События, связанные с забастовками нефтяников Западного Казахстана, рабочих корпорации «Казахмыс», шахтеров АО «АрселорМиттал», свидетельствуют, что в Казахстане попирается трудовое законодательство, устанавливаются дискриминационные для граждан республики, по сравнению с иностранными работниками, порядок и условия оплаты труда, ущемляющие законные права казахстанских трудящихся и направленные на их максимальную эксплуатацию. Законные требования независимых профсоюзов и трудовых коллективов о равной зарплате за равный труд казахстанским и иностранным работникам игнорируются. Дошло до того, что свою заработную плату шахтеры Караганды вынуждены «выбивать» из иностранного работодателя акциями протеста.
Степень дискриминации граждан Казахстана, занятых в различных отраслях экономики, не только по условиям оплаты труда, но и в вопросах организации быта, питания, отдыха достигла уровня сегрегации (разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов) – отдельные и разного качества столовые, посуда, питание, спортзалы, бытовые помещения, средства защиты.
Вопросы повышения заработной платы, улучшения условий труда и безопасности производства, а также включения в коллективные договоры местных и республиканских коэффициентов, имеющихся в отраслевых соглашениях, не только игнорируются, но и объявляются, например, китайскими работодателями «разжиганием социальной розни». Хотя вполне очевидно, что именно указанные действия этих работодателей ведут к разжиганию не только социальной, но и межнациональной розни.
Ратификация Казахстаном Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах означает прямое признание того, что забота о соблюдении прав человека будет являться национальной прерогативой и внутренним делом государства. Однако даже эти международные минимальные стандарты не нашли своего полноценного места в казахстанском трудовом законодательстве.
В частности, в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено положение о том, что признается право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, на вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, удовлетворительное существование для них самих и их семей.
Но в Трудовом кодексе РК лишь указано, что одним из принципов трудового законодательства является «обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы» Тем самым государство установило для себя обязанность лишь требовать от работодателя гарантию установления заработной платы не ниже минимального размера, определенного в законе о бюджете на соответствующий год.
А право на равное вознаграждение за труд равной ценности, без какого бы то ни было различия среди работников, так и не нашло своего отражения в Трудовом кодексе. То есть минимальные стандарты в области трудовых и социальных прав человека не соблюдаются на законодательном уровне.
Конституция РК гласит: «Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы». Именно право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и нарушается работодателями в нефтегазовой сфере. В частности, устанавливаются разные заработные платы для трудящихся, при этом за одинаковый труд иностранные рабочие получают больше, чем казахстанские. Казахстан не только не защищает трудовые и социальные права своих граждан, но и пытается их привлечь к юридической ответственности за свои законные действия.
Кроме этого нарушается принцип Трудового кодекса о недопустимости ограничения прав человека и гражданина в сфере труда.
На сегодняшний день ситуация такова, что именно эти противоречия вынуждают рабочих идти на различные акции гражданского неповиновения: забастовки, стачки, голодовки, митинги. Эти акции протеста традиционно относятся к числу самых значимых социальных событий, которые привлекают внимание и требуют серьезного наблюдения и анализа. Протестные акции могут стать спусковым крючком для значительных социально-экономических и даже политических потрясений.
Так было в Польше, где в начале 1980-х годов выступления профсоюза «Солидарность» привели к началу демонтажа социалистического режима сначала в самой Польше, а затем во всей Восточной Европе. Забастовка шахтеров в 1989 году в Советском Союзе мощно подтолкнула процесс дальнейшей демократизации, а потом распада СССР.
Отношение к проблеме трудовых конфликтов в современном Казахстане крайне непростое. Во-первых, эта тематика в ее казахстанском контексте почти не исследуется. СМИ лишь время от времени уделяют место теме протестов, как правило, освещают наиболее яркие случаи. Эксперты тоже уделяют ей, как, впрочем, и другим аспектам трудовых отношений, незначительное внимание, видимо, считая, что если проблема не обсуждается, то ее как бы не существует.
Во-вторых, не может не удивлять то внимание, которое те же ведущие отечественные СМИ и эксперты уделяют трудовым конфликтам в других странах. Например, о забастовках английских авиаторов, которые продолжались с апреля по сентябрь, газеты и телевидение сообщали очень подробно. Рассказывалось о подготовках к акциям, переговорах, цитировались представители профсоюзов, работодателей, пассажиров и т.п. В интернете можно найти сотни сообщений отечественных СМИ на эту тему.
В-третьих, государственные органы однозначно настроены на игнорирование проблем работников, поскольку само государство старается не обращать внимания на выступления рабочих, а в случае, когда уже политика умолчания становится неэффективной, использует правоохранительные органы для запугивания и привлечения организаторов выступлений к юридической ответственности. При этом можно отметить, что трудовые конфликты и протесты довольно регулярно происходят на казахстанских сырьедобывающих предприятиях, и многие из них, к сожалению, драматичны. Но пишут об этом, как правило, либо негосударственные СМИ, либо издания и интернет-порталы оппозиции.
Проанализировав национальное законодательство в сфере трудовой деятельности, можно сделать вывод, что Казахстан открыто нарушает нормы международного права в области социальных и экономических прав человека.
Но если Казахстан хочет стать полноправным членом международного сообщества, то ему придется принять те условия международного сотрудничества, которые обязывают его как государство соблюдать основные нормы международного права в сфере прав человека — особенно гражданских, политических, экономических и социальных.
Толеген КАСЕНОВ,
председатель ОО «Ұлт тағдыры-Ақмола»
г. Кокшетау
Кстати бастуют подрядчики «КАЗАХМЫСА»
С 16 октября в Жезказгане Карагандинской области бастуют работники подрядной организации «ЕвроТехСервис», обслуживающей горные предприятия «Казахмыс», сообщил информированный источник. «В Жезказгане бастуют работники фирмы «ЕвроТехСервис». Эта подрядная организация делает дороги в шахтах «Казахмыса». Фирма арендует здание на территории 55-й шахты», — сказал КазТАГ собеседник во вторник.
По его словам, бастующие требуют повышения заработной платы.
В корпорации «Казахмыс» подтвердили то, что акция протеста проходит в подрядной организации. «Это (забастовка – КазТАГ) никоим образом не касается нашей компании. Все предприятия «Казахмыса» работают стабильно», — сказали в департаменте корпоративных связей группы «Казахмыс».
КазТАГ.