«Общественная позиция»
(проект «DAT» №43 (407) от 23 ноября 2017 г.
Сравнительный анализ
Международные специалисты посчитали, что обычно в руках нескольких человек концентрируются несметные ресурсы всей страны, а 1% населения планеты принадлежит 50% ее богатств. В то же время половина населения Земли имеет имущество менее 10 тыс. долларов или 3% от глобального благосостояния.
Не так давно по количеству миллиардеров наша страна занимала второе место в Азии. А крупнейший швейцарский банк отнес Казахстан к бедным странам. Это вызывает досаду у простых людей, когда, имея нефть и прочие природные ресурсы, нам присваивают такой статус. Почему не остановиться и подумать, что мы делаем не так?
В Казахстане проживает 3 миллиона семей. Расходная часть нашего бюджета на 2018 год составляет 28 млрд. долларов. Если бы один из членов семьи работал на государство, то доход каждой семьи был бы 800 долл./месяц (28 млрд/3 млн). Внося треть зарплаты на ипотеку, каждая казахстанская семья имела бы квартиру или дом уже через 5 лет, и без всяких кредитов. Почему не строить наш бюджет примерно в этом русле?
А что у нас по факту? Полпроцента населения страны в лице госслужащих зарабатывает 40 тыс. долл./год, а четверть населения получает детские пособия 100 долл./год. На одного чиновника тратится столько, сколько тратится на 400 многодетных семей. Разве это честно?
Недавно на всю страну заявили о 20-процентном росте детских пособий. А что это дает? Если раньше многодетная семья получала 100 долл./год, то сейчас будет 120 долл./год. Люди же понимают, что им стараются пустить пыль в глаза.
Однако и среди госслужащих есть пропасть в оплате труда. Работники сельских акиматов получают 150 долл./месяц, а министры со стажем получают в 25 раз больше, то есть 3,5 тыс. долл./мес. Хотя во всем мире разница между максимальной и минимальной зарплатой госслужащего не превышает 10 раз.
По статистике 10% богатых казахстанцев имеют доход в 6 раз больше, чем 10% бедных. У нас же высшие чины получают в 25 раз больше, чем работники акимата. Выходит, что власть сама увеличивает пропасть между богатыми и бедными, хотя по своей сути должно действовать наоборот, показывая пример обществу.
У нас широко рекламируется высокая средняя зарплата в стране – 150 тыс. тенге/мес. Если зарплата начальника миллион тенге, а секретаря – 30 тысяч, то средняя зарплата в компании будет полмиллиона тенге. Поэтому всегда есть риск, что среднюю зарплату можно притянуть за уши.
По ранним данным Минсоцзащиты, 50% наших пенсионеров получало минимальную, а 5% – максимальную пенсию. Следовательно, половина людей получает 45 тысяч тенге, а 5% пенсионеров в несколько раз больше. Отсюда и получается средняя пенсия 66 тысяч тенге. Чтобы не вводить в заблуждение, правильнее озвучивать пенсию большинства людей.
В 2003 году на 82 тысячи чиновников тратилось 170 млрд тенге. Сегодня их количество выросло на 20%, а расходы на них на 800% – до 1,32 трлн тенге. Разве это правильно? На эти деньги ежегодно можно было строить 200 тысяч новых квартир для всех нуждающихся.
Казалось бы, что во время кризиса нужно оптимизировать высокие расходы на госаппарат. Однако вместо этого расходы на них в 2016 году, наоборот, выросли на 1%. Зато правительство принялось печалить пустые кошельки народа. На миллиарды оштрафовали 244 тысяч алматинцев или каждого члена семьи всего мегаполиса. Потом еще удивляемся отсутствию доверия граждан к органам. За мелкое нарушение сделай устное замечание и отпусти.
Ощущение, что некоторые чиновники живут в каком-то другом мире. Одни собираются проверять получателей мизерных государственных пособий, купающихся в роскоши и живущих в особняках. Другие обедают в ресторане за пятьсот тенге, когда в столовых счет в два раза дороже. Люди уже не знают, то ли им плакать или смеяться над действиями госслужащих?
Также скептически воспринимаются заявления чиновников об увеличении поступления в бюджет из-за роста цен на нефть. Это народ никак не прочувствует. Зато эта новость может развеселить карманы олигархов, которые получат очередную сверхприбыль, поправив свои рейтинги в списке богачей планеты.
Наша социальная модель общества по своей контрастности схожа с государством ЮАР. В этой стране 8% живут на широкую ногу и имеют доходы свыше 10 тыс. долл./мес. Однако половина населения принадлежит к классу бедных и выживает на доход менее 150 долл./мес.
Но что делать нам? Посчитал: на оплату всех пенсий и пособий в Казахстане по 300 долл./мес., стипендий и выплат безработным по 200 долл./мес. и оплату миллиону госслужащих, работников силовых структур, учителей и медперсонала по 500 долл./мес. нужно 19 млрд. долларов или две третьих от бюджета страны, 28 млрд долларов при этом охвачено 5,5 млн пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, семей одиночек, студентов, безработных и служащих или с учетом детей это полстраны.
У государства остается еще 9 млрд долларов на строительство жилья, объектов и дорог. На тендерах приоритет нужно отдавать компаниям с большим числом персонала с достойным окладом. Тогда с учетом пенсий, пособий и зарплат бюджетные деньги попадут на руки минимум 80% населения Казахстана.
Бюджет страны – это деньги всего народа, поэтому он не должен делать кого-то богатым, а кого-то бедным. Он должен быть социально справедливым. А богатые граждане должны пытаться сами заработать миллионы вне госбюджета, честным трудом в частном секторе.
Ержан ОРЫМБЕТОВ,
писатель