Суббота , 19 апреля 2025

Акежан КАЖЕГЕЛЬДИН: МЫ ВЕРНЕМ ПОЛИТИКУ НА ЗЕМЛЮ

Не надо исключать участие улицы. Я бы сейчас не стал это исключать по одной простой причине: за последний десяток лет улица трижды преподнесла шоковый эффект казахской власти и лично Нурсултану Абишевичу.

Первое это – Жанаозен, расстрелом закончившаяся забастовка, длившаяся больше, чем полгода. Это печальная история – с продолжением, она ни властью, ни обществом не завершена. Якобы проведено расследование, и среди наказанных оказалось больше тех, кто восстал за свои права, и меньше тех, кто их расстреливал. То есть стрелять оказалось более безопасным, чем требовать свои права на улице.

Второе абсолютно шоковое воздействие, никем не спланированное, когда народ взял инициативу в свои руки, – это так называемое движение против продажи земли иностранцам. Это был шок не только для администрации, это был шок и для оппозиции. Никто этого не ожидал, ни власти оказались не готовы, ни политические партии были к этому не готовы.

И последнее уличное движение, которое привело к смене правительства, – это выступление женщин зимой.

Улица может подняться. 

Тот, кто ее отмобилизует и принесет повестку дня, тот может оказаться главным «сменщиком» политической власти. Об этом должно думать. Всякие законы, запрещающие интернет, запрещающие политические партии, все последние регуляции, которые ввели ограничения на выдвижение кандидатов в президенты – по большому счету, они работают на будущее. Они не защитят Нурсултана Абишевича и тех, кого он пытается после себя оставить. Наоборот, это будет работать против них. Потому что это не воспринимается не только своим обществом, это не воспринимается никем.

Не может республика ограничивать своих граждан в их правах. Если вы хотите быть лидером страны избранным, так вы и избирайтесь по-настоящему!

Мы видим во всех странах, где произошла смена политических лидеров, невольно новый политический лидер вынужден пересматривать прошлое с точки зрения улучшений в будущем.

Несмотря на большой рывок, большие деньги, которые поступали в Казахстан в связи с бумом энергоносителей, эти деньги были просто разворованы. Их потратили бездарно. Теперь мы примерно находимся на таком же уровне, как соседи в Узбекистане. Узбекистан и мы сейчас должны бороться за то, чтобы модернизировать свою экономику.

Мы не Малайзия и не Сингапур, которые могут себе позволить заниматься высокими технологиями. Это приносит им достаточно прибыли в экономику. Но у нас огромная территория. Нам нужно заботиться об инфраструктуре. Мы должны сохранять железные дороги, мы должны все время думать о своих автомобильных дорогах, мы должны думать всё время о линиях электропередач.

У нас климат очень суровый, у нас все четыре времени года. Причем у нас холодно намного дольше, чем жарко; прохладно много дольше, чем тепло… Всё это накладывает отпечаток на нашу жизнь: наша жизнь дороже, чем, скажем, в Европе. Наши люди одеваются четыре сезона по-разному. Мы должны заботиться о том, чтобы зимой отапливать свои помещения. И питаться мы должны по-другому. Всё это отражается на уровне жизни.

Об этом нужно думать, и это будет проблемой, которая останется будущему политическому руководству Казахстана. Как они будут за это браться?

Выведены из страны и украдены огромные капиталы. Есть люди, которые занимаются их поиском. В том числе и я. Мы должны быть готовы в тот момент, когда произойдет реальная смена власти, сделать всё, чтобы эти капиталы вернуть.

Только улица может сменить кардинально всю ситуацию. Если улица решит сменить, я готов буду прийти и помочь своим землякам выстроить Конституцию прежде всего.

Я 25 лет назад ошибочно полагал, что надо сначала выстроить базис экономики, потом надстроить политическую систему. Я ошибался: надо было делать и то, и другое сразу. Но проблема заключалась в том, что наступило 1 января 1991 года, мы получили независимость, но больше мы ничего не имели. У нас просто не было ничего: не было Центрального банка, у нас не было монетного двора, у нас не было таможни. У нас МИД был игрушечный. У нас не было пограничной службы. У нас ничего не было.

Это был бывший Советский Союз. У нас даже паспорта были Советского Союза. На последней странице только штамп срочно был изобретен. В МВД ставили штамп «Республика Казахстан». Поэтому нам приходилось решать слишком много задач.

Сегодня задача другая. Сегодня общество дозрело, чтобы принять новую Конституцию. Конституция является краеугольным камнем. Как она будет выстроена, так будет выстроена жизнь. Надо иметь правительство, подотчетное парламенту. Парламент должен быть подотчетен гражданам.

Никаких партийных списков! Нужно вернуться к системе одномандатных округов, и пусть политические партии борются там. Надо, чтобы депутат приезжал к своим избирателям, а не по спискам. Голосуют по спискам, а потом там меняют в администрации: не известно – вчера был один список, послезавтра будет другой список.

Нужен депутат, который будет приезжать к своим избирателям. Это формирует ответственность. Мы вернем политику на землю.

Республиканский еженедельник онлайн