Иногда думаешь, что еще такого (шокирующего, скандального, негативного, дискредитирующего, некомпетентного, казусного) должен совершить (или сказать) тот или иной министр, чтобы его наконец-то отправили в отставку?!
Так в чем же причина абсолютной некомпетентности, неспособности не только принять адекватное решение, но и как следует внятно сформулировать свое мнение, одним словом, полной и, похоже, окончательной и бесповоротной депрофессионализации казахстанского чиновничества?
Для себя я выделил три таких причин и ряд подпричин.
Первая причина – политическая (о которой, кстати, мы пишем много и посему не буду повторяться). Она заключается в бесконтрольности всей системы власти – и законодательной, и исполнительной, и судебной! Эта объективная причина остается фундаментом всего негативного, что творится во власти и что творит эта самая власть! Просто у нас общество (через избираемые им политические институты) не в состоянии отправить в отставку опозорившегося акима или министра. И потому у нас не выполняются президентские и правительственные программы! И отдельные, наиболее одиозные министры городят черт знает что по телеящику! И, как следствие, как с гуся вода!
Вторая причина – организационная. У нас нет практики обязательной отчетности акимов и министров в случае их ухода с должности. Это одна из самых важных причин. И понимая это, власть придумала такую экзотическую форму, как ежегодные отчеты акимов перед жителями вверенного им региона. Вся хитрость этой квазидемократической формы отчетности заключается в том, что аким в одном большом зале собирает лояльную к нему аудиторию (своих прямых подчиненных, работников бюджетных организаций, известных общественных деятелей, с которыми имеет хорошие отношения, приближенные СМИ) и выдает все это за полномасштабный отчет! И смех, и грех! На мой взгляд, это – прямая дискредитация самой идеи отчетности перед народом и самое настоящее издевательство над гражданами! Час потения перед заинтересованной, чуть ли не влюбленной в тебя и не задающей неудобные вопросы аудиторией – и свободен до следующего года!
Третья причина – персоналистская. Я имею в виду то, что все акимы и министры у нас утверждаются единолично елбасы, и получается, они реально подотчетны только (и исключительно) ему. И не отчеты перед обществом, а именно перед президентом важны для них! Сумел удачно и с помпой отчитаться перед елбасы – работай дальше, даже если весь народ будет против тебя!
И по этой причине у нас происходят знаменательные «осечки» про 500 тысяч тенге на казахстанскую семью, о которых обмолвился елбасы (верю, что кое-кто из министров и акимов на самом деле заходил к нему и привел эти цифры!). Докладчики же знали, что к президенту на прием попадают только те, у кого доходы на семью от 500 тысяч тенге и больше (в разы больше!) в месяц!
Сюда же входят периодические, помпезно-парадные поездки елбасы в регионы. Проехав по определенному акимом маршруту и душевно пообщавшись с заранее подготовленными представителями местной общественности и увидев всю эту благодать, у президента на самом деле может появиться мысль о том, что тот или иной бастык справляется со своими обязанностями.
Кстати, тут возникает очень важный вопрос, который периодически задают себе наши граждане: а знает ли президент об истинном положении дел в стране, понимает ли, что все эти парадные встречи с восторженными аллилуйя в его адрес и перерезаниями красных лет – не что иное, как показуха в виде потемкинских деревень, и его самым банальным и наглым образом обманывают?!
Признаюсь честно: оба ответа – и «знает», и «не знает» никак не добавляют авторитета елбасы! Ибо если «знает», то почему потакает такому чудовищному и призовет к ответу фальсификаторов, если «не знает», то это уже прямой урон по его имиджу как руководителя! Жаль, что нет третьего ответа…
Персоналистская причина имеет свои подпричины.
Например, пресловутый командный стиль. Каждый новый аким или министр возит с собой свой обоз из наиболее преданных подчиненных. Естественно, он не может быть объективным к деловым качествам, ибо личные качества (как, например, преданность боссу) для него важнее. В результате страдает качество работы.
В причину «командного» толка органично ложится также коррупционный фактор, который тоже является определяющим в кадровом вопросе: связанные одной цепью кадры не ставят профессионализм и компетентность во главу угла. Горизонтальная кочевка команд из одного ведомства в другое (порой вообще не имеющий отношение к капитану команды) тоже влияет на общий уровень соответствия кадров требованиям.
Следующую подпричину я назвал бы «синдромом серости».
Талантливые руководители собирают вокруг себя таких же талантливых людей, ибо уверены в себе и не боятся конкуренции. А серые руководители собирают вокруг себя таких же серых людишек, ибо, как огня, боятся засветить свою некомпентность и окружают себя такими же бесталанными кадрами: эдакий присущий только «серым» людям синдром. Посмотрите, какие у нас невзрачные, нехаризматичные чиновники высокого ранга: убери их с должности и ничего от них – ни человеческого, ни профессионального – не останется (видимо, зная об этом, они и держатся за свои кресла до последнего вздоха!).
Парадокс: несмотря на коррупционные возможности, госслужба перестала быть престижной, особенно в глазах молодежи. Мизерная зарплата, отсутствие свободного времени, ограничения в быту и, особенно, невозможность сделать честную карьеру – все это отнюдь не прельщает молодых людей, и они все больше уходят в частные структуры. Но на безрыбье и рак рыба. И потому госструктуры вынуждены принимать на работу, увы, не самые лучшие кадры.
Немаловажен также фактор назначения на высокие посты не имеющих опыта в низовых звеньях и по соответствующей специальности. Прежде чем стать министром чего-то, имярек должен пройти соответствующие этапы становления. Ну не может быть эффективным тот же министр финансов, если он не знает, что творится в районных финотделах! Да и без уважения профессионального сообщества сложно говорить о реальном авторитете профильного министра, из чего складывается общий авторитет всей системы власти!
Особо хочу сказать о скандальных выступлениях наших чиновников перед СМИ! Что ни день, то очередной перл от наших ньюсмейкеров из Дома министерств! Думаю, что помимо некомпетентности, о которой мы говорим, здесь присутствует и другой фактор. Имя ему – элементарная необразованность и, следовательно, ограниченный общий кругозор, низкий уровень культуры чиновничества. Такое ощущение, что наши министры и акимы не читают не только записки своих подчиненных, но и литературную классику: насколько скудный у них лексикон и полное отсутствие образности мышления! Я иногда боюсь слушать по ТВ некоторых наших горе-министров: не дай Бог, еще что-нибудь не то ляпнут. Особенно стыдно представлять их во время встреч с коллегами из других стран: слушая их, они же будут думать, что эти люди и есть сливки казахстанского общества! За державу и народ обидно, честное слово!
PS. И последнее. Эх, были бы полномочный, уважающий себя и своих избирателей, реально многопартийный парламент и сильные гражданские институты – такого позора мы не видели бы (и не испытывали бы)! Знаю, что среди чиновников много честных, компетентных и образованных людей. Но, к сожалению, ныне не они определяют лицо казахстанского чиновничества…
Амиржан КОСАНОВ,
специально для «DАТ»