Суббота , 5 июля 2025

Рабочим нечего терять, КРОМЕ СВОИХ ЦЕПЕЙ

В своем очередном послании президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пусть даже с запозданием, но всё же признал отсутствие отечественного производства. Что это значит? Это значит, что все многочисленные заводы и фабрики, ленты которых с помпезностью перерезал глава государства, как сейчас модно говорить, оказались «фейковыми». Объяснять кому-то, что мы давно несем на себе крест сырьевого придатка, излишне. Но даже в этом статусе наше государство умудряется проигрывать свои позиции иностранному инвестору. Полагать, что в добывающем секторе нашей страны всё благополучно, как минимум наивно. Поэтому сегодняшним гостем нашей традиционной рубрики «Диалог» стал профсоюзный деятель, в прошлом рабочий горнорудной шахты – Берик Жагипаров. 

– Берик, в сво­ем оче­ред­ном посла­нии пре­зи­дент Нур­сул­тан Назар­ба­ев ска­зал, что, как тако­вой, про­бле­мы без­ра­бо­ти­цы в Казах­стане нет, есть про­бле­ма с ква­ли­фи­ка­ци­ей работ­ни­ков. Вы соглас­ны с таким мне­ни­ем? Неужто загра­нич­ный рабо­чий так хорош?

– Я не раз­де­ляю мне­ние, что ино­стран­ный рабо­чий в чём-то луч­ше, чем наш. Я бы ска­зал даже наобо­рот, наш шах­тер будет тер­пе­ли­во рабо­тать там, отку­да ино­стра­нец дав­но сбе­жал бы. Но то, что мы не созда­ем долж­ных усло­вий для сво­их спе­ци­а­ли­стов, в том чис­ле для их про­фес­си­о­наль­но­го роста, то это, к сожа­ле­нию, прав­да. Более того, нынеш­ние усло­вия тако­вы, что рабо­че­му неза­чем мучить себя, повы­шая свои уме­ния и навы­ки. Для того, что­бы под­нять­ся по карьер­ной лест­ни­це, доста­точ­но запла­тить уста­нов­лен­ную так­су нуж­ным людям. Осо­бен­но такие вопро­сы быст­ро реша­ют­ся, если у тебя есть покро­ви­тель, то есть как у нас при­ня­то гово­рить – «агаш­ка».

Как види­те, даже в шах­тах про­ис­хо­дит то, что дав­но усто­я­лось в каби­не­тах госу­дар­ствен­ной служ­бы. Про­гнив­шая систе­ма кор­руп­ции про­со­чи­лась даже под зем­лю. Что­бы пере­ква­ли­фи­ци­ро­вать­ся на высо­ко­опла­чи­ва­е­мую рабо­чую спе­ци­аль­ность, нуж­но про­сто запла­тить за соот­вет­ству­ю­щую «короч­ку». Суще­ству­ет даже неглас­ный прейс­ку­рант цен на такие услу­ги. И что­бы боль­ше зара­бо­тать, люди гото­вы идти на подоб­ные действия. 

– Как обсто­ит ситу­а­ция с без­ра­бо­ти­цей в таких горо­дах, как Жез­каз­ган, Бал­хаш и Жай­рем, где, кро­ме пред­при­я­тий «Каза­хмы­са», нет круп­ных про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стей, спо­соб­ных обес­пе­чить мест­ное насе­ле­ние работой?

– Вот здесь я согла­шусь с выска­зы­ва­ни­ем пре­зи­ден­та. В нашем реги­оне дей­стви­тель­но низ­кий уро­вень без­ра­бо­ти­цы, посколь­ку боль­шая часть насе­ле­ния наше­го реги­о­на задей­ство­ва­на в гор­но­руд­ной отрас­ли. Одна­ко не всё так глад­ко. Те, у кого есть воз­мож­ность, ста­ра­ют­ся пере­ехать в такие круп­ные горо­да, как Аста­на и Кара­ган­ды. Понят­но, что в первую оче­редь уез­жа­ют высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные работ­ни­ки. Вме­сто них к нам в Жез­каз­ган при­бы­ва­ют сель­ские жите­ли с более низ­кой ква­ли­фи­ка­ци­ей, что напря­мую отра­жа­ет­ся на про­из­вод­ствен­ных пока­за­те­лях, и, как вы пони­ма­е­те, не в луч­шую сто­ро­ну. Это при­ве­ло к росту трав­ма­тиз­ма на про­из­вод­стве. И такая кар­ти­на скла­ды­ва­ет­ся по всей стране. К сожа­ле­нию, я не вижу, что­бы кто-то пытал­ся изме­нить эту ситуацию. 

– Как извест­но, в неф­тя­ной отрас­ли наблю­да­ет­ся наплыв ино­стран­ной рабо­чей силы и нера­вен­ство в опла­те тру­да, что не раз ста­но­ви­лось пред­ме­том спо­ра меж­ду «мест­ны­ми» и ино­стран­ца­ми. Как с этим обсто­ят дела на руд­ни­ках и шах­тах?

– Ответ­ствен­но могу заявить, что в Жез­каз­ган­ском реги­оне такой про­бле­мы не суще­ству­ет. Прак­ти­че­ский все име­ю­щи­е­ся вакан­сии отрас­ли закры­ва­ют­ся мест­ным насе­ле­ни­ем. Несмот­ря на отток, у нас еще доста­точ­но высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров. Поэто­му кор­по­ра­ци­ям неза­чем при­вле­кать ино­стран­цев. Конеч­но же, здесь речь идет о млад­шем и сред­нем звене. А то, что ряд пози­ции топ-мене­дже­ров зани­ма­ют граж­дане ино­стран­ных госу­дарств, извест­но всем. Но это никак не вли­я­ет на общую кар­ти­ну тру­до­устрой­ства насе­ле­ния шах­тер­ско­го реги­о­на. Хотя и тут воз­ни­ка­ют вопро­сы. Напри­мер, поче­му заклю­чен­ные с ними кон­трак­ты не пуб­лич­ны? Нуж­ны ли они вооб­ще и поче­му мы не можем заме­нить их сво­и­ми специалистами? 

Что каса­ет­ся усло­вий и опла­ты тру­да казах­стан­ских шах­те­ров в срав­не­нии со сво­и­ми ино­стран­ны­ми кол­ле­га­ми, то раз­ни­ца оче­вид­на. За рубе­жом авто­ри­тет проф­со­ю­зов, защи­ща­ю­щих пра­ва рабо­чих, настоль­ко высок, что с ними не могут не счи­тать­ся. Если они выяви­ли вред здо­ро­вью, то с лёг­ко­стью могут оста­но­вить про­из­вод­ство. Мы же себе и пред­ста­вить тако­го не можем. Даже если казах­стан­ско­му шах­тё­ру извест­но, что идет вред его здо­ро­вью, он всё рав­но про­дол­жа­ет рабо­тать. Пото­му что ему боль­ше неку­да идти, а семьи кор­мить надо. 

– Во вре­ме­на эпо­хи инду­стри­а­ли­за­ции совет­ско­го пери­о­да про­фес­сии шах­тё­ров и неф­тя­ни­ков были самы­ми пре­стиж­ны­ми сре­ди рабо­чих про­фес­сий. Про них сни­ма­ли филь­мы, они езди­ли на «Вол­гах». А как нын­че живет казах­стан­ский шахтер? 

– Дей­стви­тель­но, рань­ше про­фес­сии метал­лур­гов и шах­те­ров были пусть и тяже­лы­ми, но пре­стиж­ны­ми. Они име­ли луч­ший соци­аль­ный пакет и мно­го при­ви­ле­гий. Шах­те­ры рано выхо­ди­ли на пен­сию. Сей­час этих льгот дав­но как нет. Даже если ты про­ра­бо­та­ешь сорок лет в шах­те, кро­ме подо­рван­но­го здо­ро­вья ниче­го не полу­чишь. Сего­дня мало кто выхо­дит на пен­сию здо­ро­вым, а мно­гие про­сто не дожи­ва­ют до неё. 

Смот­ри­те сами, жен­щи­ны, рабо­та­ю­щие на обо­га­ти­тель­ных фаб­ри­ках «Каза­хмы­са», тру­дят­ся в рези­но­вых сапо­гах в усло­ви­ях сыро­сти и холо­да. Зача­стую уже в 50 лет из-за боль­ных суста­вов они не могут нор­маль­но ходить. Ска­жи­те, как им про­дер­жать­ся еще 10 лет до пенсии?!

Что каса­ет­ся опла­ты тру­да, то сего­дняш­няя зара­бот­ная пла­та в таких про­фес­си­ях, как буриль­щик, про­ход­чик, взрыв­ник и маши­нист, колеб­лет­ся в рай­оне 450–500 тен­ге. Сопут­ству­ю­щие им спе­ци­а­ли­сты полу­ча­ют в два раза меньше. 

– Как осу­ществ­ля­ет­ся под­го­тов­ка оте­че­ствен­ных кад­ров рабо­чих спе­ци­аль­но­стей? Нам часто пишут, что в неко­то­рых сель­ских реги­о­нах на весь рай­он при­хо­дит­ся один токарь.

– В боль­ших ком­па­ни­ях, как «Арсе­лор Мит­тал», «Каза­хмыс», под­го­тов­ка рабо­чих кад­ров на долж­ном уровне. Как пра­ви­ло, в круп­ных ком­па­ни­ях хоро­шо раз­вит бюро­кра­тизм, кото­рый чёт­ко регла­мен­ти­ру­ет, кому, где и как обу­чать­ся. А на селе кар­ти­на совер­шен­но иная. Там дей­стви­тель­но ощу­ща­ет­ся нехват­ка спе­ци­а­ли­стов, при­чем это каса­ет­ся не толь­ко рабо­чих спе­ци­аль­но­стей. И такие про­грам­мы, как «С дипло­мом – в село», ситу­а­цию не спа­са­ют. Ни для кого не явля­ет­ся сек­ре­том раз­ме­ры сель­ских зара­бот­ных плат. Сего­дня в селе оста­лись лишь те, кому неку­да ехать. Поэто­му там рабо­та­ют с теми, кто есть. Дру­го­го выбо­ра на селе нет. 

– В сво­ем посла­нии к наро­ду пре­зи­дент ска­зал о повы­ше­нии зара­бот­ной пла­ты в 1,5 раза, отме­тив, «наде­юсь, меня пой­мут». А если не пой­мут? Послу­ша­ет­ся ли ино­стран­ный рабо­то­да­тель наше­го пре­зи­ден­та?

– Думаю, что в «Каза­хмы­се» обра­ще­ние пре­зи­ден­та Казах­ста­на Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва пой­мут пра­виль­но. Как пра­ви­ло, руко­вод­ство ука­зан­ной ком­па­нии идет на встре­чу в подоб­ных слу­ча­ях и для них не соста­вит боль­ших уси­лий повы­сить зара­бот­ную пла­ту в 1,5 раза. Ведь про­да­вая медь за валю­ту, зара­бот­ную пла­ту они выпла­чи­ва­ют в тен­ге. Поэто­му озву­чен­ные 1,5 раза как раз будет той самой раз­ни­цей в инфля­ции. А вот «Арсе­лор Мит­тал» вряд ли пой­дет на подоб­ные меры. Руко­вод­ство ком­па­нии все­гда отли­ча­лось сво­ей неза­ви­си­мо­стью, поэто­му прось­ба пре­зи­ден­та для них не указ. 

– Когда-то власть иму­щие обе­ща­ли, что ино­стран­ный инве­стор наря­ду с день­га­ми при­не­сет высо­кие тех­но­ло­гии в добы­ва­ю­щую отрасль и это повы­сит нашу кон­ку­рен­то­спо­соб­ность. В реаль­но­сти мы име­ем отно­ше­ние – после меня хоть тра­ва не расти? 

– Давай­те будем откро­вен­ны. На сло­вах мож­но обе­щать что угод­но. Но вопрос в том, что никто не соби­ра­ет­ся выпол­нять свои обе­ща­ния. У нынеш­них инве­сто­ров все­го одна зада­ча – выка­чать из наших недр как мож­но боль­ше денег. Дру­го­го инте­ре­са у них нет. Так было все­гда. Заклю­чив мно­го лет назад кабаль­ные согла­ше­ния, нам никак не уда­ет­ся отыг­рать свои позиции. 

Более того, мно­гие пони­ма­ют, что за мно­ги­ми яко­бы ино­стран­ны­ми инве­сто­ра­ми сто­ят казах­стан­ские высо­ко­по­став­лен­ные чинов­ни­ки. Они луч­ше всех пони­ма­ют, что в Казах­стане за ними могут прий­ти в любой момент. Поэто­му зачем им вкла­ды­вать день­ги в новые тех­но­ло­гии? Мы все дога­ды­ва­ем­ся, что ино­стран­ных инве­сто­ров в чистом виде не так мно­го. За мно­ги­ми под­став­ны­ми лица­ми сто­ят высо­ко­по­став­лен­ные казах­стан­ские чинов­ни­ки. Любой из них пони­ма­ет, что зав­тра за ним могут прий­ти и отжать биз­нес. Как в подоб­ной ситу­а­ции мож­но рас­счи­ты­вать на то, что люди будут вкла­ды­вать свои день­ги в эко­но­ми­ку стра­ны, где они ничем не гаран­ти­ро­ва­ны. О каких новых тех­но­ло­ги­ях может идти речь?! 

– Как извест­но, Кон­фе­де­ра­ции неза­ви­си­мых проф­со­ю­зов Казах­ста­на в тре­тий раз отка­за­но в госу­дар­ствен­ной реги­стра­ции. По-мое­му, наши вла­сти так боят­ся проф­со­ю­зов, и чем это обусловлено? 

– На круп­ных пред­при­я­ти­ях наше­го реги­о­на чис­ло рабо­чих исчис­ля­ет­ся тыся­ча­ми. К при­ме­ру, если нам нуж­но под­го­то­вить пись­мо за под­пи­сью рабо­чих, то это дела­ет­ся доволь­но лег­ко. В одной толь­ко смене может рабо­тать око­ло тыся­чи чело­век. Нам так­же лег­ко орга­ни­зо­вать заба­стов­ку рабо­чих, как это было не раз. Сила рабо­чих – в их куч­но­сти. В том же «Каза­хмы­се» рабо­та­ет око­ло 40 тыс. рабочих. 

Где вы еще най­де­те столь­ко про­тестно­го настро­е­ния в одном месте? Если не реа­ги­ро­вать на тре­бо­ва­ния рабо­чих о повы­ше­нии зара­бот­ной пла­ты и улуч­ше­ний усло­вий тру­да, то их тре­бо­ва­ния могут быть пере­фор­ма­ти­ро­ва­ны в поли­ти­че­скую плос­кость. Если тыся­чи рабо­чих вста­нут и потре­бу­ют отстав­ки пра­ви­те­ля, оста­но­вить это будет тяже­ло. Поэто­му нашим вла­стям не сле­ду­ет забы­вать о том, что рабо­чим нече­го терять, кро­ме сво­их цепей. Наши рабо­чие име­ют боль­шой опыт заба­сто­вок и хоро­шо зна­ют свою силу. Поэто­му вла­сти и боят­ся нас. 

– По заяв­ле­ни­ям власть иму­щих, Казах­стан вошел в пятую десят­ку раз­ви­тых стран мира и теперь наме­рен вой­ти в состав «трид­цат­ки».

– Для меня все­гда было инте­рес­ным, кто состав­ля­ет эти рей­тин­ги. Я не раз посе­щал стра­ны Евро­пы по при­гла­ше­нию наших зару­беж­ных кол­лег, одна­ко ни разу не слы­шал, что­бы кто-то гово­рил о сво­их целях по вхож­де­нию в мало­по­нят­ные для наро­да «трид­цат­ки». Если мы хотим рав­нять­ся на раз­ви­тые стра­ны, то преж­де все­го нуж­но стре­мить­ся под­нять уро­вень жиз­ни насе­ле­ния. Пусть тогда пла­тят нашим людям такие же зар­пла­ты, как за рубе­жом. Напри­мер, ино­стран­ный шах­тер зара­ба­ты­ва­ет в рай­оне 5–10 тысяч дол­ла­ров, а наш в луч­шем слу­чае пол­то­ры тыся­чи. Так что я очень сомне­ва­юсь, с таким поло­же­ни­ем вещей, кото­рое мы име­ем, мы при­бли­зим­ся к стра­нам так назы­ва­е­мой «трид­цат­ки».

– Спа­си­бо за беседу! 

Аза­мат ШОРМАНХАНУЛЫ,
«D»

(медиа-про­ект «DAT» №37 (449) от 18 октяб­ря 2018 г.)

Республиканский еженедельник онлайн