Воскресенье , 20 апреля 2025

КОРОЛЬ… НЕ УМЕР! Да здравствует король!

Итак, похоже, процесс транзита власти, о котором все эти годы говорили все, кому не лень, сдвинулся с мертвой точки и начал обретать реальные очертания. И какова же суть произошедших в этих событиях?

Самый главный вывод таков: никуда из реальной власти президент Назарбаев не ушел! Де-юре уже не являясь президентом, де-факто (а в любой авторитарной стране де-факто выше, чем де-юре!) остается главной фигурой казахстанской политики! И дело здесь не только в его новых-старых статусах елбасы и председателя Совбеза (кстати, обе должности – пожизненные и полагаются только ему!).

Дело еще в другом – каждый фигурант в правящих кругах Казахстана зависит от него и посему не может без чреватых для себя негативных последствий играть самостоятельную роль. Кто-то обязан ему своей должностью или богатством, а кто и тем, что ходит пока еще на свободе! В этом смысле, на самом деле, у елбасы все схвачено! И как результат – в стране все меньше на самом деле независимых от елбасы политических персон.

После этих рокировок елбасы приобрел дополнительные статусные преференции: сохраняя всю полноту власти и решая все важные вопросы жизнедеятельности государства, единолично переставляя фигуры на шахматной доске казахстанской политики, он фактически (де-юре тоже!) уходит от личной ответственности за положение дел и возможные неправильные решения: теперь в стране есть кому отвечать! В этой связи версия о том, что растущий протестный потенциал общества, связанный с неспособностью власти обеспечить поступательное развитие экономики и улучшение уровня жизни казахстанцев, является одной из причин отставки президента со своего поста, имеет право на жизнь.

Другой (не исключающей первую) причиной, несомненно, является желание елбасы при жизни определить основные контуры постназарбаевской модели государственного управления. Возможно, печальные примеры его былых соратников по Политбюро КПСС Ниязова и Каримова, которые ушли из жизни, не обеспечив семейную преемственность власти, подвигли его к этому. К тому же (обычно я на такие темы не распространяюсь, ибо не имею на руках соответствующих документов) в обществе участились слухи о состоянии здоровья елбасы.

Узбекский пример потери статуса «первой семьи», наверное, не дает спокойно спать всем членам семьи елбасы и их родственникам. И именно по этой причине в новой конфигурации власти появилась старшая дочь елбасы в ранге второй по Конституции должности.

Но примет ли просвещенная, председательствовавшая в ОБСЕ страна династийный вариант передачи власти? Как это будет увязано с общепринятыми демократическими принципами? Как будет учитываться весьма печальный опыт активного участия членов семьи Назарбаева в государственных делах, большом бизнесе и руководстве спецслужбами?

Ведь тот же старший зять елбасы Рахат Алиев до сих пор в памяти у всех тех, кому он нанес человеческие страдания, убивая их родных и близких, отжимал бизнес, занимался политическим сыском и репрессиями! Такое быстро не забывается! И будет еще долго служить (не только немым!) укором самому елбасы, который допустил такие бесчинства! И в этом смысле казахстанцы еще долго будут дуть на воду, ибо обожглись в свое время (причем очень сильно!) на молоке!

Чрезвычайно интересна в этой конструкции фигура второго президента – Токаева. Честно говоря, я ему не завидую, ибо он находится не просто между двумя наковальнями, а между отцом и дочерью. В быту обычно «третий лишний». Но мы не знаем истинной подоплеки выбора елбасы именно Токаева. И потому можем заниматься только прогнозами.

А мой прогноз такой.

Мы станем заложниками созданной елбасы новой конфигурации власти – Назарбаев, Токаев и Назарбаева. Многие в эти дни пишут о «двоевластии», отмечая только елбасы и второго президента. Я же смею утверждать, что в стране образовался своеобразный треугольник власти. Ибо спикер сената в Казахстане, которая является членом елбасы, это больше, чем спикер. И мы это должны понимать.

Что это за треугольник?

Триумвират, который с триумфом реализует заветную мечту елбасы – отдать власть в стране своей семье и, тем самым, обеспечить гарантии безопасности и благополучия своих родственников?

Или триада, где будут главенствовать не публичные законы, а понятия, кровавая вендетта, где будут соблюдаться не демократические порядки, а законы джунгли?

Или трио, которое будет исполнять мелодию на заданную тему? Но кто там со временем захочет играть первую скрипку?

Или на самом деле треугольник, где один угол всегда больше, чем два остальных?

Конечно, Бог любит троицу. Но в нашем случае для реализации задуманного нужна если уж не любовь, то понимание и поддержка другого носителя имени Бога (по Корану) – народа. Насколько эта конфигурация будет учитывать мнение этого самого народа?

Взять хотя бы первую инициативу по переименованию Астаны в Нур-Султан! Такое ощущение, что по темпам и формам проявления культа личности обгоняем Туркменистан и Северную Корею! Это самое настоящее издевательство не только над здравым смыслом и цивилизованными правилами, но и над самим народом, у которого просто забыли спросить разрешение на это ономастически-политическое безумство! Такое ощущение, что власть намеренно ставит жирную точку на имидже елбасы в глазах собственного народа (мол, смотрите, он сам этого хочет, все это от его непомерного тщеславия!) и международного сообщества, где такие инициативы просто нонсенс!

Но, согласитесь, ни сам елбасы, ни его камарилья не могли не знать об имиджевых последствиях такого шага! И это весьма прискорбно. Отсюда и важный вывод: режим плевать хотел на мнение народа и международного сообщества и в будущем, при окончательной реализации операции «Преемник»! Что само по себе не может не беспокоить, ибо после такого демарша никто не удивится, если будут проведены спешные грязные выборы, усилятся репрессии против оппозиции и гражданских активистов! Что ж, нам всем, кто будет до конца бороться с режимом, надо готовиться к самым худшим временам!

Что касается устойчивости политического треугольника, лично я сомневаюсь в этом. И дело не только в личных качествах каждого участника трио. Дело в обстоятельствах, имеющих сугубо казахстанские особенности.

Среди них есть такие.

Уход Назарбаева с поста президента и приход второго президента определенным образом расширяет поле для критики этой должности. То есть протестный настрой в адрес президента, который есть в обществе, будет теперь иметь более широкие возможности для своего публичного проявления и, как следствие последних изменений, будет направлен в адрес Токаева. Я даже не исключаю поощрение другими участниками трио таких настроений! В случае дальнейшего ухудшения ситуации (а такой вариант становится все более реальным!) ничто не помешает елбасы навешать всех собак на Токаева: мол, при мне было все распрекрасно, а этот товарищ не справился. Так что объективно такой конфликт в этой геометрически-политической фигуре заложен изначально!

Но смирится ли Токаев с незавидной ролью «мальчика для битья»? Ведь аппетит приходит во время еды. И по прошествии определенного времени он может встать на ноги, набрать необходимый политический вес, проще говоря, ему понравится быть президентом. В конце концов, и у него есть семья, друзья, земляки и прочие составляющие президентского института, включая и подхалимов. Где гарантия, что у него не появятся свои, несогласованные с елбасы амбиции и как они отразятся на общих для трио планов?

В этом смысле я также прогнозирую усиление активности старшей дочери елбасы, ведь заветный приз так близок: только один шаг до него, другого шанса может и не быть! И она будет делать все возможное, чтобы Токаев остался в ранге назначенного, а не избранного президента.

Не забываем также и то, что в правящих кругах есть достаточно влиятельные силы, которые не хотели бы видеть старшую дочь во главе государства. В этом смысле интересы демократической оппозиции и антагонистов Дариги могут совпасть, и это может стать мощным катализатором политической борьбы.

Одним словом, создание треугольника неминуемо приведет к усилению конфронтации между заинтересованными кланами!

Троевластие также чревато неопределенностью и хаосом в поведенческой линии правящих кругов: министров и акимов, судей и прокуроров, олигархов. Если они, образно говоря, заходили в один кабинет, то теперь в силу сложившихся обстоятельств они будут вынуждены каждый раз приходить на поклон в три кабинета! А это уже разброд и шатание в их и так уж разделенном клановыми флажками строе!

Ясно одно: как только елбасы уйдет из жизни, искусственная конфигурация тотчас рухнет! И это самая главная опасность, которая может стать судьбоносной для Казахстана!

И потому нам нужен другой властный триумвират: три не зависящих друг от друга ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная! И пока в руках Назарбаева, как елбасы и главы Совбеза, есть все рычаги механизма для того, чтобы создать такую, устойчивую, адекватную запросу общества систему власти. Не персоны, а институты могут гарантировать стабильность государства в постназарбаевский период!

Какой сделает выбор елбасы: в сторону фундаментальных интересов государства или в угоду личным, семейным, узкогрупповым меркантильным интересам? Боюсь, что с каждым днем шансы для этого – как для страны, так и для самого Назарбаева – уменьшаются.



Амиржан КОСАНОВ,

специально для «D»

Республиканский еженедельник онлайн