Что такое 400 долларов? Много это или мало? По сути, это зарплата большинства казахстанцев, как нам заявляют с телеэкранов, хотя правда наверняка гораздо печальнее. У себя в Қожбане (мой родной аул) я знаю только пару-тройку человек, у которых была бы зарплата выше этой суммы. Что-то уходит на налоги, на пенсию, на остаток люди пытаются выжить.
Так вот, во Вьетнаме если ваш доход (зарплата или иной доход) меньше 400 долларов, то вы освобождены от налогов. А налоги платите только с суммы, которая превышает эти четыре сотни.
Интересный момент в том, что налогами облагается сумма после вычета пенсии (8 процентов) и страховки (2,5 процента). То бишь не весь оклад, а остаток после уплаты соцпакета.
Пенсия равна 8 процентам. Также надо платить 1,5 процента за страховку от безработицы и 1 процент в качестве медицинского страхования. Эти деньги уходят на бесплатную медицину, чистые улицы и политые газоны, которыми занимается биржа труда.
А теперь в примерах, чтобы нагляднее было.
Если ваш оклад равен 500 долларам, то вы платите налог только с 61 доллара (оклад за вычетом соцплатежей и 400 долларов). И при этом это будет всего 5 процентов, а не 10, как у нас. Всего вы отдадите государству 3 доллара налога, а на руки получите 444 доллара.
Это изобретение социализма называется прогрессивная налоговая ставка. Она действует в Европе, но Европа вон куда ушла в развитии, а Вьетнам по объему экономики практически равен Казахстану – есть с чем сравнить.
Если же ваш оклад 200 тысяч тенге (550 долларов), то налогов и прочих выплат вы заплатите всего около 64 доллара. Прекрасно ведь, нет? Такая ставка наверняка перекрыла бы интересы большинства казахстанцев.
Казалось бы, разница несущественная.
Но! Поставьте себя на место не работника, а бизнесмена. Допустим, вы открываете швейную фабрику и нанимаете 10 швей за 400 долларов каждой. Вы сэкономите кучу денег только на налогах своих работников. Сэкономленные деньги можно пустить в оборот.
Это, кстати, одна из причин, почему во вьетнамских магазинах никогда не бывает одной продавщицы. Там их две или три на одной кассе. Одна обслуживает, вторая выбивает товар, а третья упаковывает ваши покупки в пакеты. Да, во Вьетнаме товары упаковывает специально выделенный человек. Еще и два-три охранника, один из которых поможет донести ваши сумки до машины. Ну, и сервис бесплатной доставки, если вы купили больше, чем на 10 долларов!
В салонах красоты вам голову моет один человек, стрижет – другой, а массаж лица делает – третий, четвёртый принесет чашку кофе и печеньку. Это разгружает мастера и в целом производит положительное впечатление на клиентов. В итоге работники не замучены и не ненавидят свою работу. У них всегда есть силы улыбаться клиентам даже в пятницу вечером.
Такие безналоговые 400 долларов очень и очень положительно влияют на малый бизнес и создают кучу рабочих мест. При таких ништяках гораздо удобнее нанять трех человек и оказывать гораздо более лучший сервис, чем если бы с этими задачами справлялся один. Выгоднее нанять двоих за 500 долларов, чем одного за 1000: две головы, четыре руки, четыре глаза, минимум налогов… Молодежь всегда трудоустроена. Вот от слова «всегда». Больше бизнеса – больше рабочих мест, гласит логика. Вьетнамская модель ломает эту логику и дает в два раза больше рабочих мест.
На выходе получается народ, который может позаботиться о себе сам. И государство, которое не режет овец, а стрижет с них шерсть, когда кто-то особо разжиреет.
Такой закон положительно сказывается и на домашнем бизнесе. Во Вьетнаме почти каждый дом имеет свой маленький бизнес на первом этаже. А что, удобно ведь? Не превышаешь пресловутые четыре сотни и тихо-мирно работаешь себе на хлеб. Превысил на сто долларов – отдал дополнительно три доллара налогов. Три доллара это 1000 тенге.
А теперь вспомните наших апашек, которые торгуют на улицах фруктами и мелочью со своих дач. Ну, вот кошмаря их и бесконечно штрафуя, получили ли мы такие же хорошие дороги, как во Вьетнаме? Да нет же.
Я хоть и не социалист, но считаю, что если государство не помогает людям жить лучше, то оно не должно мешать им делать это самим.
У прогрессивной налоговой ставки есть и отрицательная сторона. В какой-то момент, когда дела у вас пошли в гору, то вы начнете платить не 5 процентов, а 10. Для этого надо получать примерно 750 долларов. Первые 400 долларов чистые, со следующих 250 вы платите 5 процентов, а с суммы, превышающей эти 650, вы отдаете 10 процентов.
И так далее до 35 процентов. Для того, чтобы с вас драли 35 процентов, надо иметь зарплату в 3,5 тысяч долларов. И как обычно: первые 400 долларов чистые, 5 процентов со следующих 250 и так далее. Но 400 долларов всегда только ваши…
Если ваш оклад равен 1000 долларов, то после всех платежей вы получите чистыми на руки 850 долларов. Все равно лучше, чем у нас, не так ли? C 2000 вы получите чистыми уже только 1640. Что тоже выгоднее, кстати, но уже не так весело.
Если у вас есть иждивенцы: дети, безработные родители, супруги, родственники-инвалиды на попечении, то на каждого человека шкала безналогового оклада повышается на 150 долларов. Допустим, у вас один ребёнок и зарплата в 550 долларов. Налоги вы уже не платите.
Ну, и бизнесменам, естественно, становится выгоднее нанять мать-одиночку с двумя детьми, ибо шкала плюс-минус становится более гибкой. Все равно работника ответственнее и трудолюбивее не найти.
Вот такой вот он, вьетнамский социализм. Почти Европа.
Бекзат САДЫКОВ
(Bekzat Sadykov)
(медиа-проект «DAT» №36 (448) от 11 октября 2018 г.)