КТО ЗА СХЕМОЮ СТОИТ?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №44 (408) от 30 ноября 2017 г.

 

«Дело Бишимбаева»


 

«Идея заключается в том, что, если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, правда выплывет наружу», – считал самый известный ирландец, лауреат Нобелевской премии в области литературы Джордж Бернард Шоу.

 

На продолжающемся в специализированном межрайонном суде по уголовным делам г.Астаны судебном процессе по так называемому «делу Бишимбаева» правда тоже, кажется, всплывает наружу. И тоже благодаря перекрестным допросам как самих подсудимых, так и показаниям свидетелей (пока стороны обвинения).

Так, во вторник, 28 ноября, в суде был допрошен один из ключевых свидетелей – экс-председатель правления АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (далее – ИФК) Ринат Сисембаев. В своем свободном рассказе он обрисовал: с августа 2012 года Куандык Бишимбаев брал его на работу по его личной просьбе – сначала управляющим директором «Самрук-Казына Инвест», потом в дочерних организациях холдинга «Байтерек», летом 2014 года был утвержден заместителем председателя правления Банка развития Казахстана, в ноябре того же года – председателем правления ИФК.

Будучи управляющим директором «Самрук-Казына Инвест» Сисембаев отправился в Кызылорду – проверить ход строительства стекольного завода. На тот момент строительство завода инициировалось в этой компании, а Куандык Бишимбаев работал заместителем председателя правления АО «Самрук-Казына». На месте выяснилось, что генподрядчик – ТОО «Шымкентхиммонтаж» опаздывает со сроками строительства на 20 дней. Через несколько месяцев обнаружилось – отставание от графика уже 40 дней. Учредитель ТОО Жаксылык Исабек, ныне тоже подсудимый, объяснил срыв графика работ большими финансовыми проблемами.

Совещание, которое завершило проверку, проходило, по словам свидетеля, на повышенных тонах, очень жестко. «Я сказал Исабеку, чтобы они предоставили все копии контрактов, потому что мы выплатили аванс в размере 2,8 миллиарда тенге, которого достаточно, чтобы без опозданий и в срок выполнять работу. После совещания Исабек попросил не делать публичных заявлений и не запрашивать копий договоров. На что я ему сказал «нет». И он попросил, что сам поедет в Астану и отчитается перед председателем правления «Байтерека», – вспоминал Сисембаев. По возвращении из Кызылорды он доложил Бишимбаеву о ситуации на стекольном заводе. Тот обещал разобраться.

 

В 2013 году был создан холдинг «Байтерек», который возглавил Куандык Бишимбаев. В ноябре 2014 года было принято решение о передаче стекольного проекта в этот холдинг. К тому времени Сисимбаев уже ушел в Банк развития Казахстана, а на его место назначили Даурена Ибрашева. Осенью того же года руководство «ИФК» доложило, что нашло американскую компанию Stewart Engineers, Inc. В ноябре 2014 года проект получил господдержку. Решено было использовать деньги из уставного капитала БРК с конечным вознаграждением 2% со сроком на 20 лет. В апреле 2015 года создано ТОО «Orda Glass LTD». Компания обратилась за займом в 33,6 млрд тенге. После одобрения финансирования проекта 10 июня 2015 года оплатили аванс на строительно-монтажные работы в размере 2,8 млрд тенге.

Отвечая на вопросы участников процесса, пытавшихся докопаться до истины относительно 20 тысяч долларов, которые Сисимбаев якобы дал Бишимбаеву из личных сбережений на строительство его дома в поселке Косши, ключевой свидетель резко поменял показания, которые он дал во время досудебного следствия.

«Да, действительно, я поменял свои показания. На самом деле я хотел как-то помочь, поддержать Куандыка Валихановича, но в итоге я понял, что рано или поздно правда вскроется, и дал правдивые показания», – признался он.

«Этот дом ко мне отношения не имеет. С чего Вы взяли, что мне нужна помощь, и Вы решили показания искажать?» – спросил в суде Бишимбаев.

«Я на тот момент думал, что нужно сказать правду. Вы никакую помощь у меня не просили. Мы не разговаривали на эту тему, но из-за дружеских отношений все эти годы я решил так сказать», – ответил допрашиваемый свидетель.

«Я к вам обращался с такой просьбой? И в тот период мы с Вами вообще разговаривали?» – продолжал уточнять Бишимбаев. «В тот период мы не разговаривали и не общались, – последовал ответ.

В суде также выяснилось, что Ринат Сисимбаев ранее был знаком не только с экс-председателем правления «Байтерек Девелопмент» Бахытом Жаксыбаевым, но и с управляющим директором этого АО Дильрухом Анарбай. И не просто знаком. По просьбе Жаксыбаева он в два транша передавал последнему денежные суммы в крупных размерах. В первый раз речь шла о 89 500 долларов США – якобы на строительство загородного дома Бишимбаева. Сумму второй передачи свидетель не назвал. Оба раза деньги забирал сам Анарбай. Что интересно: о том, что эти деньги предназначались на строительство дома Бишимбаева в поселке Косши, Сисимбаев знал со слов только Жаксыбаева.

 

Между тем даже по информации органов следствия, просочившейся в прессу, Жаксыбаев – это практически голова всей коррупционной схемы, которую теперь он приписывает своему отцу-благодетелю Бишимбаеву и утверждает, что именно экс-министр национальной экономики ее разработал и лично распределял процентные доли от взяток. Тогда как, по некоторой информации, в марте 2016 года, когда до него дошли слухи о получаемых Жаксыбаевым и другими откатах от строительных компаний, Бишимбаев освободил его от занимаемой должности председателя правления АО «Байтерек Девелопмент». Жаксыбаев, говорят наши источники, клялся и божился, дескать, не было такого. Жалость, видно, взяла верх. Бишимбаев вернул «отставника». Но в кулуарах парламента уже после ареста Жаксыбаева, отвечая на вопрос журналистов, как он оказался в его команде, Бишимбаев сослался на его профессионализм. Хотя, как сказать. Болашаковскому выпускнику, пусть даже супер-талантливому, но ни дня не проработавшему на производстве хотя бы в роли управленца, мозги затуманить своим профессионализмом иным не сложно.

Авторство схемы получения взяток от заключения договоров со строительными компаниями, по показаниям Жаксыбаева, принадлежит Бишимбаеву. «Во время обсуждения госпрограммы в ресторане «Пряник» я спросил у Бишимбаева: если ко мне будут обращаться, то что мне делать? Куандык Валиханович сказал, что нужно работать только с «надежными» людьми. Он поручил мне подключить людей из «Байтерек Девелопмент», – сказал Жаксыбаев.

В конце 2015 года он встретился с уже бывшим на тот момент управляющим директором «Байтерек Девелопмент» Дильрухом Анарбай. Тот сообщил: в Павлодаре есть строительная компания, готовая работать под 10-процентный откат. Убедившись в том, что Анарбай самостоятельно проверил наличие необходимых у фирмы условий, Жаксыбаев поручил ему довести этот проект до конца.

«До конца», видимо, не успели. Но и первые транши впечатляют. Так, со слов подсудимого Жаксыбаева, от ТОО «ProjectCityGroup» первая сумма в размере 280 тысяч долларов была доставлена ему домой Сапарымбетовым (помощник Жаксыбаева – D) в сумке из-под ноутбука. Затем он решил проводить все операции по передаче взяток через банковскую ячейку, открытую на имя его приятеля Султашева, о чем мы писали в предыдущем номере «D». Но на что следует обратить внимание: со слов Жаксыбаева, Султашев привозил деньги не куда-либо и не Бишимбаеву, а прямиком домой к Жаксыбаеву и вручал их в его «белы ручки».

Откаты от ТОО «ProjectCityGroup» Жаксыбаев получал регулярно. И не только от этой компании.

 

По версии государственного обвинения, экс-министр национальной экономики Куандык Бишимбаев получил семь взяток на сумму 346 млн тенге в рамках госпрограммы «Нурлы жол» по строительству арендного жилья.

Наибольший интерес, с этой позиции, на наш взгляд, представляют показания в суде самих руководителей строительных компаний.

Так, гендиректор и учредитель ТОО «Урал-Авто» Кайдар Кощанов из г.Уральска и его коллега-земляк Сабит Утебалиев – собственник ТОО «СВ Плюс» как на духу, в подробностях рассказали, как вымогал из них откаты Дильрух Анарбай – ставленник Бахыта Жаксыбаева. Оба ныне подсудимых «собаку съели» в сфере строительства: Кайдар Кощанов работает в ней 38 лет, Сабит Утебалиев – 32 года. И то, как они были вынуждены принять правила игры «этого молодого человека» – Анарбай, который годится им в сыновья, считают унижением своей профессиональной чести и человеческого достоинства.

Дело начиналось так. По словам Кайдара Кощанова, у него есть собственный ДСК (домостроительный комбинат), составной частью которого является завод ЖБИ (железобетонных изделий). Все предыдущие заказы на строительство жилых объектов, конкурс на которые он выигрывал, финансировал бюджет городского акимата. Но весной 2014 года раздался звонок из исполнительного органа местной власти: приезжает делегация из «Байтерек Девелопмент», отныне финансирование всего строительства по программе «Нурлы жол» снимается с местного бюджета. Нагрянувшую комиссию возглавлял Дильрух Анарбай. Делегация на месте изучила все имеющиеся мощности ТОО Кощанова, в том числе начавшееся строительство (имелся только фундамент) многоквартирного дома в Уральске. Стоимость проекта – более 1 млрд 407 млн тенге. Делегация улетела, строительство заглохло – акимат уже не финансировал его. Своими силами Кощанов обеспечивал лишь охрану начатого объекта.

Весной 2015 года приехал в Астану, встретился с Анарбай: что делать-то будем? Тот: чтобы получить контракт на завершение строительства объекта, отдашь 10% отката от общей суммы. Кощанов согласился лишь на половину требуемого. Тот ни в какую. «Я испугался и отказался», – сознался Кайдар Кощанов в суде.

Прошел год. Объект заморожен, рабочие, а их от 200 до 600 человек – в зависимости от объема работ – отправлены в отпуск без содержания, ЖБИ-изделия на сумму свыше 460 млн тенге, изготовленные именно под этот многоквартирный дом, мертвым грузом лежат на складах, проценты под банковские кредиты растут как снежный ком… На кону стояло не только жизнеобеспечение ТОО, но и все, что было нажито посильным трудом за почти 40 лет трудовой деятельности.

 

От безысходности приехал снова к Анарбай в Астану. Принял его условия. Контракт подписали в мае 2016 года. Сумма взятки составила 35 млн тенге «за общее покровительство ТОО «Урал-Авто», выразившееся в заключении договора инвестирования строительства, беспрепятственном подписании и оплате актов выполненных работ.

Из всей суммы отката 20 млн тенге Кощанов наскреб из личных сбережений, 15 млн взял в кассе своего ТОО. Отдал их Анарбаю в аэропорту г.Уральска.

В суде гендиректор и учредитель ТОО «Урал-Авто», глядя в сторону Анарбай, который сидел на скамье подсудимых в так называемом «аквариуме», охраняемом дюжиной молодчиков в камуфляже, сказал: «Анарбай знал мое положение. Он утверждает, что я лично к нему обратился с предложением об откатах. Он говорит неправду». На вопрос: «Почему, испугавшись, не обратился в правоохранительные органы?» – ответил: «Была мысль. Побоялся последствий – все равно не решили бы финансовые проблемы».

На что обращает внимание в допросе этого подсудимого: во-первых, отдавая откаты Анарбаю, он даже не знал о том, что тот к тому времени уже не работал в «Байтерек Девелопмент»; во-вторых, о том, что откаты предназначаются для Бишимбаева, Анарбай вообще не говорил.

Часть денег, как следует из допроса этого свидетеля, предназначалась не столько Бишимбаеву и Жаксыбаеву, сколь самому Анарбай и Жакупову, который в этом и признался, отвечая на заданный ему вопрос, как говорится, в лоб.

О том, как приезжал в Уральск Дильрух Анарбай и какие «златы горы» от «Байтерек Девелопмент» в обмен на откаты он обещал, рассказал в суде и гендиректор компания ТОО «СВ Плюс» Сабит Утебалиев. По версии следствия, в рамках преступного сговора компания ТОО «СВ Плюс» заключила договор инвестирования в строительство 9-этажного дома в Уральске стоимостью более 1 млрд 567 млн тенге. Сумма взятки составила 8 млн тенге, ее забрал Жаксыбаев, а затем еще 9 млн тенге, которые якобы были потрачены на строительство дома для Бишимбаева.

Ситуация на стройплощадке объекта к приезду делегации из Астаны во главе с Анарбай у Утебалиева была такая же, как у Кощанова. Вынужден был согласиться на условия «Байтерек Девелопмент», хотя, признается гендиректор компании, «условия были расстрельные». Договор был подписан 22 мая 2015 года. Откат за его подписание привез Анарбаю в Астану 14 марта 2016 года – в размере 5 млн тенге. И то после многочисленных звонков Анарбая. «Каждый звонок Анарбая означал: когда привезешь откаты?» – заявил в суде этот подсудимый.

Об откатах, предназначаемых для Бишимбаева или же им установленных, он тоже слыхом не слыхал.

Оба этих руководителей крупных строительных компаний ныне тоже подсудимые. В зале судебных заседаний, следуя клятве говорить только правду и ничего, кроме правды, они и другие, как кажется, разоблачили тех, кто на самом деле стоит за коррупционной схемой, авторство которой обвинение приписывает экс-министру нацэкономики.

А вчера в суде начался допрос двоюродного брата Куандыка Бишимбаева – Султана Нурлыбек, тоже пребывающего на скамье подсудимых и под стражей, но не признавшего свою вину.

Жумабике ЖУНУСОВА,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн