«Общественная позиция»
(проект «DAT» №22 (386) от 8 июня 2017 г.
Postfactum
Вывод недели: наши чиновники похожи на… фараонов. Ибо и те и другие при жизни строили и строят место своего погребения…
Пожалуй, ни одна из инициатив власти за последнее время не вызвало столько нареканий и сарказма (порой на грани фола!), как постановление правительства, утвердившее список тех, кто достоин быть похороненным в Пантеоне (пишу это слово с заглавной буквы исключительно из уважения к умершим). Тема-то сама по себе чрезвычайно щекотливая, не терпящая иронии: все цивилизации и религии, да и элементарная человеческая мораль не позволяют даже намеком задевать тех, кто ушел в мир иной: о них или хорошо, или ничего.
Но мы-то ведем речь о живых чиновниках, которые в столь неоднозначное время принимают столь одиозное решение. Да еще и публикуют его во всех СМИ: такое ощущение, что кое-кто намеренно и с умыслом хотел бы настроить обозленное и раздраженное каждодневными проблемами общество против власти! Ведь могли бы принять и закрытое постановление, не привлекая внимание общественности!
Мне кажется, что есть три стороны «пантеоновской» медали.
Первая заключается в том, что само время принятия такого решения выбрано абсолютно неуместно! Если раньше говорили про пир во время чумы, то теперь впору говорить о планах на похороны во время… ЭКСПО?! Кризис не уходит из нашего двора, кажется, оно осело здесь надолго с нашим правительством: по принципу «кто кого пересидит». Протестные настроения растут. Гражданское общество проснулось и нашло себе нишу в Интернете и социальных сетях, в этой бушующей бурной среде «Хабар» или «Егемен Қазақстан» рядом стоят и нервно курят! И в такой период, когда люди не могут найти себе хижину в этом мире, власть намерена выделить только на техническо-экономическое обоснование проекта сооружения, предназначенного для тех, кто покинет этот самый мир, 79 миллиардов тенге! Худшей социально-экономической (да и морально-психологической!) параллели трудно и придумать!
Вторая сторона медали связана с пресловутым списком, в который чиновники первыми поставили себя любимых. Получается, что если ты занял в своей жизни хоть раз большую должность (не обязательно избираемую народом, а назначаемую!), то ты автоматически входишь в когорту «избранных» («бессмертных»?) и будешь покоиться в Пантеоне рядом с великими! Какой-то чиновничий мемориал получается.
Да, есть в списке и категории деятелей различных сфер, включая культуру и искусство. Но для этого ты обязательно должен быть награжден чем-то со стороны государства. А если получится, что это поэт или ученый, не обласканный властью или даже критикующий ее?!
Возможно, в минуты отдыха от своих трудов праведных наши чиновники, на самом деле, задумываются о вечном. Но они должны понимать, что память народа не зависит от того, где и в какой обстановке ты лежишь после смерти, а от твоих прижизненных помыслов и дел. Ибо, как сказал классик, «бессмертие животных – в потомстве, человека же – в славе, заслугах и деяниях».
Думаю, что здесь важно понять одно. Действующая и полная тараканов в своей голове власть может подписывать любые решения, но все, в том числе и вопрос о том, кому и где покоиться, определят Всевышний, Время и Общество!
А если обозначенный в вожделенном списке чиновник споткнется на своем пути в Пантеон и станет не вхож в акординский двор или, не дай Бог, совершит нечто противоправное? В судебных приговорах в их отношении появится пункт: лишить права быть похороненным в Пантеоне?!
К тому же немаловажен и финансовый вопрос: почему тех, кто и так всю жизнь прожил на бюджетные харчи, надо хоронить за наш с вами счет?! Понимаю, что бывают исключения, но это должно касаться не скопом всю высшую бюрократию, а людей на самом деле заслуженных!
«Сынықтан басқаның бәрі жұғады» («Все передается от человека к человеку, кроме перелома костей») говорят казахи. Боюсь, что теперь, беря пример с Акорды, на местах наши акимы начнут создавать свои областные или районные пантеончики, ведь дурной пример заразителен, да и тщеславие – понятие, не вмещающееся в рамки одной столицы: на местах понты бывают и покруче!
А если серьезно, то, по большому счету, надо думать не о том месте в Астане, где будет покоиться твое бренное тело, а том, где – в раю или аду – будет обитать твоя душа.
Третья сторона проблемы не так уж будируется в обществе. Оно и понятно, так как речь идет о действующем президенте. Мне кажется, что такое решение родилось в умах нашего чиновничества исключительно из-за желания в очередной раз понравиться елбасы и сделать ему очередное приятное: «Нуреке, мы уже обо всем позаботились: Ваше дело будет продолжено, Ваш преемник будет делать все для того, чтобы с Вашими родными и близкими ничего не случилось. Мы даже уготовили Вам самое почетное место в Пантеоне!».
Иного вразумительного объяснения этому, очередному всплеску чиновничьего рвения и почитания я в упор не вижу…
P.S. Кстати, на этой неделе елбасы открыл не завод и не фабрику, а еще одно олигархическое заведение. Ярмарка тщеславия пока продолжается на этом бренном свете, такое ощущение, что итогами 26 лет Независимости у нас является Ritz-власть премиум класса, подготовившая себе любимым места в пятизвездочном пантеоне…
Амиржан КОСАНОВ,
специально для проекта
«D»