Объявление о выборах и возможность честно выбирать – это две разные вещи в Казахстане. Сценарий этих выборов, состав участников, массовка и главный солист, скорее всего, уже назначены. Оппозиционное поле вычищено. Акимы ждут команды. Будущие председатели избирательных комиссий получают установки. Провластные игроки ждут набор стандартных агиток. Это уже проходили.
Привычка – вторая натура. Весь госаппарат по-другому выборы и не проводил. По-другому не умеет. Осталось все присыпать политтехнологиями. Они уже начались. У нас всю политику вообще свели только к политтехнологиям, так как настоящая политика базируется на политической конкуренции и праве выбора, а не имитации выбора.
Кстати, в Конституционном законе о выборах, в главе 10 есть еще один хитрый пункт, где кандидат в президенты должен иметь не менее пяти лет опыта работы на госслужбе или на выборных государственных должностях. То есть если ты не был в системе, то путь тебе заказан. Так что казахстанский вариант Зеленского на этих выборах не появится. В одних странах интрига в том, кто выиграет выборы. У нас интрига в том, кого назначат «выиграть» выборы. Какие «выборы» – такая «интрига».
Досым САТПАЕВ,
политолог
Уалихан КАЙСАРОВ,
сенатор парламента РК (1999–2005 гг.):
Новый президент объявил досрочные президентские выборы. Конечно, очень печально, что он уже второй раз продемонстрировал всему миру свою приверженность прежнему курсу и стилю руководства Нурсултана Назарбаева. Первая такая демонстрация, а именно продолжение старого и неудачного курса, произошла прямо в момент его собственной инаугурации. Второе же подтверждение – это объявление им внеочередных президентских выборов.
Именно это ещё раз подтверждает преемственность нового президента стилю и методам, которыми всю свою президентскую жизнь руководствовался и непрерывно пользовался Назарбаев. Не успело пройти и трёх недель с момента принесения им присяги собственному народу в преданности ему и гарантиях данных всем казахстанцам о строгом соблюдении Конституции, как многим из нас уже приходится разочаровываться.
Таким образом, мы можем констатировать после всего этого тот факт, что с приходом нового президента в стране по-прежнему всё осталось так же плохо и так же всё по-старому.
Вполне очевидно, что в подобных телодвижениях новоиспеченного президента можно увидеть лишь одни недостатки, но никак не логики или положительных обоснований. Ну, во-первых, зачем нужны эти выборы народу и экономике Казахстана. Никто в стране не сомневался в легитимности нового президента и, более того, практически никто даже по серьёзному не возражал против его назначения и лично против него самого – как нового президента страны. Наоборот, он вполне устраивал народ Казахстана, по крайней мере, до этого объявления внеочередных президентских выборов. И даже больше того – до положенных конституционных сроков очередных выборов в следующем году. И у него даже был уникальный шанс за оставшееся время продемонстрировать своим будущим избирателям то, что он может быть достойным кандидатом на пост президента страны. Во-вторых, не раскрыта сущность о внешних мировых угрозах для Казахстана, о которых он обмолвился в своем выступлении.
В-третьих, если бы президент сказал, что он в принципе не хочет быть лишь назначенным президентом народа без мандата от этого самого народа, а хочет быть всенародно избранным президентом, то я бы понял его и мог бы даже принять эту позицию. Но для этого нужны были не только достаточные условия, но и необходимые условия. А необходимым условием в этом случае должно быть его заявление, что именно он будет баллотироваться и именно с этой целью. К сожалению, этого не произошло, а значит, я имею полное право полагать, что здесь он уже выступает не как самостоятельная фигура, а лишь как ведомая. И даже если он после этого заявит, что он будет участвовать в президентской гонке, то это уже, наоборот, подчеркнет тот факт, что не он принимает решение, а за него это делают совсем другие люди.
Толганай УМБЕТАЛИЕВА,
политолог:
Мы имеем слишком короткий временной период, чтобы политические партии, в том числе оппозиционные силы, имеющие свои амбиции на политическую власть, успели что-либо предпринять. Несмотря на это, шанс на выдвижение кандидата в президенты от гражданского общества, который имеет определенный авторитет и лояльность наших граждан, остается. Очень важно использовать этот шанс, тем более в той ситуации, когда отсутствует реальный фаворит!
То, что были объявлены очередные внеочередные выборы, ограничивающие время для мобилизации, свидетельствует об обеспокоенности власти. Они не совсем уверены, что находящийся в их руках административный ресурс может гарантировать победу своего кандидата. Это и послужило поводом для объявления досрочных выборов. В противном случае более-менее известный политик, претендующий на власть, смог бы раскрутить себя до декабря.
Конечно, надо понимать, что в условиях, когда избирательные комиссии находятся под контролем государства, рассчитывать на победу кандидата от гражданского общества не стоит. Но это не означает, что нужно отказываться от политической борьбы. Выдвинув своего кандидата, мы получим возможность оценить свои силы. Мы приобретем опыт и поймем, что такое политическая борьба, причем в достаточно жестких условиях.
Кроме этого, участие в выборах даст возможность выявить изъяны нашей избирательной системы изнутри. Можно будет обнаружить существующие лазейки в законодательстве, которыми умело пользуются наши госорганы. Находясь с внешней стороны избирательной системы, обнаружить их гораздо сложнее. Более того, после выборов можно систематизировать выявленные недостатки и использовать их при реформировании выборного законодательства. Самая главная задача – это мобилизовать гражданское общество, которое на сегодняшний день достаточно активна, и использовать эту энергию, чтобы создать прецедент конкуренции политической элите.
Казбек БЕЙСЕБАЕВ,
дипломат:
У нас по любым выборам сложилась такая ситуация, когда гражданское общество каждый раз должно приспосабливаться к правилам игры властей. Причем власти эти требования также каждый раз меняют и подгоняют под себя. Теперь после поправок в выборное законодательство у нас нет кандидатов-самовыдвиженцев. Теперь кандидаты могут быть только от республиканских общественных объединений и от партий.
На первый взгляд, вроде для гражданского общества есть возможность выдвинуть своего кандидата. Наверное, найдутся и свои кандидаты. Но вопрос в другом.
У нас за все годы политическое поле настолько подчищено, что нет таких объединений и партий, которые могли бы стать серьезной политической силой и оппонентом власти. Кроме того, нужно время, чтобы за собой объединить разные общественные объединения. Поэтому скажу так: лазейка для кандидата от гражданского общества есть, только уготована роль спарринг-партнера.
Азамат Шорманханулы,
«D»