Боги подобны тому, кто им поклоняется

• История лучше видна на расстоянии. Когда в 1991 году независимость свалилась на советские республики, в том числе и Казахстан, почти все они с подачи Запада начали «прихватизацию». В Казахстане откуда-то взялись Машкевичи, Кимы, Митталы, Шодиевы, Ибрагимовы, граждане не казахского происхождения и даже не нашей страны, прибравшие к рукам действующие гиганты промышленности. Все они стали миллиардерами не без помощи руководства страны. На нефтепромыслы пришли американцы, европейцы, китайцы. Что осталось от них, прибрали местные. Появились свои миллиардеры типа супруги Кулибаевых. Они ничего не производили, но быстро разбогатели.

Обогащение многих «деятелей» шло за счет и сельского хозяйства. К примеру, бывший премьер, «успешный бизнесмен» Терещенко, его правая рука Кулагин и другие. В этот период мне пришлось работать директором совхоза, на себе испытал все «прелести» реформы сельского хозяйства. Не понадобилось ни войн, никаких природных катаклизмов, чтобы разрушить до основания даже крепкие хозяйства. Хватило доморощенных нуворишей.

Самое худшее, что сделало государство, возглавляемое бессменным Президентом Назарбаевым, – это слияние государственного аппарата с бизнесом. Коррупция проникла во все сферы жизнедеятельности страны, вплоть до детского садика. Теневая экономика, оффшоры, агашки и апашки, крышевание, откаты (10-20%) от тендеров и банковских кредитов – следствия и результат выстроенной пирамиды управления. Создались условия для появления Алиевых, Храпуновых, вороватых министров, акимов, появились особые группы из кланов, земляков, карьеристов, проворовавшихся и развращенных детей бюрократии, бесстыдных и циничных элементов. Знание дела, профессионализм и опыт, патриотизм отправлены на помойку. В руководстве страны нет даровитых, зато куда ни кинь – везде посредственность и алчность. Нефтедоллары, легкая добыча, политика очковтирательства и насилия привели руководство к убеждению, что исторический процесс можно обмануть.

Мне, всю жизнь проработавшему в сельском хозяйстве, больно смотреть на наше село, золотую колыбель казахов – аулы. Большая их часть прекратила свое существование, а фермеры обанкротились. Более зажиточные казахи, продав скот и купив квартиры, переехали в города, в аулах остались нищие и старые.

Казахстанские латифундисты, в том числе и некоторые депутаты парламента, бесмпощадно эксплуатируют землю, занимаются только выращиванием зерна, животноводство не развивают, инфраструктуру игнорируют. Казахстан, который при СССР кормил полстраны, пять военных округов, сейчас завозит продукты из-за границы.

Имеющиеся обширные пастбища не используются для увеличения поголовья мясо-сальных овец, лошадей, верблюдов, хотя себестоимость их продукции очень низка в связи с отсутствием стойлового периода. Поголовье овец по сравнению с 1990 годом сократилось минимум вдвое. Животноводческие помещения разобраны. Повсеместно используется ручной труд. Ветеринарная служба практически ликвидирована.

Частный скот в аулах скупается по дешевке, и опять сельчанин получает неадекватную оплату за свой тяжелый труд по уходу за животными. Зато сейчас за 5-7 тыс. долларов самолетом завозят телок из США, Канады. Они не районированы к нашим природно-климатическим условиям, кормам. Предварительно не создаются кормопроизводство и его приготовление. Поэтому прилетевшие заморские телки угнетаются, теряются их качественные показатели, а некоторые из них гибнут. Миллиарды денег улетучиваются в никуда, зато на этом греют руки госчиновники. Бездарно тратя миллиарды, руководство страны успокаивает себя, что селу оказывается большая поддержка. Это не помощь, а вредная показуха, если не больше. Часть выделенных селу кредитов не доходят до фермера, так же как и средства на закуп хлеба. Зачем правительству планировать экспорт животноводческой продукции, если оно не может обеспечить ею свой народ?

При и после «реформ» 90-х годов резко сократилось поголовье лошадей и верблюдов. Почему правительство не заселит сельские территории бывших Семипалатинской, Жезказганской, Тургайской и юга Актобинской областей оралманами из Монголии? Ведь они и родом из этих краев. Пусть государство заплатит Монголии за их скот и казахов вместе с их животными перевезти сюда, создав им условия.

В «лихие» 90-е многие помещения сельхозтехники, сельхозхимии, транспортных предприятий в райцентрах стали не нужными, часть разобрали. Сейчас эти помещения нужно использовать для налаживания сервисного обслуживания фермеров. Бывая на местах, члены правительства, руководители областей должны изучить действительное состояние, на месте рассматривать в комплексе решение проблем. Так поступал Еркин Ауельбеков.

При выезде в район он за два дня посещал два совхоза, заходил в каждое животноводческое помещение, подолгу со всеми работниками, интересовался их бытом, обстановкой в доме: cодержит ли скот, имеет ли огород, где взрослые дети, как в школе, детсаде, чем помогает совхоз и т.д. В непринужденном разговоре на рабочем месте он из первых уст узнавал реальную обстановку на селе, умонастроениями и социальным самочувуствием людей.

Если посещение совхоза проходило летом, то он бывал в полеводческой бригаде, также подробно беседовал с механизаторами, заходил в общежитие, столовую, не брезговал и отобедать с ними. Обаяние личности Еркина Ауельбекова окрыляло людей, вызывало уважение к нему как к личности. Стиль его работы перенимали руководители всех звеньев управления властью.

Этого стиля работы он неукоснительно придерживался всегда и везде. В результате за несколько лет до того проблемная Тургайская область преобразилась. Тогда и авторитеты создавались делами, а не долларами и подхалимажем. Через 7 лет работы в Тургае Еркина Ауельбекова перевели в еще более сложную Кызылординскую область. Там среди народа о нем ходят легенды.

Вот такого уровня руководителей очень не хватает в независимом Казахстане. Президент не должен ездить в регионы как почетный гость, не обязательно в рабочей поездке ходить по красной дорожке, совсем не нужно раздавать ключи от квартир и приветствовать специально собранных и выстроенных вдоль красной дорожки людей с флажками. Все это я говорю не как бурчащий старик (мне 76 лет), а человек, который болеет за судьбу своего Казахстана.

А что сегодня? Президенту никто не может сделать даже замечания, в чем-то возразить. Он окружил себя людьми, которые подобострастно кивают, в глаза похваливают, но все делают с точностью до наоборот. В нынешней вертикали власти все превращается в говорильню. За 20 лет независимости можно было достичь такого же уровня, какой сейчас в Китае, Корее, Малайзии, Индии, других азиатских странах.

Широко и под несмолкающие фанфары афишировали 30 прорывных проектов, различные кластеры – и забыли о них. Сейчас власть трубит об инновационных проектах и дорожных картах. Не лучше ли меньше хвастаться, а больше заниматься организаторской работой? Разве мы создали условия для развития малого и среднего бизнеса? Беды идут от того, что бизнесмен ищет защиту от госорганов в тех же госорганах, но давая взятки. А те крышуют их и не бесплатно. Борьба с коррупцией ведется в основном для показухи, ее превратили в войну кланов, ведомственных и семейных группировок, с неугодными власти подлинными представителями подлинной, а не подвизающейся к ней, национальной элиты.

Все, что происходит в стране, народ связывает с именем Президента. Это естественно, потому что другие ветви власти зависят от него. И парламент, и суды, и СМИ – все замыкается на нем. Оппозиция в загоне, ей не предоставляется телевидение, с ней не разговаривает власть, считает, что ее у нас нет. Цивилизованные страны, если нет оппозиции, ее создают, поддерживают, даже финансируют. И оппозиция может стать единомышленником, если с ней считаться. Она тоже хочет процветания Казахстана, за ней тоже стоит определенная часть населения. И раскалывать общество власти не следует.

Заслуги Назарбаева немалые, их никто не отберет. Но и чрезмерное восхваление тоже ни к чему. У нас же с утра до вечера все провластные СМИ соревнуются в расхваливании Президента. И это, мягко говоря, надоедает. При выступлении члены правительства, акимы всех уровней двух слов не скажут, не упомянув Назарбаева. Один мудрец сказал: вождь выходит из народа, но обратно не возвращается.

Нам, простому народу, бояться и терять нечего. Мы должны сохранить человеческое достоинство и самоуважение. Правда нужна всегда и всем. Каждый начальник должен знать: дух зажима – слабина режима. В обществе никто не должен испытывать страх за высказанное мнение, ведь истина всегда где-то в середине и ее следует находить вместе. Общество, которое не различает, где добро, а где зло, уничтожает само себя. У нас большинство людей страдает от ползучей формы рабского благоразумия. И здесь тон задают общественные деятели, писатели, депутаты, ученые – зиялы қауым, если их так можно называть. Боги подобны тому, кто им поклоняется. Но власть хороша тогда, когда над ней довлеют власть ума и закон.

Конечно, легче провести саммит, симпозиумы, пообещать в посланиях, что будет в 2015 и даже 2030 году, а СМИ будет с утра до вечера трезвонить об этом. Но все проблемы в экономике и социальной сфере решались бы гораздо эффективнее, если бы члены правительства, депутаты, акимы, руководители госструктур жили на зарплату, ходили за покупками в магазины, лечились в общих поликлиниках и больницах. Тогда руководители будут не только знать реальную жизнь, но и активно влиять на нее. Один мудрец сказал: настоящая жизнь человека начинается с того момента, когда он встает выше своей выгоды. Пока власть не начнет жить этой настоящей жизнью, простому народу не видать достойной жизни.

В прошлом году по телевидению прошла информация, что руководителя аппарата Костанайского областного акима поймали на взятке в 140 тыс. долларов США. Это очень большая сумма и единолично он не мог на это решиться. А Кулагин, облаким, как ни в чем не бывало, продолжал работать. Позже его перевели сенатором в парламент. Видимо, крышуют крепко. Хотя сам Назарбаев заявлял на всю страну, что если подчиненный попался на взятке, то его начальник обязан уйти в отставку.

Великий Аль-Фараби еще тысячу лет назад сказал: «Адамға білім емес, әуелі тәрбие керек». Мы же не исполняем заветы второго философа планеты. Кто и когда наведет в стране порядок? Умный Сенека говорил: «К чему внешний лоск, если нечисто нутро твое». Справедливость в обществе обязательно должна быть. Из истории знаем, что падению некоторых государств предшествовало падение нравов.

Необходимо культуру сделать духовной. Из телепередач убрать жестокость, убийство, порнографию, много передач, рассчитанных на легковесную молодежь, различные шоу с плоскими шутками. Исчезли передачи о Человеке труда, нет познавательных, об истории казахского народа.

Следовало бы открыть Общественное телевидение, где можно было бы послушать другое мнение, кроме официального. Оппозиционеры – не враги, а активные люди, которые хотят перемен и улучшения ситуации в стране. Народ хочет и должен знать разные мнения по любой проблеме, особенно, когда это касается судьбы Родины, будущего нации, государственного языка.

Только зная разные мнения, народ может сделать свой, действительно, осознанный выбор, а не тот, который в угоду Ак Орде рисует наш Центризбирком. Пусть партии борются, спорят, предлагают свои программы – это жизнь, движение, а не застой мысли и дел. Только честные, открытые выборы определят правильное направление страны через избранных депутатов, Президента, судей, акимов всех уровней. Когда народ увидит, что с его мнением считаются, что оно имеет силу – он активизируется. Это будет великая опора, «сильная пружина» для исполнения обещаний избранных партий и руководителей. Без истинной демократии Казахстан так и останется на обочине дороги.

Талип АБИШЕВ,
ветеран труда,
кандидат сельскохозяйственных наук

Республиканский еженедельник онлайн