размере 2,1 млрд. тенге, фонд выплатил Нацбанку комиссию в размере 16,2 млрд тенге. В следующем, 2016 году, по данным аналитиков, управление пенсионными активами обеспечило доходность в размере 7,95% при инфляции 8,5%, что дает отрицательное значение, то есть прямой убыток. Однако управляющим компаниям было оплачено вознаграждение в сумме 3,6 млрд тенге, банкам-кастодианам выплатили более 2,2 млрд тенге, еще 13,6 млрд тенге потрачено на административные расходы самого ЕНПФ».
Депутаты мажилиса от фракции «Ак жол» предлагают ввести даже персональную материальную ответственность руководства пенсионного фонда и фонда обязательного медстрахования за целевое и эффективное использование активов. Но сколько бы ни шумели депутаты, ЕНПФ идет своим путем, и доводы депутатов зависают в воздухе. Видимо, в ЕНПФ относятся к депутатам так же, как и во всей стране, не принимают их всерьез и не верят в их депутатскую эффективность. И хотя в данном случае я согласен с депутатами, но возникает вопрос, как мы дошли до такой жизни и что делать дальше?
Почему так происходит? Почему не работают никакие методы. Ничто не может повлиять на наших чиновников и остановить их беспредел? Уже до персональной ответственности дошли? А где же закон? Почему не работает закон? А где же огромное, зашкаливающее число правоохранителей? Как уберечь государственные и другие деньги от посягательств чиновников? СМИ пестрят информацией об арестах и посадках, а ничего не меняется. Стоит даже молодому парню занять теплое местечко, а уже через месяц на него надевают наручники.
Недавно президент принимал министра финансов Б. Султанова и акцентировал его внимание на выполнении трех основных задач. «Во-первых, необходимо повышать доходы в бюджет путем выработки соответствующих механизмов. В случае необходимости следует изучить зарубежный опыт. Во-вторых, нужно снизить государственные расходы. В-третьих, следует эффективно использовать выделенный бюджет».
Все правильно, но возникает вопрос. А как можно исполнить эти задачи имеющимся в наличии бюрократическим и чиновничьим корпусом, который сам является главным препятствием для реализации этих задач и главным тормозом на пути любых инициатив? Один из путей снижения государственных расходов – это жесткий контроль и ответственность за расходование средств и снижение численности огромного и неэффективного бюрократического корпуса.
А наши чиновники при их высокой неэффективности как раз только и умеют увеличивать количество самих себя и нецелевым образом расходовать любые средства. Развивать страну они не умеют. И им не важно, какие средства воровать. Будь то государственные деньги, или деньги пенсионного фонда, или деньги будущего фонда обязательного медицинского страхования, или деньги Национального фонда. В этом смысле деньги для чиновников действительно не пахнут. И примеров разных видов и способов воровства тысячи. Сколько за годы независимости было разных программ и проектов? Где они? Точнее, их результаты? Все разворовали чиновники. И основная масса их, за небольшими исключениями, продолжает эффективно воровать.
В этом смысле задачи, которые президент ставил перед министром финансов, мне представляются заведомо невыполнимыми. Разве будут чиновники резать сами себя и уменьшать свое количество? Или разве они перестанут воровать? Выходит, что они не будут выполнять вторую и третью задачу президента и «снижать государственные расходы и эффективно использовать выделенный бюджет»?
Напомню также, что у нас в стране в ФНБ «Самрук-Казына» имеется, по разным источникам, от 600 до 700 дочерних и внучатых компаний и организаций, при министерствах 370 подведомственных учреждений, в коммунальной собственности акиматов 6,5 тысяч организаций. Это сотни тысяч чиновников. Если добавить к ним еще несколько сотен тысяч, работающих в силовых органах, то возникает огромная армия ничего не производящих людей, на содержание которых уходит не менее половины бюджета страны. Мало того, что эти чиновники много тратят и ничего не производят, так они еще не в состоянии реализовать экономические программы и проекты, а их нормотворческая деятельность закручивания гаек губит любую инициативу и предпринимательство. Малый и средний бизнес в стране благодаря им практически исчез. Какая экономика какой страны в состоянии вынести такое?
Недавно общество было взбудоражено сообщением о переходе с кириллицы на латиницу к 2025 году. Сколько сразу возникло голосов и мнений. Я не буду сейчас вдаваться в политические и лингвистические дебаты и разные споры противоборствующих сторон. А поставлю только один вопрос. На переход, который займет немало времени, должны будут выделены большие деньги. А кто будет реализовывать переход на латиницу? Те же доморощенные, наши родные чиновники. Известные всем лица! А это значит, с очень высокой степенью вероятности, что переход на латиницу не будет реализован. По той простой причине, что деньги будут элементарно разворованы и растащены. Будет создано много разных комиссий и рабочих групп, будет сломано тысячи копий, будет проведено десятки тысяч заседаний и обсуждений, будет командировано сотни чиновников в десятки стран мира. Будет обсуждаться опыт исландцев и лапландцев, перуанских индейцев и африканских племен. Деньги исчезнут, а перехода на латиницу не будет. Или будет так, как сейчас с обещанным когда-то бесплатным изучением казахского языка. То есть неэффективно и с плохими результатами.
Недавно судьи прониклись, поняли и простили задержанного за взятку в 1 миллион долларов бывшего президента Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» Василия Ни. Он деятельно раскаялся. Судьи также приняли во внимание то, что он ранее не был судим, характеризуется с места работы и с места жительства положительно, видимо, председатель КСК хорошо о нем отзывался и судьи не могли не принять эти факты во внимание. И простили. Правда, за украденного барана или мешок муки те же судьи во внимание ничего берут и лепят пятерку, а то и больше. Поражает также позиция коммуниста Косарева, который сказал: «Пусть деньги вернет и гуляет», которого только за эти аморальные слова надо гнать из парламента.
Как вы думаете, кто самый внимательный, самый чуткий, самый заинтересованный и самый благодарный зритель и наблюдатель за историей с Василием Ни и его миллионом? Правильно! Это наш чиновник! Это он с замиранием сердца следил за развитием сюжета, и это он с ликованием и радостью воспринял освобождение В. Ни. Из этого он сделает очень важный для его дальнейшего благополучия вывод, что воровать и брать взятки можно. Только надо не мелочиться, а брать и воровать по-крупному. Чтобы хватило на все. Чтобы хватило на любой сценарий последующего развития событий. И что теперь стоят на этом фоне все наши планы и программы, проекты и задумки? Все планы и программы будут заболтаны и похоронены, а средства, на них отпущенные, будут разворованы огромным и неэффективным чиновничеством, которое сегодня является главным тормозом не только развития страны, но даже просто его существования.
Буквально пару-тройку недель назад была создана Национальная комиссия по модернизации общественного сознания при президенте РК. Как водится, уже разработали положение о нацкомиссии, сверстан план мероприятий, созданы рабочие группы по направлениям, которые в месячный срок должны представить «алгоритм действий с учетом необходимого ресурсного обеспечения», то есть с учетом денег, которые выделят на этот алгоритм. Если денег будет много, то и алгоритм действий будет большой и красивый, если же выделят мало, то не обессудьте… И состав комиссии уже сформирован. Конечно же, из самых достойных и самых продвинутых людей.
Но почему-то все это действие не вызывает у меня никакого доверия и никакого энтузиазма. Я даже не могу представить, какого результата смогут достичь люди, которые вошли в Нацкомиссию. Ведь это те самые люди, многие их которых не реализовали столько возможностей, которые предоставляла им жизнь. Я имею в виду возможности для народа. И почему-то я уверен, что все опять пойдет по наезженной колее. Будет очень много разговоров и дискуссий, протоколы собраний и совещаний рабочих групп составят многие тома и исчезнут в столах, а бюджет будет успешно освоен. А мое сознание, к счастью, как и сознание всего общества, останется в том же виде, в котором было и до этого, т.е. ничем не замутненным и ничем не испорченным. Будь моя воля, я бы переделал эту комиссию в комиссию по модернизации чиновничьего сознания. Чтобы они больше думали об интересах людей и страны, которым они обязаны служить в соответствии со своим служебным назначением, а не о собственном благополучии и поменьше бы изобретали проектов в духе Томазо Кампанеллы с его утопическим городом Солнца.
Да, и модернизировать сознание наших чиновников тоже, думаю, уже бесполезно. Слишком уж оно закостенело и не способно на созидание. И никак не соответствует реалиям и вызовам XXI века. Весь наш кадровый корпус нуждается, во-первых, в тотальном сокращении, во-вторых, в кардинальном пересмотре подходов по его формированию. Но в условиях существующей политической системы невозможно и это.
Потому что она сама себя резать по живому не будет. Только реальные политические реформы, реальная политическая конкуренция и развитый гражданский сектор сможет в корне изменить ситуацию и открыть шлюзы для развития страны и общества. В противном случае так и будем стагнировать и плестись по обочине жизни, деградируя и теряя молодых и креативных граждан, уезжающих за рубеж.
Айдар АЛИБАЕВ,
заместитель председателя
Президиума политсовета
ОСДП