В Казахстане как бы продолжается работа над социальными реформами, главным итогом которого будет вывести самозанятых граждан «на чистую воду». Кстати, в начале осенней сессии парламента президент Назарбаев предупредил всех: «Это только начало». А как будет продолжение этой очень больной затеи? На этот счет мы подготовили подборку материалов из социальных сетей.
В Казахстане планируют ввести специальный налог для так называемых самозанятых граждан, которые официально не трудоустроены и выживают, кто как может. Число таковых по скромным подсчетам достигает 2 млн человек. Власти утверждают, что налог необходим для пользы самих же самозанятых, так как сейчас они находятся в тени, не платят пенсионных отчислений, не имеют доступа к медицинскому страхованию.
Эксперты считают, что облагать самую уязвимую группу населения дополнительным налогом крайне опасно, так как это может в итоге привести к социальному взрыву. Пока конкретный размер нового налога не определен, однако спекуляций насчет этого вопроса становится все больше.
О том, кто такие самозанятые в Казахстане и какие трудности могут возникнуть с этой категорией граждан, эксперты рассказали в ходе заседания аналитической группы АГКИПР, которое прошло в Алматы.
Научный руководитель Центра исследований прикладной экономики Казахстана Жаксыбек Кулекеев заметил, что в настоящее время во всем мире самозанятость рассматривается как особая форма занятости людей в общественно полезном труде.
При этом для многих стран данная форма занятости является привлекательной в силу того, что значительную часть граждан можно вовлечь в экономический оборот без вложения больших инвестиций, что позволяет довольно легко, с минимальными затратами снять социальное напряжение в обществе в период спада деловой активности и роста безработицы.
Изменение отношения к политике самозанятости в значительной части стран мира позволило создать благоприятные условия для многих граждан, желающих стать предпринимателями, в результате чего самозанятость превращается в мощный фактор стабильного развития экономики и социальной сферы.
В Казахстане наемная занятость в 2016 году составила 85,9% от уровня 1991 года, а самозанятость выросла на 676,6%, что свидетельствует о росте занятости в стране, преимущественно, за счет увеличения самозанятости.
Поэтому самозанятость стала неотъемлемой частью современного рынка труда страны. Она привлекательна для молодых в возрастной группе от 25 до 34 лет. Многие молодые люди осознанно выбирают данную форму занятости для самореализации как первый шаг на пути к созданию собственного бизнеса.
Основная доля самозанятого населения сосредоточена в трудоизбыточных южных регионах Казахстана. На долю трех южных областей – Алматинской, Жамбылской и отныне Туркестанской, которая ранее была Южно-Казахстанской областью, – приходится более 45% всех самозанятых страны.
Удельный вес численности самозанятых из южных областей в общей численности всего самозанятого населения Казахстана только за последнее время увеличился с 47,6% до 51,1%. На долю Туркестанской области приходится треть всего самозанятого населения в торговле и в транспорте. 38% от всех самозанятых страны – в строительной отрасли.
За 2010–2016 годы численность наемных работников в сельском хозяйстве сократилась более чем в три раза, что привело к резкому увеличению удельного веса самозанятых в этой отрасли. В силу массового сокращения наемных работников на селе на юге Казахстана более 81% занятого населения в сельском хозяйстве имеет статус самозанятых.
Жаксыбек Кулекеев заметил, что самозанятое население на сегодня сформировавшийся класс, большая часть которого имеет длительный стаж самостоятельной деятельности и устойчивые доходы. Самозанятые находятся в поиске возможностей для расширения масштабов своего дела, поэтому резкое сокращение их количества и доли в общей численности занятых окажет негативный эффект. Поэтому необходима разработка специальных программ по повышению компетенции и трудовых навыков, а также координации самозанятости механизмами налогового стимулирования и льготного кредитования для полноценного вовлечения их в общественную жизнь страны.
Согласно результатам исследования, проведенного экспертом, 64% от общей доли самозанятых приходится на сельскую местность. За последние годы самозанятость в селах Казахстана выросла на 36%, а объем производства вырос всего на 6%. Более 61% самозанятых юридически зарегистрированы как ИП. При этом 27% самозанятых зарабатывают от 30 до 50 тыс. тенге (от $100 до $150). Только 4,4% получают от 150 тыс. тенге (чуть больше $400). Средний доход жамбылской семьи составляет примерно 120 тыс. тенге. При этом 16,7% самозанятых не видят перспектив в своем бизнесе.
Президент общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова выделила четыре группы самозанятых в Казахстане:
- Работодатели, использующие труд наемных работников.
- Физические лица, управляющие своим собственным предприятием.
- Занимающиеся независимой предпринимательской деятельностью в каком-либо виде экономической деятельности и имеющие одного или нескольких наемных работников, индивидуально занятые, включая занятых в личном подсобном хозяйстве для получения дохода,
- Неоплачиваемые работники семейных предприятий, члены производственного кооператива.
В результате исследования эксперту удалось составить приблизительный портрет самозанятого населения: в основном это мужчины 24–44 лет, в большинстве этнические казахи, которые получают от 50 до 200 тыс. тенге. Самые популярные сферы занятости – это сфера услуг (18,2%) и таксисты (27,7%).
Координатор инициатив «Открытая экономика» Фонда «Сорос-Казахстан» Касымхан Каппаров заявил, что у 90% самозанятых доходы – не выше среднего дохода по стране. Это не богатые люди, они просто кормят своих детей и помогают пенсионерам, не переступают черту закона и не просят государство о социальной поддержке, заметил он.
«В Казахстане $50 млрд в Нацфонде. Если разделить их на 2 млн самозанятых, получится по $9 млн тенге в год. Если каждый самозанятый начнет платить хотя бы по 2500 тенге в месяц, им нужно будет работать 300 лет, чтобы налоговая база стала равняться Нацфонду. Может, сместить фокус на то, как эффективно расходовать имеющиеся накопления, чем на то, как увеличить налоги? При введении Единого совокупного платежа появляются те же риски, которые возникли при создании упрощенной системы налогообложения для ИП. Есть риск того, что все люди перейдут на ЕСП. Тогда в Казахстане умрет малый бизнес, все будут самозанятыми, и это приведет к росту теневой экономики», – заключил эксперт.
Евгений АНДРЕЕВ,
Кaktakto.com