В уходящем месяце произошли события, которые подавляющее число граждан ждали, как минимум, с 2005 года. Именно осень 2005 года была последней «точкой невозврата». Это был наиболее оптимальный период, когда президент мог и должен был уйти в отставку.
Именно тогда для большинства стало очевидным, что президент не оправдал возложенные на него надежды и обнажил свою неспособность и несостоятельность управлять населением, государством и экономикой страны. Он уже не мог правильно определять векторы внутренней и внешней политики. Страна стремительно погрязла в иностранных кредитах. Отток населения и мозгов превысил все допустимые нормы. Уровень коррупции достиг немыслимых масштабов и стал наносить ощутимый ущерб всем отраслям экономики, особенно малому и среднему бизнесу, банковской системе, социальной стабильности граждан, правоохранительной и судебной системам.
В стране, таким образом, были перекрыты все каналы для всестороннего развития личности и перспектив личного роста, особенно для молодёжи. Страна из состояния застоя медленно, но верно стала скатываться к состоянию упадка. Единственным и действенным механизмом обеспечения собственной власти в любой стране мира в таких условиях является лишь укрепление авторитаризма, раздувание культа личности и установление в государстве полицейского режима. Неизбежным в таких условиях является создание собственного «органа жизнеобеспечения».
И перед ним ставится лишь одна единственная задача – выявление, преследование и репрессирование всех недовольных граждан. Проще говоря, это создание политического сыска. Кстати, в царской России это были «жандармы», в гитлеровской Германи – «гестапо». В нашем же случае их аж три – службы безопасности, полиция и суды.
Отставка Назарбаева произошла де-факто. Он уже, конечно, не имеет тех полномочий, которые у него были раньше. И он уже никогда не будет главой государства. Всё это уже история и ушло в прошлое. Однако часть его влияния всё-таки сохраняется за ним. Являясь председателем правящей партии парламентского типа, он может влиять на состав парламента и на принимаемые им решения. Кроме того, он попытался закрепить за собой пост руководителя Совета Безопасности.
Последнее было скопировано с китайской модели передачи власти. Но в Китае он был успешным лишь потому, что там всё подчинено одной цели – возрождению страны. В Китае никто и ничто не остается неподотчетным или неподконтрольным. Но в нашей стране, конечно же, всё подчинено лишь личностным целям и интересам.
Тем не менее, лёд тронулся. И невзирая на то, хотим мы это признавать или не хотим, – страна стала на путь перемен. У нас новый президент – Касым-Жомарт Токаев. И совсем недалеко замаячил силуэт третьего президента в лице Дариги Назарбаевой.
Сломались культивировавшиеся долгие годы мифы о том, что если уйдёт или умрёт Назарбаев, то умрут и все остальные люди (если не на всей земле, то по крайней мере в Казахстане точно).
Другой миф был связан, что, если уйдет Назарбаев, то в стране начнётся война. Ничего не произошло. Никто ни в кого не стреляет. Никто никого не убивает.
Третий миф был такой, что Назарбаев – незаменимый и ему нет альтернативы. Он тоже рассеялся как утренний туман. Да и полномочия Назарбаева уже далеко совершенно не те, которыми он обладал раньше.
Я даже больше могу сказать. В передаче власти с его рук новому президенту было совершено столько нарушений регламента, процедур, законов и самой Конституции, что Касым-Жомарт Токаев имеет все сто процентов законных оснований для того, чтобы лишить Назарбаева всего того, чем он наделил себя в плане государственных статусов и прочих привилегий. Если Токаев поставит себе цель стать единоличным хозяином положения и более ни от кого не зависеть, то сегодня в его руках все козырные карты. А положения Назарбаевых сегодня, честно говоря, крайне шаткие, поскольку теперь они оба, быть может, сами того не осознавая, находятся в полной зависимости от милости Токаева.
Вопрос, конечно, ещё и в том, осознает ли это сам Касым-Жомарт Токаев? Единственно законным и не вызывающим с юридической точки зрения является принятие на себя полномочий президента страны самим Токаевым. Его пребывание на этом посту не вызывает никаких сомнений. За исключением одной маленькой детали – его мандат ещё требует в дальнейшем подтверждения волей народа на выборах 2020 года. Но если он назначит их раньше срока, тогда и эта должность для президента будет нелигитимна с точки зрения чистоты процедуры.
Что касается переименования городов, то по этому поводу люди уже высказали своё мнение не только в социальных сетях, но даже и на улицах городов. История рано или поздно всё расставит на свои места. И эти города, улицы и иные объекты будут переименованы на свои исторические названия. Любое прижизненное увековечивание – недолговечно.
Многие приводят аналогию со столицей США Вашингтоном. Я скажу лишь одно: если хочешь, чтобы столицу назвали так же, как и в Америке, то и стране надо соответствовать американскому образу и самому надо соответствовать Вашингтону. К сожалению, мы пока так далеки от этого. Нашей стране досталось слишком тяжелое наследие во всех отраслях экономики и общественного развития, а самое главное тридцать лет упущенных возможностей и столь бесцельно прожитых лет. Говоря о Назарбаеве как первом президенте, мы обязательно должны помнить об этом и не допустить его повторения в будущем. Хотя бы ради будущих поколений.