АККРИДИОТИЗАЦИЯ

Информационным хитом недели стал проект приказа профильного министерства о Правилах допуска журналистов к освещению мероприятий.

Журналистское сообщество (в этот раз, на удивление, почти единодушно и организованно) выступило с резкой критикой этого шедевра бюрократической мысли. И это радует! В том числе и по той простой причине, что, судя по закручиванию информационных гаек, СМИ обречены в обозримом будущем адекватно (и, желательно, коллективно) отвечать на новые вызовы, которые будет инициировать власть.

Можно по полочкам разложить наиболее одиозные и абсолютно не соответствующие общепринятым демократическим нормам новеллы этого документа. Например, такое требование, как «письменное согласие журналиста (в произвольной форме) на соблюдение внутреннего распорядка аккредитующей организации и регламента, установленного модератором».

А ведь модератор модератору рознь! Почему права журналиста должны отдаваться на откуп отдельно взятому модератору? И что за взаимоотношения между госорганом и СМИ, которые строятся на бумажках: должны быть нормальное, в рамках законов уважение и сотрудничество! Тем более, что «аккредитованный журналист лишается аккредитации в случае: …4) нарушения внутреннего распорядка аккредитующего органа и регламента модератора».

Эдак любой, неудобный журналист будет отлучен от освещения деятельности ведомства! Ибо такая формулировка дает широкое поле для толкования этих самых регламентов (например, журналист может задать вопрос, который не понравится спикеру или модератору и т.д.).

Дает возможности для селекции неудобных СМИ также абсолютно неприемлемый пункт об отказе в аккредитации журналиста в случае… «отсутствия возможности размещения журналистов в помещениях, где проводятся заседания, совещания и другие мероприятия».

Это уже универсальный ключ недопуска нежелательных СМИ, ибо всегда найдется такой формальный повод! А такой пункт, как необходимость наличия «копии документов, подтверждающих наличие договорных отношений между журналистом и средством массовой информации», закрывает дорогу всем независимым журналистам, блогерам, которые ведут самостоятельную деятельность. А ведь эта новая в наших реалиях категория журналистов становится мощной и влиятельной силой: порой подписчики одного блогера могут превышать тиражи многих традиционных СМИ!

Честно говоря, я не удивлен такими проектами приказов. Все это – вполне логичное (главное – умышленное и последовательное!) продолжение общей логики действия власти по ликвидации мало-мальских остатков свободы слова в Казахстане!

Налицо чрезвычайно опасная (для всего общества, всех видов СМИ и самой власти!) тенденция, о которой нельзя не сказать: интересы государства (как института) все больше отдаляются от интересов общества, в том числе и СМИ! А такая ситуация может привести к образованию чудовищной пропасти между обществом и властью, и в данном случае просто смешно говорить о каком-то цивилизованном диалоге между народом и государством.

Можно было бы отнести все эти чиновничьи потуги зарегулировать все и вся к издержкам наступающего транзитного периода, когда свобода слова может помешать реализации конкретного сценария передачи власти. Но, извините, господа, почему такой важный процесс должен происходить столь келейно и в отрыве от масс?! Не закладывайте ли вы мину замедленного действия под этот процесс?

К тому же есть одна, неподвластная бюрократическим циркулярам реальность: миром давно владеет Интернет, социальные сети и мессенджеры, а не финансируемые государством морально, технологически и содержательно устаревшие СМИ, которые, опять же извините, кроме самих чиновников от информации, никто и не смотрит, и не читает! В этом случае такой запретительный документ имеет мало смысла: мероприятия госорганов посещают в основном и так уж смирные и дисциплинированные, подручные СМИ. Скорее всего, такие «флажки» предназначены для остатков свободных СМИ в центре и регионах, которые могут позволить себе нарушить объявленное самими чиновниками себе идеологическое спокойствие внутри своих помещений!

Возникает резонный вопрос «что делать?».

Отвечу историческим фактом.

С 1994 по 1997 год ваш покорный слуга руководил пресс-службой правительства. В условиях становления новой экономики и самих СМИ мы проводили еженедельные брифинги для всех (без исключения!) СМИ. В назначенный нами час в «голубой зал» правительства приходили все заинтересованные СМИ. Среди них были и те, кто нещадно критиковал правительство за те или иные огрехи. Мы заранее готовились ответить на самые каверзные и неприятные вопросы (ибо сами жили в обществе и знали, что говорят о власти!). В результате, худо или бедно, но происходил диалог. Открытость тогдашнего правительства, его готовность ответить на все вопросы, да и просто само стремление организовать диалог между обществом и властью вызывали понимание (а где-то и уважение) у самых отъявленных и конченных противников режима!

И сейчас страна стоит накануне серьезных испытаний, которые связаны не только с транзитом власти. И в этих условиях власти не нужно относиться к СМИ как к чему-то зловредному и враждебному. Наоборот, власть должна понять, что без поддержки СМИ никакие ее инициативы – экономические, социальные, политические, геополитические не будут иметь будущего!

И посему необходимо отказаться от порочной практики зарегулирования СМИ всеми мыслимыми и немыслимыми способами! Наоборот, основываясь на базе конституционных норм, нужно создать все условия для того, чтобы свобода слова в Казахстане стала реальностью, а СМИ, во всем их многообразии, стали движущей силой прогресса.

Не пресса должна бегать за министрами в поисках ответов на свои вопросы, а сами чиновники на всех уровнях должны в буквальном смысле слова бегать за СМИ, чтобы рассказать о своих делах и снимать возникающие в отношенийи себя в обществе вопросы.

Амиржаан КОСАНОВ,

специально для «D»

Республиканский еженедельник онлайн