Вторник , 1 июля 2025

Россия предала своих партнеров по Таможенному союзу. Легко ли быть союзником России?

При­зна­юсь, неко­то­рое вре­мя я недо­уме­вал, поче­му бело­рус­ские и казах­ские вла­сти мол­чат перед рати­фи­ка­ци­ей у нас согла­ше­ний по ВТО. Мне-то ситу­а­ция пред­став­ля­лась совер­шен­но оче­вид­ной: тамо­жен­ный союз трех наших госу­дарств и при­со­еди­не­ние к ВТО лишь одно­го из них всту­па­ют в непри­ми­ри­мое про­ти­во­ре­чие (кста­ти, фак­ти­че­ский созда­тель это­го сою­за ака­де­мик С.Ю.Глазьев – он неод­но­крат­но под­чер­ки­вал, что всту­пать в ВТО стра­ны Тамо­жен­но­го сою­за могут лишь вме­сте, а никак не порознь).

И дело даже не в том, что мы согла­со­ва­ли в рам­ках Тамо­жен­но­го сою­за одни уров­ни тамо­жен­ной защи­ты, а после вступ­ле­ния Рос­сии в ВТО уров­ни дру­гие – суще­ствен­но ниже. Пред­по­ло­жим, об этом суме­ли как-то пере­до­го­во­рить­ся. Но, глав­ное: ВТО – это ведь, как мини­мум, по сво­ей декла­ри­ру­е­мой идее, инстру­мент не одно­сто­рон­не­го откры­тия рын­ков сбы­та про­дук­ции, но инстру­мент откры­тия рын­ков сбы­та вза­им­но­го. Все те пони­жен­ные пошли­ны на ввоз к нам про­дук­ции, кото­рые теперь, после при­со­еди­не­ния Рос­сии к ВТО, авто­ма­ти­че­ски, в рам­ках Тамо­жен­но­го сою­за, рас­про­стра­ня­ют­ся и на Бело­рус­сию, это ведь наши уступ­ки, кото­рые, хотя бы тео­ре­ти­че­ски, долж­ны ком­пен­си­ро­вать­ся для нас соот­вет­ству­ю­щим сни­же­ни­ем пошлин и на ввоз нашей про­дук­ции в дру­гие стра­ны. Даже вопрос о неадек­ват­но­сти в дан­ном слу­чае этой ком­пен­са­ции (никто все­рьез нам рын­ки не откры­ва­ет) оста­вим в сто­роне. Но при при­со­еди­не­нии к ВТО не все­го Тамо­жен­но­го сою­за, а одной лишь Рос­сии, на ввоз това­ров бело­рус­ских и казах­ских сни­жать пошли­ны даже сим­во­ли­че­ски никто вооб­ще не обя­зан. То есть бра­тья-союз­ни­ки от наше­го шага совер­шен­но без­услов­но несут одни лишь издерж­ки, не полу­чая в обмен ника­кой, даже мини­маль­ной, хотя бы сим­во­ли­че­ской выгоды.

Даль­ше – еще боль­ше. Помни­те, как нам авто­ри­тет­но разъ­яс­ня­ли, что ВТО, мол, это, преж­де все­го, циви­ли­зо­ван­ная про­це­ду­ра раз­ре­ше­ния тор­го­вых спо­ров. Сколь она «циви­ли­зо­ван­ная» и что в ее рам­ках суме­ет отсто­ять Рос­сия – это мы еще уви­дим (во вся­ком слу­чае, судей выби­ра­ем не мы). Но, спе­ци­аль­но обра­щаю на это вни­ма­ние: Бело­рус­сия и Казах­стан, уже неся все издерж­ки от вынуж­ден­но­го откры­тия сво­их рын­ков, к этой про­це­ду­ре ока­зы­ва­ют­ся вооб­ще не допу­ще­ны! И как же тогда оха­рак­те­ри­зо­вать подоб­ные дей­ствия рос­сий­ских властей?

Но это была лишь моя логи­ка, кото­рая по каким-то неиз­вест­ным мне при­чи­нам до сих пор пози­ци­я­ми, заяв­ле­ни­я­ми и дей­стви­я­ми вла­стей Бело­рус­сии и Казах­ста­на, вро­де как, не под­твер­жда­лась. Скла­ды­ва­лось впе­чат­ле­ние, что там все всем доволь­ны и ника­ких пре­тен­зий к нам нет. Для меня это было, повто­рю, чрез­вы­чай­но стран­ным. И если объ­яс­ни­мым, то исклю­чи­тель­но каки­ми-либо скры­ты­ми попыт­ка­ми вести пере­го­во­ры и най­ти непуб­лич­ный спо­соб раз­ре­ше­ния оче­вид­но­го для меня конфликта.

Но вот пре­зи­дент Бело­рус­сии А.Лукашенко про­вел пресс-кон­фе­рен­цию для рос­сий­ских жур­на­ли­стов и, к сожа­ле­нию, под­твер­дил самые печаль­ные мои пред­по­ло­же­ния – о том, что дей­ствия Рос­сии по одно­сто­рон­не­му (без парт­не­ров по Тамо­жен­но­му сою­зу) при­со­еди­не­нию к ВТО не были согла­со­ва­ны с парт­не­ра­ми. С парт­не­ра­ми и, одно­вре­мен­но, что не менее важ­но, прак­ти­че­ски един­ствен­ны­ми на всей Зем­ле наши­ми союзниками.

Как это называется?

Лука­шен­ко был дипло­ма­ти­чен: «Мы пре­ду­пре­жда­ли о сво­ей обес­по­ко­ен­но­сти, но Рос­сия нас заве­ря­ла, что нас не бро­сит». А в пере­во­де с дипло­ма­ти­че­ско­го? У Бело­рус­сии ока­за­лось про­сто недо­ста­точ­но рыча­гов при­нуж­де­ния Рос­сии к эле­мен­тар­но­му соблю­де­нию сво­их обя­за­тельств по Тамо­жен­но­му сою­зу и уче­ту инте­ре­сов союзников… 

Наши цен­траль­ные СМИ сооб­ща­ют, что Лука­шен­ко «оби­дел­ся» на рос­сий­ские вла­сти за одно­сто­рон­нее при­со­еди­не­ние к ВТО. Это, понят­но, такое спе­ци­аль­ное уни­жа­ю­щее опре­де­ле­ние, при­зван­ное создать у нас пред­став­ле­ние о каком-то злоб­ном и, одно­вре­мен­но, мел­ком («обид­чи­вом») сосе­де. Но мы-то долж­ны пони­мать: на пре­да­тель­ство не оби­жа­ют­ся. Тут умест­ны иные категории…

Для нас же, в кон­це кон­цов, не так важ­на фор­ма реак­ции обма­ну­то­го вла­стя­ми нашей стра­ны союз­ни­ка наше­го госу­дар­ства. Для нас важен факт: они не толь­ко сде­ла­ли шаг, кото­рый мы можем трак­то­вать как оши­боч­ный, опро­мет­чи­вый или даже пре­да­тель­ский по отно­ше­нию к нам, – а ну, как мы оши­ба­ем­ся, и нам же от это­го будет толь­ко луч­ше? Но они от наше­го с вами име­ни еще и пре­да­ли наших союз­ни­ков – и тем самым опо­зо­ри­ли перед ними нас – граж­дан России. 

Что же даль­ше? Может быть, ниче­го страш­но­го – вре­мен­ные труд­но­сти? Со дня на день при­мут и Бело­рус­сию с Казах­ста­ном, и тогда ника­ких про­блем, и даже как буд­то не было и ника­ко­го пре­да­тель­ства союзников?

Что при­мут в бли­жай­шее вре­мя, тео­ре­ти­че­ски допус­каю. Но зада­юсь вопро­сом: зачем? У нас в мире вокруг что – все сплошь альтруисты? 

Или не аль­тру­и­сты, но с болез­нен­ным чув­ством спра­вед­ли­во­сти, пере­би­ва­ю­щим стрем­ле­ние кор­по­ра­ций к мак­си­ми­за­ции при­бы­лей? Так если рынок Бело­рус­сии рука­ми рос­сий­ских вла­стей для внеш­них това­ров уже открыт, какой же иди­от теперь будет доб­ро­воль­но, не полу­чая вза­мен от Бело­рус­сии что-то еще, откры­вать ей встреч­но и свои рын­ки? Такие, может быть, в мире и есть, но очень подо­зре­ваю, что никак не боль­шин­ство. И глав­ное: вовсе не нуж­но откры­то и цинич­но при­зна­вать, что все, что нуж­но, от Бело­рус­сии уже полу­че­но, а, зна­чит, при­ни­мать ее в ВТО и тем самым, в том чис­ле откры­вать ей доступ к судеб­ным про­це­ду­рам, нет ника­кой необходимости. 

Доста­точ­но педа­ли­ро­вать тему «недо­ста­точ­но­сти демо­кра­тии» – как пред­лог для непри­ня­тия в «циви­ли­зо­ван­ное сообщество».
Чьи­ми рука­ми Бело­рус­сия постав­ле­на в такое тяже­лей­шее положение?

Наши­ми – если мы демо­кра­ти­че­ское госу­дар­ство и, зна­чит, отве­ча­ем за дей­ствия сво­их властей. 

Кста­ти, выход у наших обма­ну­тых союз­ни­ков из этой ситу­а­ции есть. Зна­е­те на каком пути? На пути руко­вод­ство­ва­ния прин­ци­пом: «Побеж­да­ет тот, кто пре­да­ет ковар­нее». Не к это­му ли мы под­тал­ки­ва­ем сво­их союзников?

Дей­стви­тель­но: в сле­ду­ю­щем году пла­ни­ру­ет­ся при­ня­тие в ВТО Казах­ста­на. На каких усло­ви­ях? Да оче­вид­но же: для при­ни­ма­ю­щих это будет иметь смысл толь­ко в одном слу­чае – если они тем самым еще более реши­тель­но взло­ма­ют тамо­жен­ные гра­ни­цы Рос­сии. Зна­чит, для того, что­бы Казах­стан был при­нят, он дол­жен пой­ти на еще более «либе­раль­ные» усло­вия. Спе­ци­аль­но подчеркиваю:

– грош-цена тогда ока­жет­ся всем «дости­же­ни­ям» наших переговорщиков;

– не Казах­стан будет вино­вен в поте­ре Рос­си­ей даже тех, и без того шат­ких пози­ций, кото­рые как буд­то еще есть у Рос­сии – рос­сий­ские вла­сти пре­да­ли союз­ни­ков первыми.

И что в таком «сою­зе» оста­нет­ся делать Бело­рус­сии? Беда: прочь бы из тако­го «сою­за», от таких союз­нич­ков, до вот объ­ек­тив­но про­стран­ства для манев­ра нет – даже выхо­дов к морю сво­их не имеется.

И что оста­ет­ся – попы­тать­ся про­дать союз­ни­ков еще кру­че, до како­го-нибудь пол­но­го (хотя куда уж пол­нее!) абсур­да? Не толь­ко согла­сить­ся обну­лить все пошли­ны и ниче­го не доти­ро­вать, но вооб­ще отме­нить тамо­жен­ный и погра­нич­ный кон­троль на сво­ей гра­ни­це с внеш­ним миром?

С тер­ми­ном «союз­ник» что-то не то?

Или с Россией? 

Юрий БОЛДЫРЕВ

НАША СПРАВКА
• Юрий Бол­ды­рев родил­ся 29 мая 1960 в г. Ленин­гра­де. С 1989 по 1991 гг. – народ­ный депу­тат СССР от Ленин­гра­да. С 1991 по 1992 гг. – член Выс­ше­го кон­суль­та­тив­но­го сове­та при пред­се­да­те­ле Вер­хов­но­го Сове­та РСФСР, затем – при Пре­зи­ден­те Рос­сии. В 1992–1993 гг. был Глав­ным госу­дар­ствен­ным инспек­то­ром РФ – началь­ни­ком Кон­троль­но­го управ­ле­ния Адми­ни­стра­ции Пре­зи­ден­та Рос­сии. С 1993 по 1995 г. – член Сове­та Феде­ра­ции Рос­сии от Санкт-Петербурга.C 1995 по 2001 г. – заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Счёт­ной пала­ты Рос­сий­ской Феде­ра­ции. В 1993 г. на выбо­рах в Госу­дар­ствен­ную Думу сов­мест­но с Гри­го­ри­ем Явлин­ским и Вла­ди­ми­ром Луки­ным воз­гла­вил изби­ра­тель­ный блок «Ябло­ко».

Республиканский еженедельник онлайн