КТО УПРАВЛЯЕТ нашими финансами?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №19 (383) от 19 мая 2017 г.

 

Экономическая интервенция?

 


 

•В последнее время все опять озаботились поведением тенге. Опять заговорили про девальвацию. Мне задают много вопросов на эту тему. Спрашивают, что ждать дальше? Вдруг вспомнили про инфляционное таргетирование, суть которого так и остается непонятной для большинства населения. Почему-то никто ничего не хочет объяснять. И как долго будет длиться неопределенность и нестабильность курса тенге? Когда настанет хотя бы относительная стабильность? Давайте вспомним, как все происходило.

 

Еще в августе 2015 г. агентство «Казинформ» сообщило о том, что на совещании по системным мерам экономической политики под председательством главы государства председатель Национального банк РК (К. Келимбетов) сообщил о возможности ускорения перехода к инфляционному таргетированию и о том, что Нацбанк изучает этот вопрос совместно с Международным валютным фондом (МВФ). Ранее сообщалось, цитирую, «Нацбанк предлагает внедрение режима инфляционного таргетирования как наиболее оптимального на текущем этапе развития. Инфляционное таргетирование – это комплекс мер, направленных на достижение целевого уровня инфляции, включающий в себя совершенствование системы анализа и прогнозирования инфляции и других макроэкономических показателей, повышение эффективности процентного канала трансмиссионного механизма путем расширения системы инструментов денежно-кредитной политики. Курсовая политика Нацбанка будет направлена на поддержание цели, касательно инфляции…».

Вы что-нибудь поняли из вышесказанного? Я, например, не все. Наши чиновники хорошо овладели искусством пускания тумана методом использования малопонятных, заумных слов и оборотов. Думаю, что за этим скрывается неполное понимание ими того, что они хотят сделать. А чтобы заморочить всем головы, надо выражать свои мысли максимально непонятно, либо сознательно вводить в заблуждение.

Можно дать более понятное определение инфляционному таргетированию. Это комплекс мер, которые вводит государство, чтобы предотвратить сильную инфляцию и удержать контроль над уровнем цен в стране. Но совсем предотвращать рост инфляции тоже нельзя, потому что производители могут потерять стимулы для развития. Хотя нашей страны, в которой производителей как таковых, практически нет, это может и не касаться. Поэтому и подход к инфляционному таргетированию у нас не совсем такой, как везде. Отсюда с определенной долей условности я бы сказал, что инфляционное таргетирование у нас – это цель Национального банка РК и механизм его макроэкономической политики. И состоять он может из нескольких составляющих:

Отказ от обеспечения стабильного курса национальной валюты и отпуск ее в «свободное плавание».

Сведение инструментов денежной политики практически к одному, т.е. к манипулированию ставкой рефинансирования или ставкой, по которой Нацбанк вбрасывает деньги в экономику на рефинансирование коммерческих банков.

Курсовая политика Нацбанка направляется на поддержание низкого уровня инфляции.

Отказ от контроля трансграничного перемещения капитала.

В нашей, открытой всем ветрам и штормам экономике, если отпускается курс национальной валюты в свободное плавание и присутствует ожидание инфляции, то главным фактором инфляции становится колебание курса. Это мы сегодня и имеем. В Казахстане за последние 2 года инфляция на 50–70% и более объясняется падением и периодическими девальвациями курса тенге. И чтобы ни говорил Тимур Сулейменов, наш молодой министр экономики, о том, что мы не стали беднее от девальвации, это может говорить только о том, что или он не понимает сущности процессов, происходящих в экономике, или сознательно вводит наших граждан в заблуждение. В обоих случаях возникают вопросы к профессиональной состоятельности и соответствию высокой должности.

Переход к политике инфляционного таргетирования является по сути политикой отказа государства от ответственности за состояние финансовой системы и приводит к падению и без того слабого производства, дальнейшему снижению и без того низкого уровня жизни и падению развития страны, что и происходит на протяжении многих лет. Эта политика приводит к кризису, дальнейшему обрушению производства, падению инвестиций, о которых мы говорим на всех углах, и высокой инфляции. Все это сегодня и происходит. И все это есть последствие политики Нацбанка, который послушно выполняет рекомендации МВФ.

Получается, как это не покажется парадоксальным, но именно МВФ, а не Нацбанк, определяет нашу денежно-кредитную политику, или если не определяет полностью, то как минимум довольно активно и эффективно вмешивается, и манипулирует нашими финансовыми органами. И совсем не случайно председателя Нацбанка в феврале с. г. публично похвалил Марк Хортон – глава миссии МВФ в Казахстане.

Что может означать такая похвала от МВФ? Чтобы и дальше страна не развивалась, чтобы был дорогой и недоступный кредит, чтобы нестабильная валюта не позволяла планировать и развивать никакой бизнес, чтобы не было инвестиций или они были очень дорогими и т.д. Ведь результаты деятельности МВФ и транснациональных корпораций в странах третьего мира известны давно. И гордиться здесь нечем.

Результаты довольно плачевные для этих стран. Они и не могут быть другими у организации, являющейся проводником политики транснациональных корпораций, цель которой способствовать экономической колонизации слабых стран третьего мира.

Последствия такой политики мы видим вокруг себя. В первую очередь это нестабильный курс тенге, это высокая ставка кредита, не позволяющая развиваться бизнесу. Это курс на удержание всеми силами инфляции, что уменьшает денежную массу, сжимает экономику, уменьшает, вплоть до полного падения инвестиции, ведет к падению доходов граждан и снижает уровень жизни.

Это, в свою очередь, убивает потребительский спрос и снижает потребительскую активность. В экономике страны замедляются все активные жизненные процессы, призванные развивать и двигать ее вперед.

 

Не думаю, что так может долго продолжаться. А основными выгодополучателями такой политики Нацбанка под мудрым руководством МВФ являются наши и международные спекулянты, которым выгодно постоянно держать в напряжении макроэкономическую ситуацию. Главным, конечным источником прибыли спекулянтов являются наши граждане, бизнес и предприятия, точнее обесценение их доходов и переток денег из реального сектора, в который должны были идти инвестиции, в сектор спекулятивный, а следующий шаг – это вывоз этих денег за рубеж. Тем более трансграничному перемещению капитала или вывозу денег за рубеж и в оффшоры ничто и никто не мешает.

Кстати, именно МВФ является главным лоббистом и сторонником того, чтобы убедить наши власти разрешить трансграничное перемещение капитала. Если запретить, то как же тогда Запад будет выкачивать деньги из Казахстана? Эта проблема остро стоит у всех стран третьего мира, и нигде МВФ не даст наложить запрет на трансграничное перемещение денег. Такая ситуация полностью противоречит национальным интересам Казахстана, интересам его развития и его экономической безопасности. Национальный банк должен обеспечивать стабильность тенге, устранять или минимизировать угрозу девальвации, которая постоянно и незримо висит и над гражданами, и над бизнесом, и над предприятиями, и над всей экономикой.

Разве можно, имея нестабильную национальную валюту, планировать что-нибудь даже на короткий срок? Не говоря уж о долгосрочных инвестициях, про которые говорят на всех уровнях. Даже средний и малый предприниматель не могут закладывать цены, планируя свой бизнес на месяц другой вперед. Если вы не знаете, какой курс валюты будет через месяц, то вы ничего не будете делать. И ничего не будете начинать. Не говоря уж о крупных инвестиционных проектах. Такое прыгающее и нестабильное поведение национальной валюты, как у нашего тенге, мало где встретишь. Разве что на пространстве СНГ.

 

Мы все время ссылаемся на цену на нефть и утверждаем, что курс тенге напрямую зависит только от цены на нефть. В какой-то степени это так, но ведь, несмотря на падение цен на нефть, не было девальвации валют ни в Саудовской Аравии, ни в ОАЭ, ни в Норвегии. Которые не меньше нас зависят от нефти. Можно привести десятки, а может, и сотни примеров стран, где вообще нет ни капли нефти, а курс валюты стабилен, тем более не прыгает в 2 раза. Я уж не говорю про Японию, Китай или про европейские страны. Возьмите маленькую Грузию, в которой лари достаточно стабилен.

Значит, дело не в нефти или не только в нефти, а в чем-то другом. Значит, дело в экономической политике в целом. У нас эта политика ведется в интересах, как я уже говорил, МВФ и ТНК, как внешних игроков и в интересах внутренних игроков, наших олигархов, которыми являются банки, в первую очередь крупные банки. И эта экономическая политика совсем не ведется в интересах людей.

Банки заинтересованы в том, чтобы деньги были дорогими. Тогда они через манипуляции курсом, через спекуляции получают сверхдоходы. Имея такие сверхдоходы, разве могут быть банкам интересны какие-то там бизнес-проекты или производственные или инфраструктурные проекты. Даже коммерческие проекты им не всегда интересны. Поэтому кредиты и недоступны ни гражданам, ни малому и среднему бизнесу, ни производству.

Но мало того, что банкам не интересно развитие ни страны, ни бизнеса, ни людей, им надо регулярно оказывать финансовую поддержку за счет средств государства, Нацфонда или ЕНПФ. На мой взгляд, такое возможно только в стране, которая просто отдала свою экономику и финансы в управление внешним силам. А это прямой путь к потере независимости, и не только экономической независимости.

В государстве с правильными приоритетами, с приоритетами национального развития деньги должны работать не в интересах банков, и тем более не в интересах международных корпораций и банков, которые в виде консультантов и экспертов присутствуют во всех структурах нашей страны, а в интересах собственной экономики, бизнеса, производства и повышения благосостояния граждан. Деньги должны идти не в спекуляции с дальнейшим вывозом за рубеж, а туда, в чем нуждается страна, где есть возможности развития и роста, что в свою очередь будет вести к росту доходов, а это уже в свою очередь приведет к повышению потребительского спроса и оживлению экономических процессов в самых разных сферах. Истории известно немало примеров, когда страны довольно быстро поднимались после военной разрухи, и причем без всякой нефти. Мы же умудряемся падать и стагнировать в мирное время, имея за собой природные кладовые, какие мало у кого есть в этом мире.

 

У нас сегодня вообще непонятна роль государства, роль государственных институтов в развитии страны. Вроде бы издается куча документов, концепций, планов и программ развития. С утра до ночи сотни тысяч чиновников и бюрократов просиживают в офисах. Вроде бы заседает парламент и принимает какие-то законы. А толку никакого нет. Страна не развивается, а деградирует. Я уж не говорю про коррупцию, это отдельная тема. У меня создается впечатление, что наши власти просто не знают, что делать, как делать, куда и как двигаться.

Думаю, в этом подвешенном состоянии непонимания и незнания что делать, их активно поддерживают и поощряют международные организации, такие, как уже упомянутый МВФ или Всемирный банк, транснациональные корпорации, разные банки реконструкции и развития, и, конечно же, Федеральная резервная система США (ФРС), как один из конечных выгодополучателей. Ведь им так удобнее грабить, колонизировать и подчинять своим интересам нашу страну.

А изобретать-то особо ничего и не надо. Все это многократно пройдено самыми разными народами, в самых разных странах с самыми разными экономическими и политическими системами и устройствами. Государство просто должно создавать условия и возможности, при которых бизнес и граждане будут создавать то, что нужно обществу, в интересах и страны, и общества, и самих людей. Государство должно дать своим гражданам возможность раскрыть и реализовать свой творческий и образовательный потенциал. Либерализовать и минимизировать регулирующие, контролирующие, лицензирующие и прочие нормирующие функции, которые просто мешают жить и дышать и только открывают возможности чиновникам незаконно обогащаться и душить все живое.

Неспроста даже президент на расширенном заседании правительства в феврале месяце т. г. раскритиковал Налоговый кодекс и поручил максимально упростить налоговое законодательство. «Мешает сложность работы налогового законодательства. К примеру, только по НДС налогоплательщику нужно знать 82 статьи Налогового кодекса. В свою очередь эти статьи имеют 268 ссылок, из которых 206 имеют дальнейшие ссылки. Какие вы условия создали? Вы просто работаете против правительства. Кто в этом разберется?» – обратился к министрам президент Казахстана.

«Посмотрите Налоговый кодекс, который кто-то создал с вражеской целью для нас всех. Посмотрите, упростите, сделайте максимально простым. Налоговое законодательство должно быть простым и понятным. И общая налоговая нагрузка при этом не должна увеличиваться. Надо провести ревизию, отменить все налоговые льготы и преференции. Налоговое законодательство должно стимулировать деловую активность», – говорил глава государства.

 

А ведь у нас все законодательство такое. Оно тяжеловесно, многословно, непонятно, противоречиво и труднореализуемо. И пусть вам не покажется странным, но оно такое во многом благодаря зарубежным консультантам, которые принимали и принимают самое активное участие в нашем законотворчестве, объясняя свое желание помочь нам тем, чтобы мы имели законодательство, «максимально приближенное к мировым стандартам».

На самом деле такой «вражеский», как сказал президент, Налоговый кодекс именно для того и создавался при помощи западных консультантов, чтобы в стране ничего не производилось, чтобы все работающее загибалось и умирало. Чтобы мы ни в какой сфере не имели своего производства и все покупали бы за рубежом, помогая развивать производство другим странам и создавая им рабочие места. Интересно было бы узнать, исполняется ли сегодня поручение президента и насколько эффективно ведется работа по упрощению Налогового законодательства?

К сожалению, следует констатировать, что Казахстан превратился в колонию американской финансовой системы, которая, имея огромные долги и огромные проблемы, достигнув пика своего исторического развития, практически подходит к концу своего существования. Но, не желая мириться с объективными процессами, сопротивляясь и желая продлить любым способом свое существование за счет других стран, цепляется и пытается решить свои проблемы нашими деньгами. За счет таких стран, как Казахстан, который почему-то не понимает и позволяет использовать себя и свой потенциал в чужих интересах, вопреки своим собственным, национальным интересам.

 

Айдар АЛИБАЕВ,

заместитель председателя президиума политсовета ОСДП

 


 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн