ОФШОРИСТАН заглатывает деньги КАЗАХСТАНА

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №31 (395) от 31 августа 2017 г.

 

Экономика


 

Колоссальных денег недосчитался Казахстан. Всего за десятилетку. Последнюю. $58,5 миллиардов, по подсчетам специалистов, загнано в офшоры. Это почти 80 процентов от объема привлеченных в страну инвестиций. Впору хвататься за голову, а не калькуляторы. При этом, форсировано соображая, как быть дальше. Казенных тенге год из года становится меньше. Нефтяная игла, знаете ли, до добра никого не доводила. Впрочем, как и финансовые гавани, где можно уйти от налогов. «Панамгейт» яркое тому подтверждение.

 

Однако сразу поставим под сомнение опубликованные подсчеты. Чуть меньше шести миллиардов у.е. в год? Слабовато для насквозь коррумпированного отечественного олигархата. Отток валют из Казахстана, по неофициальным данным, соизмеряется куда большими суммами, в два, а то и во все пять раз. Потому так и живем. При этом мир отважно пытается сражаться с офшорными зонами, в которых сильные мира сего предпочитают хранить и утаивать «заработанные средства». Увы, тщетно. Про «панамгейт», как вспомнили, так покричали и дружно забыли. Невыгодно, ибо большие средства любят и ценят тишину.

Меж тем, Акорда год из года бьет челом пред инвесторами зарубежными. Им рисуют в тонах пастельных едва ль не налоговый рай. Местным воротилами бизнеса устраиваются легализации. Тщетноватые. Напомним, с начала этого года в Казахстане вступила в силу норма Налогового кодекса об обязательном декларировании любого заграничного имущества и дохода, если они получены из-за рубежа. Минфин отчитался: «За 2015 год гражданами страны задекларировано зарубежных доходов на сумму порядка $700 млн». Сумма не ахти какая. Даже на проведение захудалого ЭКСПО не хватит. Как быть дальше?

Хороших налогов не бывает. Все олигархи мира это точно знают. Потому помимо «запасного» гражданства и домика в окрестностях Лондона или на худой конец одного из эмиратов ОАЭ, имеет счет-другой в офшорных зонах. Казахстанские «форбсмены» не исключение. Они, скорее, правило. Вести бизнес в нашей стране опасно для здоровья морального и физического, а порой рискованно для жизни. Примеров десятки. А они ведь могли бы и должны были платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей жаным подарки. Пока этими презентами пользуются те, кто руководит финансовыми закутками мира.

Список «государств с льготным налогообложением» обновляется ежегодно. Его публикует Министерство финансов РК. В последней табели о рангах 58 стран. Их, кстати, стало меньше пару лет назад, когда «вылетели» Дубай, Люксембург, Индонезия, а после и Кипр. Однако интереснее, куда именно «утекали» деньги из Казахстана. Нидерланды получили больше всего – $2,8 миллиарда. Соседняя Россия – $667 миллионов. В ОАЭ, Каймановы острова и Великобританию казахстанцы совокупно перебросили $451,3. Есть и другие страны, среди которых набирает популярность Турция, но теряет США.

Далее процитируем источник: «Стоит заметить, что наибольший отток прямых инвестиций – $2,4 млрд – был направлен на деятельность головных компаний и оплату консультаций по вопросам управления. Хотя эта сумма по сравнению с прошлым годом сократилась на 53,9%, но все же занимает львиную долю – 55,3%.

На деятельность домашних хозяйств, нанимающих прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления, было направлено $609,2 млн, или 13,9% от всего объема, – в 2,4 раза больше, чем годом ранее. Инвестиции на строительство в других странах составили $317,8 млн, показав 7,6-кратный рост» (АР).

Живут же люди, сказал бы каждый среднестатистический казахстанец, отчаянно модернизирующий свое сознание, мало понимая, как в нефтяной стране можно так жить.

Напоследок истина от римского императора Августа. Домогаться малых выгод ценой большой опасности – все равно, что удить рыбу на золотой крючок: оторвись крючок, и никакая добыча не возместит потери. Знающие, да поймут.

• На основе открытых источников

подготовил Владимир Харченко,

«D»

 

 

 

Что следовало ожидать

 

ЭКОНОМИКА КАЗАХСТАНА:

у американских разведчиков

ПЛОХИЕ ПРОГНОЗЫ

 


 

Американская разведовательно-аналитическая компания Stratfor, проанализировав ситуацию в казахстанской экономике, пришла к выводу, что прогнозы роста могут быть завышены, а реальное положение далеко не столь благостно.

 

По данным Национального статистического агентства страны, экономика Казахстана, крупнейшая в Центральной Азии, наблюдала общий экономический рост на 4,2 процента в годовом исчислении в первой половине текущего года. В первом квартале этого года рост составил 3,6 процента, а в первой половине 2016 года – всего 0,1 процента.

Азиатский банк развития прогнозировал экономический рост для Казахстана в этом году на 2,6 процента, а в следующем году на 2,9 процента и говорит о «неожиданном экономическом подъеме в первом квартале 2017 года». Международный валютный фонд настаивает на увеличении ВВП на 2,5 процента для Казахстана, а также 6 процентов для Узбекистана и 6,5 процента для Туркменистана. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) оказался на дне с прогнозом для Казахстана всего лишь на 2,4 процента в текущем году. Практически ни одно из этих учреждений не имеет надлежащего разделения или сравнения экономики по сегментам. Местные оценки, как правило, дают большую ясность. «По предварительным данным, экономический рост в первой половине этого года достиг 4,2% в годовом исчислении, после 3,6% в первом квартале. По нашей оценке, экономический рост только во втором квартале составил 4,8%, что является лучшим показателем с 2015 года. Сезонно скорректированное число составило 1,7% по сравнению с предыдущим кварталом, исходя из наших оценок», – говорится в недавнем анализе Halyk Finance.

В докладе не отрицается, что рост или отсутствие роста, и просто уверенность Казахстана в продажах внешних сырьевых товаров продолжает оставаться главным источником роста. Согласно недавнему сообщению агентства Reuters со ссылкой на Национальное статистическое агентство, в первой половине 2017 года Казахстан произвел 35,863 млн тонн нефти вместе с 6,691 млн тонн газового конденсата, что означает увеличение на 8,7% и 15,6% в годовом исчислении, соответственно. Более того, казахстанский бенчмарк Urals превысил 50 долларов США почти на протяжении всего периода и разместился 4 августа в размере 52,09 доллара. Согласно последнему отчету ОПЕК, средняя цена смеси за первые шесть месяцев составила 50,41 доллара за баррель против 38,25 доллара США годом ранее.

Постоянная зависимость от продаж нефти в значительной степени зависит от тенденций в промышленном производстве и моделей капиталовложений. В то время как показатель промышленного производства выглядит многообещающим, общий показатель инвестиций указывает на тревожную нехватку финансовых ресурсов в различных секторах экономики Казахстана – тем более является болезненным для него, поскольку основная часть инвестиций поступает в недропользование и косвенно наносит ущерб другим секторам, таким, как сельское хозяйство, строительство и производство.

У властей мало информации о реальных существующих тенденциях в экономике и возможном влиянии кризиса. По словам министра экономики Казахстана Тимура Сулейменова, которого недавно цитировала «Астана Таймс», правительство намерено основывать будущую экономическую политику на «более всесторонней оценке факторов, способствующих общей экономической эффективности страны». «В настоящее время мы разрабатываем стратегический план на 2020–2025 годы, который будет содержать не только некоторые аспекты экономического развития, но и экологические и социальные аспекты. Мы планируем разработать матрицу показателей, начиная от ожидаемой продолжительности жизни, детской смертности, ВВП, на основе которого будет контролироваться общий прогресс государства».

Слова министра можно рассматривать как отголосок длинной серии заявлений президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по этому вопросу. Глава государства вновь предложил «пересмотреть методологию расчета ВВП на душу населения, поскольку традиционный ВВП создает ложное восприятие экономического процветания». На пленарном заседании 10-го Астанинского экономического форума в июне он отметил: «Показатель ВВП имеет число существенных недостатков, он не отражает долгосрочный характер экономической деятельности и не показывает благосостояния граждан и не учитывает стратификацию населения по доходу».

Предлагаемая здесь «ревизия» может потребовать тщательной модификации экономических целей. Например, если целевой показатель в 7 процентов в год будет установлен в течение определенного периода времени, он должен будет включать улучшение покупательной способности для различных групп населения, варьирующихся от 1 процента для верхнего слоя до 15 процентов для нижнего слоя. Только таким образом может быть создан внутренний потребительский рынок, который будет поддерживать значительное расширение производительности. До сих пор попытки привлечь инвестиции не сопровождались такой перспективой – отсюда и ограниченный ответ на такие попытки инвесторов. Поэтому пока единственным драйвером экономики остается нефть, которая не стабильна и эра которой стремительно заканчивается.

• Источник: exclusive.kz


 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн