«Общественная позиция»
(проект «DAT» №27 (391) от 12 июля 2017 г.
Тема дня
5 мая 2016 года своим указом президент Назарбаев наложил мораторий на ряд поправок в Земельный кодекс, одна из которых позволяла увеличить срок аренды иностранцами земель сельхозназначения с 10 до 25 лет вместо 49 лет, которые были прописаны в прежнем Земельном кодексе.
Изменения в законе были приняты парламентом РК осенью 2015 года. А уже с 1 июля 2016-го на аукционе с молотка должны были уйти 1 млн. 700 тыс. гектаров земли. Поправки вызвали широкий общественный резонанс и народные волнения. В апреле прошлого года несанкционированные митинги протеста прошли в ряде регионов страны. На стихийную акцию в Атырау вышли более 5 тысяч граждан. Под давлением общественного мнения глава государства был вынужден объявить мораторий на продажу земель сельхозназначения в частную собственность иностранцам до конца 2016 года и в спешном порядке создать «земельную» комиссию.
Президент постановил ввести мораторий на некоторые поправки Земельного кодекса до 31 декабря 2016 года. А по итогам работы земкомиссии он продлил мораторий на 5 лет. Надзор за соблюдением законности при реализации указа возложил на Генпрокуратуру, контроль за исполнением указа – на свою Администрацию. О том, как выполняется указ главы государства и как работает мораторий, рассказали участники пресс-конференции, которая прошла под эгидой ОО «Жер тағдыры» и столичного филиала ОСДП, которая прошла в Астане.
Судя по фактам и отдельным высказываниям, вариантов выхода из ситуации всего два: либо в отставку должен уйти народ вместе с президентом, которому он доверил руководство Казахстаном на всеобщих выборах и референдумах в течение 25 лет, либо правительство. По-другому уже никак нельзя. Казахстану нужно правительство, состоящее из настоящих патриотов. Не частично и фрагментарно, как сегодня, а все целиком.
Вот что говорили на пресс-конференции представители регионов «от сохи».
• Амангельды Ахметжанов,
ТОО «Жамантуз», Акмолинская область:
– Жители трех аулов Зерендинского района Акмолинской области спустя пять лет узнали, что лишились земли. По этому поводу только у помощника президента мы были четыре раза, в этом году тоже. Отвечают, вы правы. Но результатов нет. Были в Верховном суде. Тоже толку нет. Трудно содержать скот, нет выпасов.
Землю продали за нашими спинами, подделали подписи, при этом перепутали имена, фамилии. Наши земли заложили в банк, который продал их недавно. Мы уже устали. Мы требуем одного: земля – казахская, мы казахи, верните землю нам.
• Рашид Кубжасаров,
ТОО «Березка», район им.Г.Мусрепова СКО:
– Наше село в советские годы гремело на весь Казахстан. Пришел к нам новый хозяин – ТОО «Богви» в 2005 году, мошенничеством с ведома акимата , но без ведома пайщиков в 2011 году оно заложило наши земли в ВТБ банк. Две подставные фирмы получили в банке 800 млн. тенге, а сейчас должны ему 4 млрд. тенге. О том, что остались без земли, мы узнали в 2016 году, когда уже был объявлен мораторий на продажу земель. Мы сказали: выберем другого инвестора. 25 марта 2017 года вместо акима на встречу с нами приехал представитель земельного комитета и заявил: земли у вас нету. Были судебные процессы, дошли до Верховного. Судебным решением земли наши вернули в госфонд.
Нам идти некуда, кормиться не от чего, наши земельные паи мошенническим способом забрали. Сейчас сеются всего 4-5 человек. Сейчас на селе ничего нет, все разобрали. Ситуация страшная.
• Талгат Омаров,
юрист филиала ОСДП,
представитель пайщиков:
– Прежде чем говорить о сегодняшней ситуации, надо вспомнить, каким образом у сельчан появились паевые земли. После распада СССР была программ приватизации. Каждому жителю в зависимости от стажа работы были выделены земельные доли. Ошибка властей была в том, что они не объяснили, как работать дальше. Они были предоставлены сами себе, не знали, что делать с паями, ни у кого не было сельхозтехники, чтобы обрабатывать землю.
Помимо этого были преступные действия со стороны руководителей, которые были сращены с местными исполнительными властями. Обманным путем они эти земли забирали. 17-50 тыс. га входили в уставной капитал, это всего 5% доли пайщиков, 95% принадлежало руководителю, который ничего не вкладывал в это предприятие. Даже по истечении определенного времени земля не переоценивалась, в уставной капитал эти суммы не вписывались и таким образом ущемлялись права всех пайщиков. Естественно, со своими 5% они не могли слова сказать. Коллективные обращения никем не были услышаны.
Все это привело к тому, что без согласия сельчан новые хозяева получали огромные суммы, миллиарды – якобы на закуп того-то и того-то, на самом деле куда эти деньги уходили – неизвестно.
В ТОО «Березка» больше 800 млн. тенге получили «левые» компании, которые никакого отношения к ТОО не имели. Власти необходимо пересмотреть все свои ошибки. Продовольственную безопасность страны обеспечивают именно эти сельчане, в худой конец, в самые неурожайные годы с гектара они получали 13 центнеров зерна.
• Кайрат Калиев,
житель села «Бостандык» (Акжарский район СКО):
– Несмотря на то, что 5 мая 2016 года президент объявил мораторий на продажу земли, 31 мая 2016 года государственный судоисполнитель Ибраев продал с аукциона право временного возмездного землепользования сроком на 49 лет. Это 6 214 га земель 565 пайщиков. Таким образов они лишились права землепользования. 6 214 га проданы Ибраевым за 19 млн. тенге. Кругом идет лоббирование интересов, мошенничество. Суды встали на сторону судоисполнителя, хотя суд первой инстанции вынес решение в пользу залогодержателя – лизинговой компании «Астана Финанс», который там с 2006 года. Судоисполнитель продал наши земли, даже не дожидаясь решения суда апелляционной инстанции, которое должно было состояться 20 июня этого года, руководителю КХ «Шалкар» И.Саттыбаеву. Непонятно, каким образом, но Саттыбаев сумел перерегистрировать земельные участки на свое имя 15 июня.
Также этот судосиполнитель продал с аукциона право временного безвозмездного землепользования на 49 лет площадь, чуть меньшую, чем у нас, пайщиков соседнего с нами села Кузбасс за 112 млн. тенге. Как одинаковые земельные участки в одном районе могли быть проданы с такой разницей в цене? Судебный исполнитель продал земли СХОС СКО, которая не являлась залогодержателем. Земельный кодекс запрещает это делать при наличии залогодержателя, то есть АО «Лизинговая компания «Астана Финанс», причем продал земли, не принадлежащие ТОО «Бостандык», эти земли принадлежат лизинговой компании. Судоисполнитель должен был наложить арест на все имущество, а он пролоббировал интересы СХОС, продал именно наши паевые земли. Продано все одному человеку – Саттыбаеву, который покупает все имущество «Бостандык».
При вынесении решения в пользу судоисполнителя суд не обратил внимания на то, что он упустил сроки. В 2013 году СХОС отозвала исполнительное производство. В 2016 году, когда прошел срок исковой давности, СХОС и судоисполнитель должны были восстановить упущенный срок.
Однако суд это проигнорировал. Налицо мошенничество, лоббирование интересов. По каким причинам те или иные госорганы лоббирую интересы чьи-то, должна выяснять прокуратура. Здесь усматривается и коррупционная составляющая.
• Асхат Рахимжанов,
руководитель филиала ОСДП в г.Астане,
представитель села «Оразак», (Акмолинская область):
– На примере пайщиков села «Оразак» можно проследить, как бизнес-сообщество сращивается с органами местной исполнительной власти.
В мае этого года к нам обратилась группа жителей села с просьбой защитить их права. В феврале они подняли тему, почему до сих пор не выплачиваются дивиденды за аренду их условных земельных долей. Им объяснили: если они перейдут из «Оразака» в ТОО «Шанырак», тогда будут выплачены. Оба этих ТОО – структуры, которые контролирует Максим Божко, сын депутата парламента. 27 февраля они пишут обращение, чтобы рассмотрели их заявления о выходе из состава ТОО. Ответ дан с нарушениями закона РК о рассмотрении обращений граждан, где им сообщили, что будет собрание учредителей ТОО. Собрание проходит через месяц. Им сказали: начались посевные работы, не могут удовлетворить их требование о выходе. В то же время становится известным, что акимат размещает объявление в местной газете, что будет проводиться аукцион на земли, которыми владеют эти пайщики – аукцион на право аренды этих земель.
Никакого судебного разбирательства не было по поводу изъятия этих земель, и акимат ставит в известность, что их земли будут изыматься, потому что используются не по целевому назначению. Руководство ТОО «Оразак» не говорит, что земли изъяты или будут изыматься.
Мы были на собрании. Подали заявление о проведении митинга в селе Акмол, где непосредственно находится акимат. Власть отреагировала. Сейчас идут судебные процессы. Пока акиматы будут лоббировать интересы отдельных лиц, а не смотреть, как живут люди, положение сельчан не изменится. Получается, как в 19 веке было в России с крепостным правом. Она в реальности повторяется у нас.
Хочу сделать объявление: при обнаружении фактов грубого нарушения прав сельчан, наш филиал будет проводить каждый понедельник с 15 до 18 часов бесплатные юридические консультации.
• Айдын Егеубаев,
член рабочей комиссии парламента по внесению изменений в Земкодекс от ОО «Жер тағдыры» и ОСДП (представитель ВКО):
– О том, как продается и распродается казахская земля китайцам, кто и как на ней зарабатывает, пишут многие СМИ. Я процитирую некоторые из них (опустим эту часть его выступления из соображений о необходимости отдельной публикации на эту тему – D).
5 апреля этого года мы были на приеме у Кожамжарова. Он обещал: создадим следственную группу. Ответили, что возбудили уголовное производство. Конкретного ответа нет. Я ему и генпрокурору сказал: меня с прошлого года шесть раз привлекали к ответственности, а инспектора Урждарского района – нет, аким района даже выговор не получил. Закон для кого существует?
Ситуация с продолжающимся беспределом вокруг земли, составляет большую угроза национальной безопасности. Все идет по плану, который разрабатывался с 2010 года. Есть мораторий, а земли ВКО куда уходят?
В своем ответе генпрокурор написал мне: договор о передаче в аренду 29 800 га в Урджарском районе признан недействительным. Суд признал их незаконными. Но ведь без согласия сверху эти безобразия невозможны. Если аким района выносит решения, которые суды берут по «козырек», то зачем нам аким области? Сейчас они делают все, чтобы передать Китаю 1 млн. га. Отбирают землю у пайщиков и передают им – это более 7 тыс. га только в одном ауле ВКО. Судебный процесс идет.
• Кайырлы Омаров,
председатель ОО «Жер тағдыры»:
– Три крупнейших агрохолдинга контролируют более 5 млн. га посевных из 11 млн. га, включая привязанные к ним КХ.
Мы объехали все области. «Жер тағдыры» и ОСДП защищают в судах права пайщиков по возврату их земель. Политика госорганов, начиная от акиматов и кончая правоохранительными и судебными органами, идет вразрез чаяниям селян. Жители аулов прямо говорят: неужели это политика государства – разорить нас, закрыть школы и оставить землю без истинного хозяина? Безопасность страны на краю пропасти. В перспективе аул останется без живого населения, люди вынуждены уезжать.
Казахстанские компании заключают крупные договора с китайскими компаниями. Мораторий бездействует, его обходят разными лазейками. На сегодня представители «Жер тағдыры», ОО «Кенесары хан», ОСДП являются членами рабочей группы парламента по законопроекту о внесении изменений в закон о земле. МСХ вносит в проект норму, где говорится, что если физлицо или какое-то хозяйство дает заявление о выделении земельного участка, то общественный совет в районах не имеет права выделять земельные участки тем физ- и юрлицам, которые ранее, согласно судебным актам, лишились своих земельных участков. Таких фактов по СКО и Акмолинской области более 60% – это те лица, чьи земли по суду уже изъяты. Если примут эту поправку МСХ, то они лишатся права вновь обращаться за получением земли. Мы внесли свои предложения в законопроект, но два заседания отменялись, парламент ушел на каникулы, обсуждение отложили на осень.
Лейтмотив последующих обсуждений темы: на обращения пайщиков по внесению протестов на судебные акты по изъятию их земельных участков органы прокуратуры не реагируют, несмотря на то, что в указе о моратории осуществление надзора за его выполнением он возложил на ГП – согласно Конституции РК и закону об органах прокуратуры. Но стоило обратиться в Генпрокуратуру ВТБ банку с жалобой по изъятию заложенных залогодержателем 17 500 га, так генпрокурор Жакип Асанов тут же подписал протест и по решению суда земельные паи в ТОО «Березка» изъяты в собственность государства. Теперь эти земли выставляются на аукцион в обход моратория. Основание – якобы ТОО не платило налоги. Цена вопроса 12 млн. тенге.
Ситуация с земельными паями жителей села аховая. По словам спикеров пресс-конференции, до сих пор сельчане ни сном, ни духом не ведают, что их земельные доли давным-давно уже проданы-перепроданы. Как считает Асхат Рахимжанов, это вопрос не каких-то правовых отношений. В аулах сегодня живут 48% избирателей РК, 63% многодетных семей, 58% безработных – тоже сельчане, 74% самозанятых – там же. Поэтому политика государства вызывает серьезные опасения.
По признанию спикеров пресс-конференции, сказать, что настроение у сельчан упадническое, – ничего не сказать. Талгат Омаров говорит: «В селе «Новокубанка» человек 70-80 на сходе сказали: давайте возьмем вилы и топоры и пойдем в акимат. Мы их еле сдержали. Это не метод работы нашей партии».
Не к вилам и топорам, но призывы на казахский майдан на пресс-конференции все же прозвучали. Так, по мнению Сауле Сейдахметовой, просто гражданки Казахстана, которая готова под страхом расстрела говорить правду, «завтра наши потомки станут рабами китайцев». «51 СП с китайцами будет создано в Казахстане, где казахов будет работать всего 20%. Зарплаты казахов в разы меньше, чем у китайцев. С каждым днем жизнь становится все хуже. Я вас открыто призываю на майдан! Политика отобрать землю у казахов и отдать китайцам идет сверху. Мораторий – это ложь! Если это мораторий, почему судьи не подчиняются указу президента? Без согласия Назарбаева, без его разрешения они даже дышать не могут! Потому что он их назначает! Выходит, указ президента ничего не значат для судей? Выходит, Назарбаев уже не президент Казахстана? Это все – предательство Родины, они продают Родину китайцам. Я ни за что не поверю, что это делается без согласия Назарбаева!», – заявила она.
Отчасти согласился с ней писатель и общественный деятель Куаныш Муктай: «Когда началось уничтожение совхозов, уже была задумка: оголить землю, чтобы продать ее. Помните, в прошлом году, перед началом митингов по земле, Дарига Назарбаева сказала, что всем казахстанцам надо учить китайский язык, что Китай – наша судьба. Это не случайно».
Член Президиума ОСДП и экс-депутат парламента РК Серикбай Алибаев, которому, возможно, более известны «тайны акординского двора», тоже не остался безучастным к теме пресс-конференции. «В свое время Ни (Владимир Ни – покойный управделами президента, его «глаза и уши» – D), которому отдали все, сказал Назарбаеву: твой главный враг – это казахи». Назарбаев объявил мораторий. Но почему он не исполняется? В свое время я написал ему: Вы говорите одно, а делается противоположное. Назарбаев обманывает народ, не выполняет свои конституционные обязанности. Пришло время требовать от него. Мы запросили: кто от имени государства подписал 50 договоров с Китаем? Из них многие в секрете. Может, мы уже сегодня ходим по китайской земле? По Конституции мы не можем объявить импичмент президенту. Парламент должен это сделать. Но там все его ставленники. И все равно надо потребовать импичмента, потому что он не выполняет свои конституционные обязанности по защите интересов Казахстана. Призывать к вилам и на майдан нельзя. Мы, ОСДП и «Жер тағдыры», должны промониторить, сколько земель сельхозназначения в аренде, сколько продали».
Итог пресс-конференции подвел всего двумя фразами председатель ОО «Жер тағдыры» Кайырлы Омаров: «В своей статье в сети Фейсбук Айсултан Назарбаев написал: вокруг президента находятся враги народа. Сегодня люди в сельских регионах постоянно повторяют эти слова».
Может, и впрямь, прав внук Назарбаева? Может, и впрямь, в его окружении не патриоты Казахстана, а саботажники указа о моратории на продажу казахской земли и «тайные агенты» Пекина? Как знать…
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»