Уалихан КАЙСАРОВ: Осталось сделать лишь малость – ВВЕСТИ ИНСТИТУТ ХАНСТВА

Согласно статье 44 Конституции Республики Казахстан, президент нашей страны должен обращаться с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики. Но бессменный президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в нарушение Основного закона страны – Конституции, обратился с «полугодичным» посланием как бы к народу, но, по сути, к партхозактиву своей администрации в лице министерств, прочих ведомств, акиматов в регионах. Подчиненные, им назначаемые и рискующие уйти в политическое небытие по одной только реплике елбасы, стояли навытяжку – как школяры, а не государственные мужи.

– Итак, Уалихан мырза, народу послано очередное послание президента Назарбаева: сначала по форме – что оно вам напоминало? Некоторые наблюдатели отмечают, что сам процесс послания напоминал собрание правления колхоза…

Итак, давайте сначала поговорим о форме. Не искушенному в политике человеку многое здесь сразу не понять. Однако сама форма последнего послания президента изменилась кардинально и причём приняла совершенно, на мой взгляд, извращенные формы. Ну, давайте по-порядку. Естественно то, что послание должно было быть обнародовано в стенах парламента на совместном заседании его палат – так делалось всегда, и это уже было привычной традицией. Суть этого заключалась в том, что парламент считался представительным органом всего населения страны, а значит, именно в парламенте нужно было выступать с посланием к своему народу. Однако здесь явно прослеживается подражание российскому президенту Владимиру Путину, который завёл традицию обращаться со своим ежегодным посланием к российскому народу из Кремля.

– И такая важная государственная процедура превратилась в кулуарный разговор…

– Действительно, послание – это один из наиважнейших документов. Оно имеет стратегическое значение. В нём президент определяет главный вектор, по которому в течение последующего года должны работать все государственные органы и службы. Одним словом – куда и как двигаться всей стране! Значение послания, на самом деле, трудно переоценить. Каждый государственный чиновник должен сверять свою работу, озираясь на выставленные в нём красные флажки. Послание – это не просто документ для зачитывания, это – концепция развития, утвержденная президентом. Согласно посланию должны разрабатываться законы, постановления правительства и приниматься решения всех местных исполнительных или представительных органов весь предстоящий год. И, конечно же, проявляя должное уважение к своему народу, перед которым зачитывается послание, и к самому посланию, как к наиважнейшему документу, президент должен был оглашать его стоя перед трибуной, а не сидя за столом.

Идём дальше. Во время обращения к народу с ежегодным посланием никоим образом недопустимы со стороны президента нескончаемые многочисленные мелочные разборки с сидящими в зале отдельными людьми. Не нужно прилюдно опускать высокий статус и авторитет перед всем народом сидящей в зале аудитории. Во время послания это крайне недопустимо! Зачем нужно было периодически поднимать с места самых высокопоставленных должностных лиц государства и задавать им вопросы в рамках мелочных разборок и выговаривать им всякие замечания. Просто было стыдно смотреть на это зрелище и обидно за тех, которые как пионеры в советское время стояли перед учениками и учителями на школьной линейке.

Еще раз хочу отметить, что сам процесс обращения с ежегодным посланием к народу страны – это высоко торжественное мероприятие. Вся страна приковывает к нему все свое внимание и возлагает на него большие надежды. И в такой ситуации превращать послание в колхозное собрание с участием правления колхоза служит для меня показателем падения уровня президента. Ну скажите, пожалуйста, какой после этого может быть высокий авторитет у казахстанской власти, когда весь народ увидел её беспомощность и когда её публично посрамили. К сведению, в Уставе Вооруженных Сил СССР было чётко указано, что нельзя указывать на недостатки командиров и офицеров в присутствии их подчиненных. Делалось это потому, чтобы не подрывать авторитет командования в глазах подчиненных. А это, согласитесь со мной, уже залог победы на поле боя. Ни один солдат не пойдёт за командиром, если он не пользуется в его глазах авторитетом. Жалко, что наш президент не изучал Устав ВС СССР.

– А теперь по содержанию – давайте, все-таки отметим полюсы, если в нем есть что для народа и для вас содержательного?

– Содержательное там, конечно, присутствует, хотя и об этом отдельный разговор. Здесь тоже очень много недоработок. А вот в плане «полярности», конечно, ничего не было. В упрощенном понимании полюсы – это самые крайние точки одного и того же объекта. В этом же послании политической мудростью, дальновидностью и видением перспектив на многие десятилетия вперед хвастаться не приходится. Не увидел я здесь полярности ни в плане временном, ни в плане тематическом. А значит, всё было, как вы уже отметили, на колхозном уровне. Честно говоря, я там президента уже не видел. Председателя райисполкома – да.

– Могу сразу же догадаться, а что самый главный минус в этом послании для вас, это – отсутствие в намерениях президента изменить страну: о политической модернизации не сказано ни одного слова, не так ли?

Уалихан КАЙСАРОВ

– Как всегда, вы опять правы! Нурсултан Назарбаев уже давно избегает темы политической модернизации страны. По сути, все, что только можно было сделать в рамках узурпации власти и её сосредоточения в одних руках, уже сделано. Осталось сделать лишь малость – ввести институт ханства с престолонаследием. Кстати, покойный Рахат Алиев немало высказывался о существовании у Назарбаева такой мысли и планах её осуществления.

Народ уже давно ропчет и высказывает недовольство существующей политической системой. Ни для кого не секрет, что в Казахстане давно нет честных выборов, нет справедливой судебной системы, не соблюдаются элементарные права человека, отсутствует какая-либо форма демократии, нет возможности выбирать или быть избранным, произвол властей на местах и тотальная коррупция в высших эшелонах власти, отсутствуют социальные лифты. Всё это является следствием многих недостатков в политическом обустройстве государства, осложненным также бездарным стилем управления и, самое главное, отсутствия желания хоть какой-нибудь политической модернизации. На сегодняшний день ситуация сложилась таким образом, что любое проявление либерализма со стороны власти, с их точки зрения, недопустимо. Пружина сжата до пределов.
На сколько у президента хватит сил и времени сдерживать это напряжение? Я не знаю точно, но думаю, что и того и другого у него уже практически не осталось. Исчерпаны не только его собственные ресурсы, но и ресурсы народных ожиданий тоже иссякают. Прибавьте сюда полное отсутствие доверия к властям по стране в целом. И ведь это уже видно даже невооруженным глазом.

– Кстати, почуяв, что самая больная тема для народа Казахстана – это зарплата, президент поручил «правительству с 1 января 2019 года повысить минимальную зарплату в 1,5 раза – с 28 до 42 тысяч тенге». Что вам значат эти 42 тысячи?

– Для меня, как человека, имеющего не только юридическое, но и экономическое образование и живущего в одной стране со своим народом, эти цифры говорят о многом. Во-первых, то, что страну захлестнула инфляция и людям стало жить хуже, особенно бедным слоям населения. Во-вторых, усилились девальвационные ожидания не только среди населения, но также и в правительстве и со стороны Национального банка. В-третьих, неизбежен новый рост цен, так как любое увеличение заработной платы, как одной из категорий доходности, вызывает рост спроса на рынке.

Классическая формула спроса и предложения: выше спрос – выше цена. Потом у нас на рынке цен заведено так – как только объявили о росте зарплат или пенсий, то цены начинают расти сразу же на следующий день. Многие уже давно высказывали, что не надо поднимать зарплату и пенсию, уж лучше сделали бы так, чтобы цены и тарифы не поднимались.

Если посмотреть на Германию, то там наряду с ростом зарплат цены на товары не растут уже шестнадцать лет подряд. Именно в тот период к власти пришла канцлер Ангела Меркель, и всё это связывают с её грамотным стилем управления и отлично работающей системой демократии, а именно – системой сдержек и противовесов. Вот откуда надо брать пример и набираться опыта.

– А как вы думаете, после того, как отняли детское питание в школах, остались ли средства в казне страны 96 миллиардов тенге, чтобы, как сказал г-н Назарбаев, повышение зарплаты «напрямую коснется 1 миллиона 300 тысяч человек, которые работают во всех отраслях на предприятиях различных форм собственности»?

– Бесплатное детское питание – это одна из социально значимых тем для молодых семей. На фоне тотальной неосваимости бюджетных ассигнований на различные ненужные программы ссылаться на нехватку средств в этом вопросе – просто кощунственное равнодушие. Раз уж решил президент объявить следующий год – Годом молодёжи, то в рамках этого надо было объявить о хотя бы бесплатном питании в школе для малолеток. Поменьше бы он произносил во время послания своё имя, говоря о так называемых интеллектуальных школах именем себя любимого, а наоборот, поднял бы вопрос детского питания для малышей в школах. Назарбаев как-то упомянул фразу о собаке на сене в этом послании. Мне кажется, это как раз было бы в самую точку напомнить ему об этом.

– А что вы скажете к тому, что «теперь минимальная зарплата не будет привязана к прожиточному минимуму»? А в этом есть какой-то плюс, на ваш взгляд, как экономисту?

– В этих цифрах скрывается одна очень важная деталь. До сих пор минимальная заработная плата была доведена до уровня прожиточного минимума. То есть гипотетически предполагалось, что, если у человека зарплата ниже прожиточного минимума, значит, он должен либо встать на путь преступления, чтобы выжить, либо погибнуть от недостатка средств к существованию.

То есть величина прожиточного минимума отражает не уровень бедности, как таковой, а уровень крайней смертельной нищеты. Согласитесь, бедный не всегда нищий, но нищий всегда беден, пока не вылезет из нищеты.

Значит, если посмотреть на цифру 1 млн 300 тысяч человек, то очевидным становится, что на сегодняшний день именно столько людей в Казахстане являются крайне нищими.

Прибавьте сюда ещё 275 тысяч работников бюджетной сферы, о которых Назарбаев тоже проговорился, что и они получают минимальную заработную плату.

В итоге мы получим страну, в которой каждый десятый житель, а именно 1 млн 575 тысяч человек официально, хотя и неосознанно, признаны крайне нищими людьми.

Это же просто дикий ужас – жить в одной из богатейших стран мира по разрабатываемым природным ресурсам и где каждый десятый человек вынужден влачить жалкое существование. Такую власть надо непременно менять, и чем скорее это произойдёт, тем будет лучше для всех.

Теперь, не имея никакой официальной привязки минимальной заработной платы к прожиточному минимуму, государство, если хотите, президент, словно страус, решило спрятать голову в песок. Потому что удручающие цифры о тотальной нищете как раз подтверждаются такой формулой: сколько людей получает минимальную зарплату, столько людей живет в условиях крайней смертельной нищеты. Теперь различным международным организациям, экономистам и ученым будет трудно официально подтверждать свои выводы об уровнях бедности и нищеты в Казахстане. Хотя и здесь мировая практика выработала свои эффективные методы распознавания нищеты и бедности в тоталитарных и коррумпированных государствах, а именно в виде доходов на душу населения в долларах за один день.

– «Главным приоритетом должен стать – рост благосостояния казахстанцев», – сказал Назарбаев в своем послании. Оказывается, теперь «именно по этому параметру» он будет «оценивать персональную эффективность и соответствие занимаемым должностям». Давайте расшифруем высказывание президента в разрезе до и после: что раньше мешало ему заниматься именно ростом благосостояния народа?

– Такое ощущение, что президент в этом вопросе не достиг вообще никакого прогресса. Рост благосостояния населения в первую очередь должен быть оценкой деятельности его самого. Так что именно по этому параметру нужно оценивать эффективность и соответствие занимаемой должности самого президента. Это то, ради чего человек, идущий на выборы в качестве кандидата на президентскую должность, должен хотеть в первую очередь, но никак не ради власти и собственной наживы.

И если у действующего президента уже работать эффективно в этом направлении не получается, то он непременно должен освободить своё место новому человеку, у которого это может получиться гораздо лучше и быстрее. Всё, что происходит в этой стране в сфере хотя бы государственного управления, непосредственно является результатом его деятельности: кадры назначает он, а значит, и персональную ответственность за их работу тоже должен нести он сам. Он уже почти тридцать лет управляет страной, а каждый десятый её житель всё ещё нищий. Сколько же бедных? 18 миллионов минус высокопоставленные чиновники, олигархи и удачные бизнесмены! (порядка 100–150 тысяч). Все остальные – бедные. Средний класс практически так и не был создан за все эти годы. Для тех, кто решит усомниться в моих цифрах, приведу другую методику. Все, у кого есть на «шее» кредиты, – уже по определению бедные люди, поскольку вынуждены были залезать в долги!

– Кстати, Назарбаев сказал, что «новый размер минимальной заработной платы станет катализатором роста оплаты труда в целом в масштабах всей экономики». Тоже хотелось бы, чтобы вы разъяснили нашим читателям причуды этого «нового катализатора»?

– Слово «катализатор» – из области химии. Это вещества, которые ускоряют протекание химических процессов. Конечно, в послании оно использовано в переносном смысле. Например, уровень минимальной почасовой заработной платы в США действительно является определяющим. Там каждую первую пятницу каждого месяца выходят данные по всему американскому рынку труда (так называемый «нон-фарм»). Рост минимальной, даже почасовой заработной платы там порой приводит к резким скачкам и укреплению американского доллара.

В условиях Казахстана всё с точностью до наоборот. Наш рост заработной платы, как я уже говорил выше, не приводит к укреплению тенге, но, наоборот, ведет к росту цен, а значит, ослабляет курс нашей национальной валюты. Вот в чём кроется главное недопонимание нашего президента и его правительства в этом вопросе. Рост зарплаты в номинальном выражении в Казахстане не ведет к росту благосостояния всего населения. Наоборот, он ведет к падению реальных доходов населения. И этому у меня есть целый ряд объяснений.

Однако, думаю, что читателям это уже не будет так интересно, поскольку их наверняка интересует в первую очередь сам результат – когда же всё-таки тенге станет достойной национальной валютой и когда мы – простые граждане своей страны, станем жить лучше. Посмотрите на кыргызский сом. Просто диву даешься, как уже почти 25 лет им удается удерживать свою валюту на высочайшем уровне противостояния всем мировым кризисам и потрясениям.

– Я внимательно посчитал суммы дополнительного финансирования всех поручений президента правительству в этом послании, что составило почти 2 триллиона тенге. Осилит ли правительство Казахстана такое ассигнование в условиях казахстанского кризиса экономики?

– Правительство осилит любые ассигнования, если ему не мешать. Причем это касается не только правительства как отдельного органа, но и других ведомств, подотчетных лично президенту. Я обратил особое внимание на одну весьма показательную деталь, которая для меня служит индикатором того, что президент до конца не прорабатывает вопросы, поднимаемые им же в своем послании. К примеру, вот они:

  • 1) Жилье 7 млн за 50 кв.м., т.е. по 140 000 тг/кв.м. Он с удовольствием согласился с тем, когда ему сказали, что это средняя цена на самую востребованную однокомнатную квартиру в Казахстане. Найдите мне такое жилье!
  • 2) Отменить очереди на бесплатное жилье – как будто бы оно у нас существовало. Если и выдавали, что подобное, то только в виде арендного жилья с последующим погашением стоимости квартиры.
  • 3) Кадастр земли – с момента конфронтации с собственным народом относительно продажи земли иностранцам мы много раз в стенах парламента требовали сделать кадастр земли открытым для всех желающих. Но встретили там жесткое сопротивление. Значит, президент говорит одно, а на деле все делается совершенно наоборот. Но мы знаем, что парламент любое предложение принимает или отклоняет только лишь по согласованию с администрацией самого президента, которая и вырабатывает стратегические линии поведения парламента по тем или иным важным вопросам.
  • 4) Сельское хозяйство. Прозвучало желание сократить сельское население до 1,5-2 процентов. Истоки нашей национальной идентичности находятся именно в аулах. Походу, президент упустил это из виду.
  • 5) Президент сказал, что проблема безработицы не в отсутствии рабочих мест, а в отсутствии квалификации. То есть он фактически переложил вины за безработицу на самих безработных.
  • 6) Президент сказал, что надо дополнительно выделять по 30 млрд ежегодно и что это позволит создать до 2021 года – 22 000 новых рабочих мест, получить 224 млрд налогов и 3 трлн доп ВВП. Вы меня извините, но более некомпетентного расчета и прогноза я в своей жизни еще ни разу не встречал. Как можно ожидать к норму прибыли в 10 тысяч процентов от инвестиций за три года? К примеру, чтобы было понятнее, вложите миллион долларов во что-то и убедите меня, что через три года вы получите из них сто миллионов долларов. Покруче всех финансовых пирамид вместе взятых будет.

– Уалихан мырза, объясните, пожалуйста, лично для меня, что означает признание президента о том, что за почти 30 лет независимости «численность населения страны превысила 18 миллионов человек». Оказывается, рост составил всего 4 миллиона. В сравнительном анализе это много или мало?

– Думаю, что и тут президент не обошелся без лукавства. Население Казахстана в советские годы доходило до 19 миллионов человек. Поэтому сравнивать цифры, которые озвучивал президент в этом вопросе, не имеет никакого смысла. Просто здесь нужно констатировать некомпетентную подачу информации президентом.

И ещё два последних момента. Я почувствовал очередное пренебрежение президента к казахской национальности. После того, как нас обозвали ушлым народом, нас попытались унизить в очередной раз. Судите сами, его фраза: «Казахам нужна обязательно секретарша». Интересно, у него самого сколько помощников и советников. Причем наверняка там есть целая партия ненужных или откровенно бестолковых, которые работатают с ним рука об руку. Или он не казах?! Я это воспринимаю как личное оскорбление и меня самого, и мою нацию в целом.

И ещё, напоследок. В течение всего послания президент систематически требовал от людей, сидящих в зале, подсказок в тех или иных вопросах. Угрожал даже всех их заменить на иностранных советников, помощников, депутатов, министров и других должностей. Это выявляет, на мой взгляд, тотальный голод на новые идеи, взгляды и подходы, и что ещё хуже, на катастрофическую неспособность самостоятельно их генерировать. То есть застой в высшей своей фазе уже идёт полным ходом.

– Спасибо, Уаке, за столь открытую беседу!

Ермурат БАПИ

(медиа-проект «DAT» №36 (448) от 11 октября 2018 г.)

Республиканский еженедельник онлайн