Вторник , 8 июля 2025

Кто стоят за оффшорами?

Казах­стан по запа­сам неф­ти зани­ма­ет 10‑е место в мире, по объ­е­мам ее добы­чи в 2011 году зани­мал 11-ое место. Это обу­слав­ли­ва­ет важ­ность неф­те­га­зо­во­го сек­то­ра для эко­но­ми­ки Казах­ста­на. В насто­я­щее вре­мя этот сек­тор состав­ля­ет тре­тью часть дохо­да бюд­же­та. При­мер­но одна чет­верть ВВП стра­ны фор­ми­ру­ет­ся неф­те­га­зо­вым сек­то­ром, а с уче­том куль­ми­на­тив­но­го эффек­та будет дости­гать поло­ви­ны ВВП. На долю неф­те­га­зо­во­го сек­то­ра при­хо­дит­ся 60 % казах­стан­ско­го экспорта. 

В насто­я­щий момент уро­вень ВВП Казах­ста­на зави­сит от коле­ба­ния цен на миро­вых рын­ках, кото­рые не могут нами кон­тро­ли­ро­вать­ся. Без­услов­но, дивер­си­фи­ка­ции эко­но­ми­ки Казах­ста­на – акту­аль­ный вопрос, но в обо­зри­мом буду­щем, мы так пони­ма­ем, зави­си­мость казах­стан­ской эко­но­ми­ки от неф­те­га­зо­во­го сек­то­ра будет сохраняться. 

В этой свя­зи хоте­лось бы напом­нить, что зна­чи­тель­ная часть кон­трак­тов и согла­ше­ний по раз­де­лу про­дук­ции круп­ных место­рож­де­ний заклю­ча­лась в 90-ые годы. К сожа­ле­нию, содер­жа­ние этих кон­трак­тов до сих пор не доступ­ны, и закры­ты для граж­дан Казах­ста­на. В 2009 году пра­ви­тель­ство заяви­ло, что отныне согла­ше­ния по раз­де­лу про­дук­ции боль­ше заклю­чать­ся не будут, они будут пере­де­лы­вать­ся под обыч­ные контракты. 

Факт то, что по кон­трак­там, заклю­чен­ным в 90-ые годы, усло­вия нало­го­об­ло­же­ния для каж­дой ком­па­нии были инди­ви­ду­аль­ны, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни казах­стан­ское нало­го­об­ло­же­ние было либе­раль­ным. Пото­му изме­не­ния, вне­сен­ные в Нало­го­вый кодекс, не кос­ну­лись этих контрактов. 

Важ­но отме­тить, нало­го­вое бре­мя заме­ня­лось соци­аль­ны­ми обя­за­тель­ства­ми: постро­ить шко­лы, боль­ни­цы, про­ло­жить доро­ги. Если в нача­ле 90-ых годов Казах­стан испы­ты­вал затруд­не­ния по доход­ной части рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та, то сей­час таких про­блем нет. С три­бу­ны раз­ных пло­ща­док пред­ста­ви­те­ли неф­те­га­зо­во­го сек­то­ра гово­рят, что соци­аль­ная поли­ти­ка – не наша обя­зан­ность, что соци­аль­ные обя­за­тель­ства – пря­мая пре­ро­га­ти­ва правительства. 

Поэто­му мож­но под­нять эти кон­трак­ты с тем, что­бы снять с них все соци­аль­ные обя­за­тель­ства, но соот­вет­ствен­но поме­нять нало­го­вое бре­мя с уче­том всех изме­не­ний, кото­рые про­изо­шли в нало­го­вом зако­но­да­тель­стве. При этом сле­ду­ет отме­тить, что оцен­ка нало­го­во­го бре­ме­ни в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни раз­ли­ча­ет­ся – внут­ри Казах­ста­на и меж­ду­на­род­ных кон­сал­тин­го­вых компаний. 

Мини­стер­ство финан­сов Казах­ста­на несколь­ко раз обна­ро­до­ва­ло коэф­фи­ци­ен­ты нало­го­вой накрут­ки. По его дан­ным полу­ча­ет­ся, что в казах­стан­ском неф­те­га­зо­вом сек­то­ре этот коэф­фи­ци­ент очень низ­кий. По оцен­кам меж­ду­на­род­ных ком­па­ний, нало­го­вые накрут­ки дер­жат­ся на уровне 78%. 

Что­бы исклю­чить такие про­ти­во­ре­чи­вые оцен­ки, про­зрач­ность и откры­тость кон­трак­тов поз­во­ли­ли бы опре­де­лить, каким обра­зом дохо­ды от неф­те­га­зо­во­го сек­то­ра эко­но­ми­ки в насто­я­щее вре­мя рас­пре­де­ля­ют­ся меж­ду Казах­ста­ном и добы­ва­ю­щим сектором. 

Без­услов­но, в послед­ние годы пра­ви­тель­ства пыта­ет­ся уве­ли­чить долю сво­е­го уча­стия в неф­те­га­зо­вом сек­то­ре. Про­изо­шли изме­не­ния в оте­че­ствен­ном зако­но­да­тель­стве, кото­рые поз­во­ля­ют направ­лять сред­ства Наци­о­наль­но­го фон­да на покуп­ку цен­ных бумаг. Для «Каз­Му­най­Га­за» сред­ства из Наци­о­наль­но­го фон­да выде­ля­ют­ся для покуп­ки 10-про­цент­ной доли в Карачаганаке. 

Но при этом важ­но отме­тить, что сред­ства, полу­ча­е­мые от неф­те­га­зо­во­го сек­то­ра, опять же направ­ля­ют­ся туда же. Это про­ти­во­ре­чит изна­чаль­ной цели созда­ния Наци­о­наль­но­го фон­да, пото­му что целью было сни­зить зави­си­мость эко­но­ми­ки Казах­ста­на от коле­ба­ния цен на нефть на миро­вых рын­ках. Поэто­му, инве­сти­руя сред­ства неф­тя­но­го сек­то­ра опять же в этот сек­тор, мы нико­гда не добьем­ся дивер­си­фи­ка­ции эко­но­ми­ки Казахстана. 

В этой свя­зи пред­ло­же­ния о «рас­сек­ре­чи­ва­нии» ранее заклю­чен­ных кон­трак­тов с ино­стран­ны­ми ком­па­ни­я­ми, откры­тость согла­ше­нии о раз­де­ле про­дук­ции, поз­во­лят оце­нить, каким обра­зом рас­пре­де­ля­ют­ся дохо­ды меж­ду казах­стан­ской сто­ро­ной и ком­па­ни­я­ми, с кото­ры­ми заклю­че­ны кон­трак­ты. И с уче­том про­изо­шед­ших за эти годы изме­не­ний, пред­ло­жить пере­смот­реть усло­вия кон­трак­тов, исклю­чить соци­аль­ные обя­за­тель­ства и уве­ли­чить нало­го­вое бремя. 

Кро­ме того, оче­вид­но, что конеч­ные вла­дель­цы боль­шин­ства ком­па­ний, кото­рые по этим кон­трак­там при­шли на казах­стан­ский неф­те­га­зо­вый рынок, за исклю­че­ни­ем круп­ных, извест­ных на миро­вом неф­те­га­зо­вом поле игро­ков, — вооб­ще неиз­вест­но­го про­ис­хож­де­ния, это какие-то офф­шор­ные ком­па­нии. Неф­тя­ные ресур­сы – это исчер­па­е­мые ресур­сы. Вре­мен­ной гори­зонт — 30–40 лет, на кото­рые были заклю­че­ны кон­трак­ты. Какой будет после это­го эко­но­ми­ка Казах­ста­на, оста­вим ли мы для сво­их детей и вну­ков стра­ну с устой­чи­вой эко­но­ми­кой или по окон­ча­нии неф­тя­ной эры Казах­стан не состо­ит­ся как госу­дар­ство – сего­дня это зави­сит от нас, граж­дан Казахстана.

Меру­ерт МАХМУТОВА,
руко­во­ди­тель ОФ «Центр анализа
обще­ствен­ных проблем»

Республиканский еженедельник онлайн