Герольд БЕЛЬГЕР: Плетенье чепухи

berbelВсе глупо и несуразно.

И то, что московские власти отвели протестным крикунам место возле памятника Абаю, и то, что некий господин, квази-лидер выразился в своем блоге «непонятный казах», «крутой чел.», и то, что какой-то телеведущий (или артист) с диким русским акцентом, кривляясь, тужился прочесть в оригинале несколько строк из стихотворения Абая «Жаз­ғы­тұры» и сам грязный бомжатный лагерь вокруг памятника великому казахскому поэту, и то, что доморощенные журналисты назойливо пытались пиарить Абая символом российских оппозиционеров, что, мол, мир познает Абая, что он, поэт-мыслитель, стал вдруг знаменем недовольных и непокорных едва ли не во всем мире, что русский люд повально увлекся творчеством казахского мудреца, и сам дурацкий лозунг «Окупай Абай», и т.п., и etc. – все глупо.

Глупо и унизительно для самого Абая.

Оскорбительно для его потомков и почитателей.

Поверьте мне: как-никак я написал четыре книги об Абае и составил шесть книг, изданных в Алматы, Астане, Праге и Берлине.

Как только началась эта сомнительная акция, наши СМИ пришли в патриотическое возбуждение, звонили мне, взахлеб делились радостной сенсацией, просили: «Прокомментируйте».

А что, собственно, комментировать?

Место для митингующих московские власти опредилили совершенно случайно. Вряд ли мэрия вознамерилась прославить таким образом казахского классика. Кто такой Абай – мало кто из москвичей знает. Толпа (дешевая публика, как сказал бы мой друг Константин Эрлих) даже представления не имела о каком-то Абае-бабае (по-татарски, бабай – дедушка). О его назиданиях и слыхом не слыхивала. А по мне, и сам памятник сомнительный: сидит в нелепой позе какой-то поджарый сарт-торгаш посреди бульвара ни к селу, ни к городу. Натаскали к нему, как к старьевщику, всякую дрянь, разбили грязный лагерь, вытоптали газон, нагадили вокруг, напугали жителей. Кое-кто из бомжей маечки напялил с изображением Абая. Кто-то раздобыл даже книжку, вылавливает из его назиданий протестные строки. А «наши» от радости и гордости тюбетейки кидают в воздух. О, Абай! Всем раскрыл глаза! Москвичи грезят Абаем! Русский мир познал нашего гения! С Абаем оппозиционеры идут на Кремль. Знай наших!

Популярность казахов бьет через край. Жаса, Абай!

Слушать эту белиберду тошно. Смотреть на этот темный разгул стыдно.

А главное: при чем тут Абай? Мыслитель, гуманист, просветитель, реформатор стиха? Разве о таком Абае идет речь? Разве такого Абая, бунтовщика-башибзука, должен открыть для себя русский мир? И весь многоязычный люд?

Странно это. Уродливо.

Разумное слово обо всем этом постыдстве я услышал по ТВ из уст моего давнего знакомого – семейца Ерсалимова –внучатого племянника Абая. Он ясно и четко выразил свое возмущение по поводу всей этой, с позволения сказать, политической акции, которую подстать назвать кощунственным, разгульным шабашем, унижающим дух и ментальность Абая.

Я полностью согласен с Балташем Ерсалимовым.

***

Мурата Телибекова я знаю давно и в разных ипостасях. Неизменно привлекает меня его эпатажность. Мыслит и выражается он нестандартно. Человек по природе незаурядный.

С любопытством прочитал его интервью с журналистом Кенже Татиля (см. «Central Asia Monitor», №20/12) . Врезались в память два его тезиса. Первый: «Мы не доросли до свободы». И я склонен так думать. Мы ведь все воспринимаем искаженно, очень уж своеобразно. И свободу, и демократию, и коррупцию, и гражданское общество. До сих пор не уяснили, с чем это все едят. Реально воспринимаем мы только бесбармак и форумы на уровне шоу-тоя. Предпочитаем шахер-махер, ахалай-махалай. Охотно вешаем лапшу на уши и пускаем пыль в глаза. И при этом искренне полагаем, что хитрее всех. «Әй, өзім де қу­мын».

Второй тезис Мурата Телибекова: «Ни одна нация не нанесла казахскому народу столько вреда, сколько сами казахи». По причине инородства я так сказать не могу, но не спорю. Особенно когда вникаю в трагическую историю и судьбу казахов на разных переломных этапах. Правда, то же самое я могу сказать и о российских немцах. Знаю, ох, знаю, как в сложных ситуациях при обустройстве дореволюционных колоний на Волге, в Сибири, Украине, Кавказе, Крыму, в революцию, в годы Гражданской войны, советизации, коллективизации, индустриализации, классовой борьбы, разоблачения врагов народа, массовой депортации и т.д. – выслуживались мои соплеменники-красноштанники перед властями, в угоду презренной шкуры топили, давили, закладывали, предавали друг друга. Так что по этой части казахи были далеко не одни. Перебравшись на вожделенную этническую родину, российские немцы успешно занимаются нанесением вреда своей диаспоре и «там». И как бороться с этим национальным грешком – и Абай не знал. Должно быть, так проявляется каинова печать.

А вот тезис Телибекова, с которым я согласиться не могу. «Я хочу , – говорит Мурат, – сообщить вам шокирующую новость. Будьте готовы к тому, что завтра акимом Алматы станет австриец Арнольд Шварценеггер, министром культуры – итальянец Андриано Челентано, а министром сельского хозяйства – состарившаяся Бритни Спирс».

Уж этого, поверьте мне, не случится ни-ког-да. Наши славные (и не очень) джигиты не уступят эти кресла никому. Зря, что ли, независимости в вековых битвах добились? Шалишь, брат! Слишком лакомый кус. В качестве советников или тягловой силы – еще куда ни шло! – можно подумать. Можно и пригласить за корджун-другой золота. Ну, а на большее рот не разевай! Ни-ни! И Мурат это знает не хуже меня.

А почему он это сказал?

Думаю, в раздражении и возмущении по поводу того, что английского экс-премьера Тони Блэра завербовали в качестве казахстанского советника. Мурат объясняет: «Первый шаг к признанию собственной беспомощности и национальной инфантильности».
Полагаю, это не так.

Сомневаюсь, чтобы наш саруар – лидер нации нуждается в советах некоего Тони Блэра. Да он его по всем политическим параметрам запросто обведет вокруг пальца. По-казахски говоря, «он орайды» . Тони Блэр в данном случае понадобился совсем в иных целях. Ну, скажем, для международного престижа-имиджа и для подспудной борьбы с тенью некоего строптивого беглого олигарха.

И это ясно даже слепоглухонемым.

Я так думаю. Да и Мурат это знает. Так что иностранными мэрами и министрами он красного словца ради просто нас, бедных казахстанцев, пугает. А интервью в общем он дал шикарное.

Республиканский еженедельник онлайн