«Общественная позиция»
(проект «DAT» №24 (388) от 22 июня 2017 г.
Головные боли горожан
«Мы наведем порядок в сфере ЖКХ…» – знакомое до тошноты обещание местной власти во всех ежегодных отчетах перед населением.
Тем не менее, со времен независимости Казахстана власть не только не навела порядок в ЖКХ, наоборот, взрастила такую коррупционную гидру, что теперь бороться с ней, кажется, бессмысленно. Не получится как у Тараса Бульбы – «сам породил, сам и убью».
Коррупция в сфере ЖКХ – сооружение уже многоэтажное. Первый – супермонополия на предоставление услуг; второй – коррупция в тарифах – тарифы на электроэнергию, услуги телефонных компаний, за газ, тепло, воду и т.д. диктуют местные монополисты, а местные чиновники их утверждают, населению же остается отстегивать на коммунальные платежи треть своих заработков; третий – бытовая коррупция: вызывая сантехника отремонтировать сломавшийся кран, бесплатное выполнение этих работ нам уже кажется чем-то из ряда вон выходящим, хотя дополнительная оплата услуг, кроме коммунальных платежей, нигде, кажется, официально не зафиксирована.
Возникает вопрос: а знает ли власть о вопиющей коррупции в ЖКХ и собирается ли ее побеждать? Судя по тому, что в главном ведомстве по борьбе с коррупцией создана специальная рабочая комиссия, которая призвана промониторить ситуацию на коррупционную составляющую в сфере ЖКХ, а также ЖСК (жилищно-строительные кооперативы), чтобы представить отчет на предстоящее расширенное заседание, ответ должен прозвучать утвердительный.
Председатель президиума ОСДП и общественный деятель Зауреш Батталова является членом этой рабочей комиссии. В столичном офисе партии раз в каждую неделю собирается рабочая группа, которая в единый кейс вкладывает все новые факты, подтверждающие наличие коррупции как в ЖКХ, так и в ЖСК. Кроме того, идет обширная консультативная работа с населением и соответствующими госорганами. Так, в мае этого года состоялась первая экспертная встреча с участием председателя Национального центра по модернизации и развитию ЖКХ Марата Садуова.
На втором заседании рабочей группы довелось присутствовать и автору этих строк. Первое, что следует отметить, в Астанинский филиал ОСДП пришли те, кто излагает ситуацию конкретно и по фактам. Второе – у каждого в кейсе кипа документов, прямо или косвенно подтверждающих наличие коррупционных признаков, из-за которых годами они вынуждены обивать пороги исполнительной и судебной систем власти. Приведу высказывания участников рабочей группы в Астане без комментариев, но с одной ремаркой: в сфере ЖСК этажей коррупции, похоже, еще больше.
Мадат Нурумов,
житель Астаны:
– В Астане в строительной отрасли существует большая преступная, структуированная группировка. Она – как гидра. До внесения изменений в Закон об архитектурной и градостроительной деятельности акт госприемки подписывали 30 человек, теперь – четыре. Во всех актах председателем госкомиссии является заместитель акима Астаны Сергей Хорошун. В действиях данных должностных лиц усматриваем халатность, можно смело привлекать их к должностной ответственности, но для этого нужна воля. Но у нас есть люди, которые имеют иммунитет от уголовного преследования. В частности, Хорошун. То, что они делают, – это издевательство над людьми в самой изощренной форме, они воспринимают народ как быдло, а им все дозволено.
У нас есть законы в строительной отрасли, но исполнительная власть в Астане делает все, чтобы закрыть глаза на нарушения законов, когда сдается дом, когда выделяется земельный участок под его строительство, когда он уже эксплуатируется. На всех этапах на 90% идет нарушение законодательства. При этом правоохранительные органы делают все возможное, чтобы замять наши обращения.
Я в течение 5 лет озвучиваю факт. В Астане ЖК «Сказочный мир» построили без свай, вместо 160 забили 40 свай, из них половина рассыпалась. Директор компании «Астанакурылыссервис» Ж.Кусаинов пишет в 2010 году директору-застройщику и проектировщику о том, что, несмотря на неоднократные предписания в их адрес, «вместо принятия мер по устранению нарушений, были приняты меры по скорейшему скрытию … работ, выполненных с браком, с отступлением от проекта и СНиП и по данной причине не принятых представителями авторского и технического надзора». Технадзор запретил возведение 10-го этажа без наличия проектной и разрешительной документации. «Возведение десятого этажа является самовольным строительством», – предупреждал тогда Кусаинов. Он обращался и в правоохранительные органы по этому вопросу. Там – ноль должной реакции. Как итог – Кусаинов расторг договор с застройщиком на оказание услуг по техническому надзору ЖК «Сказочный мир», таким образом оградив себя от возможной уголовной ответственности в случае ЧП. Тем не менее, госакт о принятии объекта в эксплуатацию Хорошун подписал. «Сказочный мир» может рухнуть, как «Бесоба» в Караганде.
Все такие дела связаны с Хорошуном. Он разработал схему, расставил людей, придумал МВК (межведомственная комиссия при акимате г.Астаны – D). Люди приходят в МВК, думая, что там проблемы решатся. А как они решатся, когда сам Хорошун эти проблемы и создал?
Жамал Доржегулова,
председатель правления КСК:
– Законы не писаны ни для одного госучреждения и должностного лица. Они все игнорируют Закон об естественных монополиях. Когда я дошла до маслихата по проблемам тарифов, Исекешев попросил разобраться. Была создана комиссия. Пришли к выводу, что тарифы завышенные. С населения города незаконно собрали более двух миллиардов тенге, когда повысили тарифы. На встрече с акимом я говорила, что ТОО «АстанаЭнергоСбыт» злоупотребляет, обманывает население. В декабре 2015 года пришли большие счета за отопление и воду под видом перерасчетов. Были приложены объявления, что по решению суда убытки покрываются за счет потребителей. Мы подняли все решения судов. Но ни в одном из них про убытки ничего не сказано. Я спросила, почему с населения сняли деньги? Все оказалось липой. Незаконно собрали с каждого физического потребителя от 1,5 тыс. до 5-6 тыс. тенге.
Далее. КСК получает дом такой, какой он есть. Проблем от застройщика мы получаем массу. Как только беремся за них – получается замкнутый круг. Самое интересное – во всем этом опять разбирается Хорошун, который и был председателем госкомиссии по приемке. То есть получается, что государство ни за что не отвечает. Когда на совещаниях поднимаются проблемы, нам говорят: вместе с жильцами подавайте иски в суд. Практически в акиматах вопросы не решаются вообще.
Мадат Нурумов:
– Мы посчитали и пришли к выводу, что каждый потребитель переплачивает «ЭнергоСбыту» в шесть раз. Посчитайте теперь в масштабах всей страны. Один специалист говорил: сами производители тепловой энергии повысили тариф всего на 3%, а такие посредники, как «АстанаЭнергоСбыт», – на 130%. Получается, что наше государство дает возможность конкретным бенефициарам фактически сосать кровь из населения.
Идет модернизация. Выделяются из бюджета деньги. А «Теплотранзит» и «ЭнергоСбыт» закладывают эти же деньги в тариф, то есть во второй раз с нас дерут. Получается, все, что касается их деятельности, постоянно оплачивает потребитель. Все подтверждающие документы у нас имеются. С этим кейсом я ходил во все правоохранительные органы. Ответ один: нет состава коррупции. За всем этим явно стоит Хорошун. Он закрыл глаза на все и заложил этим мину замедленного действия, которая через год-два взорвется, и опять проблема ляжет на плечи жителей.
Махамбет Абжан,
председатель РОО
«Шанырак»,
представитель дольщиков ЖСК «Жагалау»
и «Ата-Кент»:
– У нас проблема ЖСК, тех, кто их создал. ЖСК «Ата-Кент» был создан для строительства 5-этажного жилого дома в жилом массиве Көктал в 2015 году. Фактическим руководителем являлся Кайрат Бодаухан, он же и председатель РОО «Общество оралманов «Асар», являющийся заказчиком дома и арендатором земельного участка. С 2015 года «Асар» входит в список недобросовестных застройщиков, строительство вел без разрешительных документов.
В августе 2015 года члены ЖСК «Ата-Кент» обратились в «Шанырак» за помощью. С тех пор при поддержке МВК были получены разрешительные документы, однако Бодаухан стройку так и не завершил.
Мы переизбрали нового председателя ЖСК «Ата-Кент» из числа пайщиков. В ответ Бодаухан написал на меня заявление в ДВД, было возбуждено уголовное дело в отношении меня. Позже дело прекратили за отсутствием состава преступления, но затем по жалобе Бодаухана снова возобновили. Однако в суде прокурор отказался от обвинения, а суд меня оправдал.
Недавно ДВД вновь возбудил дело по самоуправству, однако уже не только на меня, но и на моего заместителя по РОО «Шанырак» и по совместительству председателя ЖСК «Ата-Кент» Ахметзаду Жангир. У меня в квартирах проведены обыски. Я подозреваю, что между Бодауханом и отдельными чиновниками есть некая договоренность.
Второй кейс – ЖСК «ТК «Жагалау» и аффилированные организации ТОО ИСК «ASI» и ТОО «Kaontech International», фактическим руководителем которых является Сергей Котляров. Эти организации строят ЖК «Жағалау-3», «Жағалау-4», «Шығыс». Уникальность ситуации в том, что при покупке квартир покупатели дают довереннось руководству ЖСК на представление своих интересов и право голоса на собраниях членов ЖСК.
Еще один момент. Заместитель председателя ЖСК «ТК Жағалау» Татьяна Чурсина продолжительное время является еще и членом МВК по делам проблемных ЖК и работает на Котлярова, проблемные объекты которого рассматривает на заседаниях МВК. Получется, что Котляров приходит на МВК, где его же «косяки» рассматривает его же работник.
Кроме того, Чурсина с недавнего времени начала представлять интересы части пайщиков ЖСК «Ата-Кент» и рекомендует им создать новый ЖСК. А затем на заседании МВК рекомендует от имени всей комиссии обратиться к прокурору города о подаче заявления в суд о передаче земельного участка, принадлежащего РОО «Общество оралманов «Асар», в пользу нового ЖСК. Таким образом, очевидна роль Чурсиной в МВК – и это далеко не защита прав пайщиков. Мое мнение – надо расформировывать МВК.
***
Итоги заседания рабочей группы подвела Зауреш Батталова. Первое – по всем фактам подготовить заявление на имя председателя Нацбюро по борьбе с коррупцией Кайрата Кожамжарова; второе – на основании имеющихся документов провести Общественную приемную с участием руководителей правоохранительных органов.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»