В Верховном суде, надо полагать, переполох. Скандал за скандалом. Если в доме одного из героев романа Льва Толстого «Анна Каренина» все смешалось из-за его супружеской измены, то в казахстанской судебной системе «изменяют» ее же служители в мантиях.
Как-то незамеченной для нашей широкой общественности прошла информация, озвученная в международных СМИ, о том, что в начале этого года депутаты Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) потребовали от ЕС и Совета Европы провести аудит денежных средств, выделенных Казахстану в рамках программ поддержки и развития. В частности, тех средств, которые предназначались для реформы судебной системы.
А деньги выделялись немалые. К примеру, в 2010 году ЕС выделил 3,5 млн евро на реализацию программы «Содействие судебной и правовой реформе в Республике Казахстан». Проект должен был продлиться до сентября 2013 года. Цель его – поддержка усилий государства в улучшении качества судебной и правовой реформы. Об этом сообщило ИА «Новости Казахстана».
По информации другого источника, для реализации проекта «Укрепление уголовного правосудия в Казахстане» в качестве гранта ЕС выделил 5,5 млн евро. Куда ушли деньги налогоплательщиков ЕС и Совета Европы и где реформы? По мнению депутатов ПАСЕ, на выделенную финансовую помощь власти Казахстана устраивают бесконечные пиар-поездки в столицы мира, пытаются прикрыть факты о десятках политически преследуемых, тотальной коррупции и пытках. Возможно, предстоящий финансовый аудит ЕС и Совета Европы дадут полный расклад того, куда, во что (или в кого?) были потрачены деньги их налогоплательщиков. Что же касается реформ, они как буксовали с самого начала, так и буксуют. Но с назначением Жакипа Асанова председателем Верховного суда, кажется, пошли какие-то телодвижения.
Однако последние скандалы в судейском корпусе подтверждают простую истину: реформы, прежде всего, должны произойти в головах и сознании самих служителей Фемиды. А с этим явно проблемы. Самые свежие факты.
2 февраля 2019 года при получении 10 тыс. долларов США был задержан судья суда по уголовным делам Ауэзовского района г. Алматы Андрей Штейнке. Операцию проводили сотрудники Национального бюро по противодействию коррупции и отдела внутренней безопасности Верховного суда РК. По сообщению пресс-службы ВС, Штейнке подозревается в том, что эти денежные средства он получил от физического лица за решение вопроса по снятию обременения с арестованного недвижимого имущества по гражданским делам, не находящимся в его производстве. Предварительно ему инкриминируют статью УК РК – мошенничество. Указом президента РК Штейнке назначен судьей в 2015 году. До этого работал в органах прокуратуры и следствия.
А еще до этого, 14 июня 2018 года, в «доме Асанова» случилось другое ЧП. На месте преступления при получении 5 тыс. долларов США от предпринимательницы сотрудниками Нацбюро был задержан судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам г. Кокшетау Сергек Баймагамбетов (читайте «ДАТ», 15.11.2018 г., статья «Фигура умолчания, или Почему дело судьи Сергека Баймагамбетова ушло в небытие»). И что в сухом остатке? А ничего. Баймагамбетов отделался легким испугом. От уголовной ответственности следственный орган «увел» его за «недоказанностью совершенного им противоправного проступка». Хотя судья был взят с поличным, имеется видеозапись. Указом главы государства от 9 октября 2018 года он лишен статуса судьи. Попытки предпринимательницы все-таки привлечь Баймагамбетова к уголовной ответственности ничем не увенчались, в судах первой и апелляционной инстанций ее жалобу не удовлетворили. Впереди Верховный суд, если, конечно, там вообще примут дело в производство.
Так что вполне вероятно, что и Андрей Штейнке особо не пострадает. Ведь его дело и дело Баймагамбетова – один в один. Нюанс лишь в том, кто за кем из них стоит…
Но что там банальные коррупция и мздоимство, которые стали составляющей частью государственных ветвей власти. Другое дело – «измена» с политической подоплекой.
Как уже известно всей стране, невероятный скандал разразился в судейском корпусе на днях. Председатель суда г. Актау Малик Кенжалиев нанес такую оплеуху всей казахстанской судебной системе, что от нее навряд ли она скоро оправится.
6 февраля судья этого суда Гульнара Байтурова вынесла
оправдательный приговор по уголовному делу в отношении матери четырех детей
Айгуль Акберды, которая обвинялась в экстремизме, выразившегося в «призывах к
захвату власти» в своих «сообщениях в telegram-чате движения ДВК», поддержке ею
политической программы, запрещенной в Казахстане аблязовской организации.
Несколько месяцев до этого муж Айгуль – Абловас Джумаев был осужден к трем
годам лишения свободы тоже по обвинению в «разжигании социальной розни» и
«призывах к насильственному захвату власти». Дело Джумаева тоже строилось на
публикациях в telegram-чате ДВК. Прокурор просил
суд приговорить Айгуль Акберды к пяти годам ограничения свободы. Но суд не
только оправдал ее, но и предоставил право на реабилитацию за необоснованное
уголовное преследование и на устранение последствий причинённого ей вреда.
Буквально на следующий день дисциплинарная комиссия судебного жюри отстранила
Малика Кенжалиева от занимаемой должности с прекращением полномочий судьи.
Официальное основание – «в связи с совершением проступка, противоречащего
судейской этике».
Поводом послужило заявление гражданина Узбекистана о том, что Кенжалиев, наняв бригаду гастарбайтеров из этой республики для строительства своего коттеджа на берегу Каспийского моря, задолжал им крупную сумму – из 3,6 млн тенге недоплатил 1,8 млн. Долг не возвращал в течение двух лет, вместо денег, выражаясь ненормативной лексикой, посылал рабочим угрозы засадить их в тюрьму.
Малик Кенжалиев с решением комиссии не согласен. По его словам, в 2016 году он встретился со строителями «по просьбе одного уважаемого человека» и «в КНБ провели проверку и выяснили, что он к этому делу отношения не имеет».
Под айсбергом официальной формулировки лишения своей должности и статуса судьи усматривает политические рифы.
11 февраля в конференц-зале актауского отеля «Ренессанс» он намеревался провести пресс-конференцию с тем, чтобы донести до казахстанской общественности и власти свою позицию и мнение по случившемуся факту. Однако не дали. Из видео, распространенного в социальных сетях правозащитницей из Астаны Майгуль Садыковой, явствует: когда народ стал собираться, в отеле отключили свет, затем включилась противопожарная сирена, и клерки отеля стали срочно «эвакуировать» экс-судью и пришедший на его пресс-конференцию люд. Самое забавное, судя по кадрам, никого более не «эвакуировали». Выходит, противопожарная сигнализация для «меченых»?
Возмущенные люди высыпали во двор. И только экс-судья начал излагать то, о чем хотел сказать, тут же, как гиены на падаль, налетели на участников импровизированного брифинга (уже не пресс-конференции) полисмены и ребята в камуфляжах отборного СОБРа. Хватали всех подряд, даже апайку, которая, видимо, полагая, что в силу ее возраста ребята, которые годятся ей во внуки, не тронут ее, громко возмущалась полицейским беспределом. Под накачанные мускулы актауских блюстителей порядка и политической нравственности граждан попали даже представители международной организации – наблюдатели из Итальянской федерации по правам человека Людмила Волошина и Валерий Явтушенко. Так, по крайней мере, сообщается в соцсетях. Правда, из департамента полиции их отпустили на удивление быстро.
Малик Кенжалиев все же в тот день успел сказать все, что хотел. По его мнению, дело вовсе не в конфликте финансовых интересов с гастарбайтерами, а в политической подоплеке его отрешения из судейской гильдии.
Так, по информации МИА КазТАГ со ссылкой на видеообращение экс-судьи, он сказал буквально следующее: «Это (отстранение – КазТАГ) произошло из-за того, что на сегодня мы в отношении Агбердиевой, … мы с судьей Байтуровой приняли законно обоснованное решение – я оправдал ее, что в ее действиях никакого состава нет. Председатель Верховного суда Асанов, председатель коллегии судебного жюри Шегенов (Моряк), Рахметуллин (Абай) – председатель уголовной коллегии, председатель областного суда Мангистауской области Даулиев (Ержан) на сегодня незаконно меня отстранили от занимаемой должности».
На импровизированном брифинге Кенжалиев сообщил, что писал в Верховный суд и президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву о том, что «на сегодня по политическим мотивам попираются права простых граждан». Однако реакции не последовало.
На том же брифинге Малик Кенжалиев категорически утверждал, что независимости судей в Казахстане нет. «Я не нравился» силовым органам из-за своей принципиальности. Никому не подчиняюсь, делаю всё согласно закону, выношу оправдательные приговоры по бездоказательным «вшивым» делам. Когда судили Джумаева – и это тоже «вшивое» дело, – я сказал, что ему надо дать ограничение свободы. Из-за двух листков срок дать – в корне неправильно. Если бы я рассматривал дело Джумаева, я бы его оправдал. Было выражение своего мнения, человек не должен преследоваться по уголовному делу. И как можно осудить мать четверых детей без доказательств? Я их предупредил, что если ее осудят, то выскажу особое мнение. Согласно статье 179, Акбердиеву могли лишить свободы сроком до пяти лет», – цитирует Малика Кенжалиева «Азаттык».
Кстати, уголовное дело в отношении Айгуль Акбердиевой вначале поступило в производство Малика Кенжалиева. Но после того, как он удовлетворил ходатайство ее адвоката о назначении комплексной экспертизы, которое опротестовал участвующий в деле прокурор, дальнейшее судебное рассмотрение было передано судье Гульнаре Байтуровой. Но и она явно «не оправдала» надежд тех, кто хотел бы видеть Айгуль за решеткой. Сам экс-председатель Актауского горсуда заявляет, что по делу Акбердиевой они испытывали огромный стресс из-за давления Астаны, требовавшей ее осуждения.
В видеообращении, распространенном через социальные сети, Малик Кенжалиев заявил, что опасается за личную безопасность, и попросил международные правозащитные организации, Евросоюз, правительства США и Канады не остаться равнодушными к его судьбе и ситуации. Так что скандал, связанный с экс-судьей из Актау, подозреваю, даст дополнительный повод для принятия решения ЕС и Советом Европы о проведении финансового аудита средств, вбуханных ими в реформу судебной системы и уголовного правосудия.
Кстати, Малик Кенжалиев в одно время возглавлял Союз судей Мангистауской области, был удостоен звания «Лучший судья Мангистауской области», награжден почетными грамотами Верховного суда РК.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D» |