Грядет очередная дата Независимости. И в эти дни все будет предсказуемо. Власть, как всегда, будет хвастаться подретушированными, подгоняемыми под сегодняшнюю конъюнктуру цифрами успеха и прорывов.
Но, извините, этим бравым отчетам никто не верит, ибо формальные цифры никак не совпадают с реальной жизнью большинства казахстанцев. Мы же, оппозиция, будем говорить об утерянных за 27 лет возможностях, когда на обломках бывшей республики СССР можно было бы построить современное, демократическое, цивилизованное, развитое государство!
Что мы обрели?
Мы обрели ориентированную на интересы одного человека, жесткую, не приемлющую мало-мальскую (даже дружескую!) критику в свой адрес политическую систему! И сегодня вся страна, ее экономика, социальная сфера, внешняя политика фактически стали заложниками этой системы! Ныне все, кроме тех, кто открыто выступает против такого положения дел, только и делают, что обслуживают эту власть – только так можно выжить в этой стране!
За эти годы случилось самое страшное: власть добилась своего – несменяемость власти одного человека уже не воспринимается многим как нечто недемократическое, неприемлемое! Мы обрели экстенсивную, фатально и тотально зависящую от нефти экономику (в этом смысле мы ничуть не отличаемся от того же СССР, чья экономика имела именно такую основу!). Если у Брежнева и иже с ним был идеологический, классовый запрет на развитие свободной, конкурентоспособной экономики, то что помешало нашей власти, пользуясь достижениями советского народного хозяйства (все же многие сектора реальной экономики Казахстана, пусть и директивами сверху, но работали, имевшиеся природные ресурсы позволяли нарастить мускулы новой экономики!), за 27 лет построить нечто жизнеспособное?!
Ответ один: это – корысть узкого круга приближенных к власти новых хозяев жизни! Именно она определила главное направление развития казахстанской экономики (да и политики тоже!) после декабря 1991 года! Эта корысть довлеет над всеми формальными институтами власти и сегодня, обретя доселе невиданные, изощренные формы!
Мы обрели новейшую историю, которая ориентирована только на одного человека. В результате чего многие выдающиеся граждане страны, которые внесли свою лепту в становление и развитие страны до и после 1991 года, фактически позабыты. Стало правилом дурного тона не упоминать их имена, ибо одно имя затмило всех остальных, менее достойных и заслуженных!
В казахском языке «Желтоқсан» (декабрь) из общепринятого, календарного термина давно уже стал именем нарицательным, сакральным. Волею судьбы в одном зимнем месяце сплелись три, пожалуй, самых важных и резонансных события новейшей истории страны – Желтоксан, Жанаозен и Независимость! И это, по-моему, неслучайно: какая-то особая карма окружает эти даты! И пока нынешняя власть не очистится от обвинений по поводу кровавых трагедий, у нее нет будущего!
Все познается в сравнении. Итак, за эти годы в Казахстане родились, выросли и практически состоялись два среднестатических молодых человека. Обоим – 27 лет. Один доволен своей жизнью. Он благополучно интегрирован в систему взаимоотношений, созданных его отцом – высокопоставленным чиновником. Он обучался в элитной школе, позже за рубежом получил высшее образование. Учился на Западе он так себе, сильно не утруждал себя, ибо знал, что место во власти ему обеспечено.
После учебы он хотел жениться по любви на своей однокласснице, но против встал отец, который посчитал, что негоже связывать свою судьбу с простолюдинкой и нашел ему достойную пару – дочку вышеназванного чиновника, теперь у него династийный брак.
Он периодически модернизируется то инновационно-индустриально, то духовно. Его дети уже пошли в школу, правда, когда они приходят домой, отец не может понять, на каком языке с ними общаться: какая-то белиберда из казахско-русско-английского получается! К тому же их дед говорит, чтобы быть в тренде, им еще надо учить и китайский!
Он не шибко беспокоится о своем материальном положении: у его отца-чиновника коррупционные поступления поставлены на поток, есть также свой, записанный на родню доходный бизнес. Благодаря связям отца, он развивается.
Кстати, недавно он ехал пьяным на своем шикарном авто и сбил несколько человек. Но, благодаря связям отца, отделался легким испугом (хотя в соцсетях шум стоял неимоверный!).
У второго молодого человека, ровесника Независимости, совсем другая судьба. Он из многодетной семьи простого учителя и медсестры из дальнего аула.
В детсад он не ходил, тогда были лихие 90‑е, и все садики были приватизированы. Учился в обычной школе, где учительский состав был укомплектован только наполовину: учителя стали «челночниками», занимаясь куплей-продажей китайского ширпотреба.
Хоть и учился он хорошо, но в ВУЗ поступить не смог, у родителей не оказалось достаточно денег для оплаты учебы. Хотели взять кредит, но там были такие сумасшедшие, неподъемные для их семьи проценты, да и нечего, кроме старого отцовского дома, поставить в залог.
Так и остался он в ауле. Работы нет, подрабатывает где попало. Трудился вахтовым методом. Но вскоре вместо казахстанской фирмы пришли китайские и российские структуры, они стали привлекать только своих соотечественников. В результате он остался не у дел.
Влюбился в соседскую девушку. Но не оказалось денег на свадьбу. Решил повременить…
В последнее время он сдружился с теми, кого называют радикалами. Они вошли в его тяжелое положение, помогли деньгами для оплаты лечения матери. Постепенно он стал близок с ними. Они начали учить его основам своего религиозного течения.
Официальную прессу он не читает, все больше обитает в социальных сетях. И там видит, как живут его сверстники за Западе. Как там президенты приходят и уходят, и ничего со страной не случается. Как честно проходят тамошние выборы. Как граждане открыто выражает свое мнение, в том числе и критического характера в адрес власти. И такое положение дел ему нравится!
Вот эти два парня – плоды нашей 27-летней Независимости!
Нынешняя дата – всего лишь этап в становлении нового Казахстана. И впереди нас ждут новые события. И, мне кажется, что дальнейшее развитие страны, помимо прочего, будет определяться поведением этих двух молодых людей: они достигли зрелого возраста, им море по колено, у каждого из них свои амбиции и планы. И они, их намерения абсолютно не пересекаются, скажу больше, входят в противоречие друг с другом. Налицо самый настоящий конфликт – мировоззренческий и личностный, экономический и социальный, духовный и, как результат, политический!
И это противостояние и будет определять дальнейшее развитие событий в стране. В этом и есть самый главный урок Независимости: мы упустили исторический шанс в своем становлении: не разъединять, а объединить своих граждан в стремлении улучшить страну и свою жизнь!
Амиржан КОСАНОВ,
специально для «D»