Суббота , 5 июля 2025

ПОДСТАВА, или Чей же «облик аморале», господин бизнесмен?

2 фев­ра­ля 2017 года в газе­те «Обще­ствен­ная пози­ция» (про­ект «DAT») вышла ста­тья за моей под­пи­сью «Облик амо­ра­ле, или С лег­ким паром, судья Кур­ман­та­ев!». Ста­тья наде­ла­ла мно­го шума. После ее выхо­да пред­се­да­тель Есиль­ско­го рай­он­но­го суда по уго­лов­ным делам г. Аста­ны Акбо­лат Кур­ман­та­ев подал в отстав­ку. Но ста­ту­са судьи не был лишен. 

Каза­лось бы, исто­рия забы­та. Одна­ко спу­стя два года всплы­ли такие подроб­но­сти, что при­шлось про­ве­сти спе­ци­аль­ное жур­на­лист­ское рас­сле­до­ва­ние. Вскрыв­ши­е­ся новые обсто­я­тель­ства поверг­ли в ступор. 

Немед­лен­но отпра­ви­лась на встре­чу с биз­не­сме­ном N, два года назад пред­ста­вив­шим ком­про­мат на Кур­ман­та­е­ва. Пута­ни­ца в его нынеш­них «пока­за­ни­ях» по собы­ти­ям 13 декаб­ря 2015 года в его евро­сауне заста­ви­ли не толь­ко силь­но усо­мнить­ся в прав­ди­во­сти его тогдаш­них дока­за­тельств неэтич­но­го пове­де­ния судьи, но и возмутиться. 

Сего­дня он утвер­жда­ет, что сам ниче­го и нико­му не писал в отно­ше­нии Кур­ман­та­е­ва, а писал кол­лек­тив. Это неправ­да. Забыл, види­мо, что два года назад он пред­ста­вил мне копии сво­их обра­ще­ний в Адми­ни­стра­цию пре­зи­ден­та РК, к гене­раль­но­му про­ку­ро­ру и пред­се­да­те­лю Вер­хов­но­го суда РК о том, что Кур­ман­та­ев не опла­тил счет на 105 тыс. тен­ге. Объ­яс­ни­тель­ные работ­ни­ков сау­ны были при­ло­же­ны к ним как под­твер­жда­ю­щие доку­мен­ты. Име­ет­ся и копия обра­ще­ния к пре­зи­ден­ту Назар­ба­е­ву за 18 под­пи­ся­ми кол­лек­ти­ва уни­вер­саль­но­го ком­плек­са «Алас», при­над­ле­жа­ще­го биз­не­сме­ну. Спи­сок под­пи­сан­тов воз­глав­ля­ет его фами­лия с соб­ствен­но­руч­ной подписью. 

Далее. В паке­те доку­мен­тов име­ет­ся и пояс­ни­тель­ная арен­да­то­ра кафе «Ара­би­ка» Е. Бай­бе­ка, кото­рый, как и дру­гие чле­ны кол­лек­ти­ва, пишет о непри­стой­ном пове­де­нии Кур­ман­та­е­ва. Но при нашей встре­че биз­нес­мен кате­го­рич­но отри­цал этот факт: «Его (Бай­бе­ка – авт.) там не было в тот день (13.12.2015 г.- авт.). Он не мог напи­сать объ­яс­ни­тель­ную. В деле его заяв­ле­ния вооб­ще не было». Но деталь с объ­яс­ни­тель­ной Бай­бе­ка пока­за­тель­на тем, что уже после того, как он скан­даль­но рас­стал­ся со сво­им арен­до­да­те­лем, при­знал­ся, что ту объ­яс­ни­тель­ную напи­сал по его прось­бе, а теперь рас­ка­и­ва­ет­ся, что окле­ве­тал Кур­ман­та­е­ва, кото­ро­го «нико­гда не видел». Так­же он ука­зы­ва­ет, что офи­ци­ан­та кафе Бега­ли­е­ва тоже заста­ви­ли напи­сать «лож­ную запис­ку». Копи­я­ми объ­яс­ни­тель­ных Бай­бе­ка располагаю. 

Что самое важ­ное в этой гряз­ной исто­рии. Два года назад биз­нес­мен N утвер­ждал, что Кур­ман­та­ев, ухо­дя из евро­сау­ны, оста­вил мате­ри­а­лы како­го-то уго­лов­но­го дела. Авто­ры объ­яс­ни­тель­ных тоже ука­зы­ва­ют на это. Как теперь выяс­ни­лось, биз­нес­мен под­та­со­вал фак­ты. На мой вопрос, о каком уго­лов­ном деле идет речь, тогда он отве­тил уклон­чи­во, мол, даже не загля­ды­вал в бума­ги, они хра­нят­ся в сей­фе. На этот же вопрос при послед­ней встре­че чисто­сер­деч­но при­знал­ся: «Не было ника­ко­го уго­лов­но­го дела. Я ему (Кур­ман­та­е­ву – авт.) пока­зы­вал обви­ни­тель­ный акт по Серику». 

Речь идет об обви­ни­тель­ном акте по уго­лов­но­му делу, воз­буж­ден­но­му в отно­ше­нии супру­га род­ной сест­ры биз­не­сме­на – Сери­ка Мыр­за­ба­е­ва, рабо­тав­ше­го заме­сти­те­лем руко­во­ди­те­ля управ­ле­ния госдо­хо­дов по Есиль­ско­му рай­о­ну г. Астаны. 

В сауне судья со сво­им зна­ко­мым были 13 декаб­ря 2015 года. Имен­но там он впер­вые уви­дел обви­ни­тель­ный акт, кото­рый ему дал на озна­ком­ле­ние биз­нес­мен. Мате­ри­а­лы уго­лов­но­го дела посту­пят в Есиль­ский рай­суд № 2 поз­же. В свя­зи с этим вопрос: каким обра­зом обви­ни­тель­ный акт ока­зал­ся у близ­ко­го род­ствен­ни­ка обви­ня­е­мо­го Мыр­за­ба­е­ва? Кто из орга­нов про­ку­ра­ту­ры допу­стил утеч­ку инфор­ма­ции? Раз­ве доку­мен­ты подоб­но­го рода доз­во­ле­но выно­сить за пре­де­лы слу­жеб­ных каби­не­тов над­зор­ных органов? 

Дело по обви­не­нию Мыр­за­ба­е­ва и его подель­ни­ка Дау­ле­та Туре­ку­ло­ва – руко­во­ди­те­ля отде­ла по при­ну­ди­тель­но­му взи­ма­нию управ­ле­ния госдо­хо­дов по Есиль­ско­му рай­о­ну, по ста­тьям Уго­лов­но­го кодек­са РК – зло­упо­треб­ле­ние слу­жеб­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми и полу­че­ние взят­ки – в судеб­ном поряд­ке рас­смот­рел пред­се­да­тель Есиль­ско­го рай­су­да Кур­ман­та­ев. 15 фев­ра­ля 2016 года он при­го­во­рил их к 7,6 годам лише­ния сво­бо­ды с содер­жа­ни­ем в коло­нии обще­го режи­ма. Апел­ля­ци­он­ная кол­ле­гия оста­ви­ла при­го­вор в силе. В сен­тяб­ре 2016 года Вер­хов­ный суд сокра­тил срок для Мыр­за­ба­е­ва до трех лет, пере­ква­ли­фи­ци­ро­вав его дей­ствия как мошеннические. 

Но поче­му 13 декаб­ря 2015 года Кур­ман­та­ев при­шел в сау­ну ком­плек­са имен­но это­го биз­не­сме­на, нахо­дя­ще­го­ся в захо­луст­ном рай­оне мага­зи­на «Встре­ча», тем более в ком­па­нии сво­е­го близ­ко­го дру­га, сотруд­ни­ка одной из нац­ком­па­ний? Что, дру­го­го заве­де­ния, достой­но­го их соци­аль­но­го ста­ту­са, в Астане не нашлось? Биз­нес­мен утвер­жда­ет, что при­ход судьи для него ока­зал­ся пол­ной неожи­дан­но­стью. Но тут же опро­вер­га­ет сам себя: «Я ему пока­зал (обви­ни­тель­ный акт – авт.). Я же не ожи­дал, что он появит­ся. У меня сум­ка здесь была, заранее». 

Сопо­став­ле­ние фак­тов при­во­дит к сле­ду­ю­щим выво­дам. Кур­ман­та­ев при­шел в ком­плекс вовсе не по соб­ствен­но­му жела­нию. Его при­гла­сил сам биз­нес­мен, что под­твер­жда­ют дру­гие факты.

По сло­вам биз­не­сме­на, о том, что Кур­ман­та­ев нахо­дит­ся в его заве­де­нии и дебо­ши­рит, он узнал со звон­ка сотруд­ни­ков ком­плек­са. Яко­бы при­мчал­ся, успо­ко­ил. Но при этом, если видел чело­ве­ка явно не в адек­ват­ном состо­я­нии, как он, будучи в трез­вом рас­суд­ке, мог предъ­явить Кур­ман­та­е­ву обви­ни­тель­ный акт в отно­ше­нии сво­е­го близ­ко­го род­ствен­ни­ка? Поче­му сотруд­ни­ки ком­плек­са позво­ни­ли имен­но ему, арен­до­да­те­лю, а не сво­е­му пря­мо­му началь­ству – арендатору?

В сво­их объ­яс­ни­тель­ных работ­ни­ки ком­плек­са «Алас» сви­де­тель­ству­ют: адми­ни­стра­тор А. Каким­жа­но­ва – «При­мер­но в 16.00. при­шли двое неиз­вест­ных. Один из них назвал­ся Кур­ман­та­е­вым… , через несколь­ко минут при­шел вла­де­лец наше­го заве­де­ния (тот самый биз­нес­мен – авт.). Они вме­сте зашли в евро­сау­ну (выде­ле­но мною – авт.). Я слы­ша­ла как он (вла­де­лец – авт.) читал какое-то дело и силь­но воз­му­щал­ся, что мы захо­дим туда и бес­по­ко­им его».

Из объ­яс­ни­тель­ной офи­ци­ан­та Бега­ли­е­ва: «В ком­плек­се нахо­дил­ся хозя­ин заве­де­ния (далее фами­лия – авт.), кото­рый при­нес доку­мен­ты по уго­лов­но­му делу и пере­дал их Кур­ман­та­е­ву».

То есть Кур­ман­та­ев при­шел в заве­де­ние биз­не­сме­на по его же при­гла­ше­нию, посколь­ку у того был явно корыст­ный инте­рес – «раз­ве­сти» уго­лов­ное дело сво­е­го род­ствен­ни­ка на даль­них под­сту­пах. Он ведь отлич­но знал, какой суд и кто будет рас­смат­ри­вать это дело. Сего­дня он это отри­ца­ет, хотя, как бы меж­ду про­чим, при­знал­ся, что при­гла­шал Кур­ман­та­е­ва к себе за месяц до этого. 

О став­ших роко­вы­ми для судьи 105 тыс. тен­ге. Во вре­мя пере­да­чи ком­про­ма­та на судью биз­нес­мен утвер­ждал, что эту сум­му тот так и не вер­нул. Но скрыл очень важ­ный факт. 

Да, пока дело с неупла­той не при­об­ре­ло кру­той пово­рот, судья, как вся­кий нор­маль­ный восточ­ный чело­век, посчи­тал: посколь­ку он был при­гла­шен, то по зако­нам госте­при­им­ства, он не дол­жен рас­пла­чи­вать­ся за накры­тый хозя­и­ном стол. Одна­ко поз­же, видя, в какой обо­рот втя­ги­ва­ет­ся после выне­се­ния обви­ни­тель­но­го при­го­во­ра род­ствен­ни­ку биз­не­сме­на, через сво­е­го близ­ко­го дру­га, очень извест­но­го дея­те­ля куль­ту­ры Казах­ста­на, при­знан­но­го миро­вым сооб­ще­ством вир­туо­за, по сов­ме­сти­тель­ству род­ствен­ни­ка это­го само­го биз­не­сме­на – дяди осуж­ден­но­го Сери­ка Мыр­за­ба­е­ва, отпра­вил ему зло­счаст­ные 105 тыс. тен­ге. «Посол» попро­сил биз­не­сме­на-род­ствен­ни­ка пись­мен­но под­твер­дить, что к судье отныне он пре­тен­зий не име­ет. В чем тот отка­зал. День­ги не при­нял. Но поз­же иско­мую сум­му судья опла­тил бизнесмену. 

Два года назад он скрыл от меня и тот факт, что при­ез­жал в янва­ре 2016 года к дому Кур­ман­та­е­ва, когда дело его род­ствен­ни­ка уже попа­ло на его рас­смот­ре­ние. Когда же эти фак­ты вскры­лись, спро­си­ла: поче­му? – в голу­бом гла­зу заявил: «Я не скрывал». 

О яко­бы устро­ен­ном судьей дебо­ше в сауне. Чело­век, при­шед­ший туда вме­сте с ним, на днях опро­верг этот факт. «Это чистей­шей воды ложь. Кур­ман­та­ев при­е­хал трез­вый, сам был за рулем. И уеха­ли отту­да мы вме­сте. Ника­ких амо­раль­ных дей­ствий не совер­ша­ли. Он сно­ва сам был за рулем». Это­му чело­ве­ку верит­ся боль­ше, чем биз­не­сме­ну. Тем более, что ника­ких аудио- и видео­за­пи­сей нет, хотя видео­ка­ме­ра­ми ком­плекс оснащен. 

Встре­ти­лась я и с экс-судьей Кур­ман­та­е­вым. Ска­зал: «Знаю биз­не­сме­на N как уче­но­го, про­фес­со­ра, его мно­гие зна­ют в Астане. Рань­ше в его евро­ком­плек­се судеб­ная систе­ма про­во­ди­ла тур­ни­ры по бильяр­ду, поэто­му при­нял при­гла­ше­ние как дежур­ный жест. Не думал, что это обер­нет­ся таким кош­ма­ром. Там же N. пока­зал обви­ни­тель­ный акт в отно­ше­нии близ­ко­го род­ствен­ни­ка. Ска­зал, что вряд ли чем смо­гу помочь. На том и рас­ста­лись. А даль­ше в ход пошли исто­рии про непо­до­ба­ю­щее пове­де­ние судьи». 

Ни в преды­ду­щей ста­тье, ни в этой не назы­ваю имя­рек биз­не­сме­на, под­ста­вив­ше­го под удар репу­та­цию наше­го изда­ния, в целом, и меня, как жур­на­ли­ста, в част­но­сти. Позна­ко­мив­шись с ним по «делу Кур­ман­та­е­ва», узна­ла, что он явля­ет­ся очень близ­ким род­ствен­ни­ком глу­бо­ко почи­та­е­мых мною лич­но­стей, чьи име­на впи­са­ны золо­ты­ми бук­ва­ми в исто­рию Кара­ган­ды. Име­ла сча­стье общать­ся с ними, с боль­шим пие­те­том они отно­си­лись ко мне (впро­чем, как и ныне здрав­ству­ю­щие род­ствен­ни­ки биз­не­сме­на). Не хочу тре­во­жить их прах гряз­ной исто­ри­ей ценою в 105 тыс. тен­ге, но кото­рая бла­го­да­ря их потом­ку обер­ну­лась для судьи Кур­ман­та­е­ва почти кра­хом его карье­ры, а лич­но для меня – тяже­лой тенью на репу­та­цию, кото­рой, как самым глав­ным капи­та­лом в сво­ей жиз­ни, доро­жу боль­ше все­го и кото­рую зара­ба­ты­ва­ла без про­ги­ба перед все­силь­ны­ми – ни преж­ни­ми, ни нынешними. 

При­скорб­но, что ока­за­лась втя­ну­та в гряз­ные интри­ги явно нечи­сто­плот­но­го чело­ве­ка. Но, счи­таю, луч­ше сей­час при­знать­ся в сво­ей ошиб­ке и при­не­сти глу­бо­кие изви­не­ния постра­дав­ше­му судье Акбо­ла­ту Кур­ман­та­е­ву и редак­ции газе­ты, на чьи репу­та­ции неволь­но бро­си­ла тень, чем жить с созна­ни­ем того, что кто-то шлет про­кля­тия в твою спину. 

Жума­би­ке ЖУНУСОВА 

Республиканский еженедельник онлайн