Что ж, отгремели салюты и дифирамбы очередного государственного праздника – Дня первого президента.
Казалось бы, о чем писать, мы уже привыкли к этому ежегодному разгулу «всенародного» объяснения в любви к елбасы: все тот же герой, все те же окружение, все те же, доходящие до «аллилуйя» славословия, все тот же изрядно поднадоевший всем сценарий, вся та же бюрократическая байга по принципу «кто креативнее всех угодит елбасы?».
Все это мы видели не раз, и можно было бы в очередной раз гневно и смачно осудить культ личности и «бейшаризм» (от слова «бейшара» – «вызывающие жалость и презрение») камарильи и на этом закончить.
Но, мне кажется, что этим подхалимам только этого и надо! Они как огня боятся не развенчания самого культа личности, а раскрытия истинной сущности, причин их столь позорного поведения и именования авторов тех или иных одиозных культовых начинаний. Ибо елбасы завтра уйдет, а им, более молодым жить еще при следующих президентах!
Для чистоты процесса повторюсь: я не отрицаю определенные заслуги президента Назарбаева в истории Казахстана. В новейшей истории были и светлые периоды и события. Государство состоялось, создана база для дальнейшего развития, сохранен межнациональный мир. В свое время была проведена экономическая, финансовая модернизация, которая, кстати, и стала основой новой, либеральной экономики.
Но, к огромному сожалению, эта законодательная база была использована не для общего блага, поднятия всей экономики (в первую очередь, села, перерабатывающей промышленности, малого и среднего бизнеса), а для дальнейшего неправомерного обогащения узкого круга близких к елбасы людей! Отсюда и все издержки несправедливой приватизации бывшего народного хозяйства, плоды которой мы пожинаем до сих пор.
Отдельный вопрос о политических реформах, которые у нас так и не проведены: создан режим личной власти одного человека, архитектором которого является сам елбасы.
Государственные праздники априори должны иметь одно важное свойство: они должны объединять граждан. Но в данном случае мы не можем говорить о таком единстве: 1 декабря страна была разделена по ярко выраженному политическому принципу: кто «за» и кто «против» проводимой елбасы политики.
И самое главное, что должно беспокоить в первую очередь самого елбасы, будет ли это день праздноваться и после его ухода. Ведь придет к власти другой президент. В начале, конечно, он будет говорить (как сам елбасы в начале 90-х) вполне демократические вещи: мол, буду сидеть на должности не более двух сроков, согласно Конституции, не будут мои дети заниматься политикой и т.д.
Но, как говорится, недолго сказка сказывается: мы уже проходили такое и день того же Кунаева никто так широко не празднует!
Налицо три, пожалуй, самые большие опасности нынешней, новой, безумной культовой лихорадки.
Во-первых, этот виток происходит не в «тучные» годы, когда государство могло себе позволить ежегодно поднимать зарплату и пенсий на 30 процентов, а во время самого настоящего, причем затяжного кризиса! Впору такое празднество именовать пиром во время чумы: экономика трещит по всем швам, социалка вовсе убита, света в конце тоннеля не видно, а победные реляции затмевают все и вся! Такой диссонанс, однозначно, вызывает отторжение здравомыслящих граждан, и все эти славословия в адрес елбасы дают совсем обратный эффект! Не думаю, что инициаторы новых, креативных идей по прославлению действующего президента не понимают сие обстоятельство! Тогда что это? Желание опорочить елбасы как падкого до похвалы человека? Тогда надо признать, что вокруг него собрались одни изверги и монстры, которые доведением ситуации до маразма и комизма наносят мощный удар по имиджу елбасы перед собственным народом и цивилизованным миром! Ибо лесть опасна, но если она соединена с притворством и лицемерием – то она опасна втройне!
Вторая особенность момента связана с тем, что резко увеличивается цена вопроса участия в этой агонии, ведь не каждому суждено засветиться перед елбасы со своим сервильным верноподданичеством! Если активность и находчивость в подхалимстве способствовали карьере и росту активов, то ныне, в транзитный период такие таланты становятся более весомыми, ибо могут стать гарантией обретения места под Солнцем в постназарбаевский период (хотя я все еще остаюсь сторонником версии о том, что елбасы при жизни не покинет свой пост).
Организовал эдакое, оригинальное поздравление – елбасы доволен! Сделал очередной пафосный фильм про любимого вождя – вот тебе индульгенция! И так по извечному порочному кругу: везде свои «гиганты мысли», прохиндеи от льстивой пропаганды, способные понравиться Хозяину! Признание заслуг нужно, но плохо и отвратительно, когда оно превращается в холуйство, лакейство и холопство!
И очень жаль, что не знания, компетентность и государственное мышление, казахстанский патриотизм, а именно лесть, лизоблюдство, личная преданность, умение потакать человеческим слабостям елбасы становятся критерием для кадрового отбора нынешней и завтрашней верховной власти. Отсюда и дискредитация самой благородной идеи служения народу (служат-то одному человеку!), депрофессионализация и моральная деградация министров и акимов всех уровней.
Третий аспект нов и заслуживает особого рассмотрения!
На фоне мощного, щедро финансируемого из госбюджета и иных, одному Богу известных источников, большого культа начали появляться миникульты, эдакие культики! Ибо борьба за власть – это не общая и абстрактная, а вполне осязаемая, донельзя конкретизированная и чрезвычайно персонифицированная вещь! И значимость, и влияние этих карликов (постаментом которых являются или должность, или деньги) напрямую зависят от близости к Телу (а это самая близость – от того же таланта польстить и пресмыкаться!). Заколдованный круг упивающихся фимиамом получается!
Так вот, мне кажется, что налицо тот факт, что эти «культики» начали «расти» в глазах общественности, превращаясь в нечто большее. Они уже не скрывают свои эксклюзивные отношения с президентом, они бравируют этим уже не только в своем узком кругу, а где пошире! Они подают скрытые и явные сигналы другим действующим лицам, заодно объединяя свои «культики».
Одним словом, елбасы сам, своим поведением и своим примером породил много разных, амбициозных, тщеславных и, на мой взгляд, не очень умных «елбасиков», которые теперь спят и видят себя (своих шефов или ставленников) на самом высшем посту. И они, вовсю пользуясь предоставленными им случаем и елбасы возможностями, продвигают не только президента: подспудно они презентуют стране и миру и себя любимых. Этим они укрепляют свое влияние среди чиновничества и бизнеса (ведь все люди, принимающие решения, ныне в полном неведении относительно транзитных планов елбасы и каждую такую подсказку со стороны влиятельных персон они воспринимают серьезно и ответственно).
Посему культу личности и отдельных личностей в Казахстане быть! В этом заинтересованы все – сам президент, его меркантильное окружение. Все, кроме одного – народа.
А ведь он может в один прекрасный день взять и возмутиться! Вот тогда будет вам новый культ – культ народа!
Амиржан КОСАНОВ,
специально для «D»