Воскресенье , 20 апреля 2025

Бедный рай

По мировым запасам урана Казахстан на 2-м месте в мире, угля – на 8-м, нефти – на 11-м, золоту – на 13-м. Казалось бы, имея такие богатства, мы должны жить, как в раю.

Однако по уровню минимальной зарплаты мы на далёкой 89-ой строке мирового рейтинга. По качеству жизни, как следует из данных экспертов Numbeo, мы на предпоследнем 69-ом месте из 71 исследованной страны. Зато, по контрасту, по количеству миллиардеров Казахстан на ведущих позициях.

Недавно организация Oxfam опубликовала отчёт об усилении имущественного расслоения в мире. Например, общее состояние пятёрки богатейших людей Америки составляет более 6 % от бюджета США (0,3/4,7 трлн. долл.). Состояние же пятёрки отечественных миллиардеров, согласно данным финансового журнала, составляет более 60 % от бюджета Казахстана (16,8/27,8 млрд.долл.). При этом богатство наших олигархов – это больше четверти средств Нацфонда (16,8/61,6 млрд.долл.). Колоссальная сумма, особенно если учесть, что 2,5 млн. человек или 14 % населения Казахстана не имеют своего жилья, а значит практически лишены какого-либо стоящего имущества.

Звучит парадоксально, но, несмотря на глубокий кризис и девальвацию тенге, согласно того же финансового журнала, состояние наших миллиардеров с 2014 года увеличилось почти вдвое, с 9,1 до 16,8 млрд. долл. В противоположность этому, средняя зарплата в Казахстане снизилась на 40 %, с 717 до 437 долларов. Также уменьшились средства Нацфонда – с 77 до 61,6 млрд. долларов. А цены на одежду и продукты питания в стране поднялись почти вдвое.

Вместо того, чтобы заморозить цены, государство наоборот разрешило владельцам скважин и угольных шахт продавать газ, бензин и уголь на казахстанском рынке по мировым ценам. В результате чего карманы простых людей опустели, а счета бизнесменов пополнились на круглые суммы.

Это привело к дальнейшему росту проблемных кредитов в стране. По этому показателю, по данным рейтингового агентства Moody’s, Казахстан вышел на второе место среди стран СНГ. Чтобы как-то смягчить давление, государство объявило кредитную амнистию незащищённым слоям населения. Это хорошо, но обычно банки не рассматривают их заявки из-за низких доходов и отказывают в кредитах.

На цели кредитной амнистии государство выделило 105 млрд. тенге или менее одного процента от общей суммы всех кредитов в Казахстане (13,3 трлн. тенге). Это мало, если учесть, что на спасение акционеров банков государство, не задумываясь, выделило почти 3 трлн. тенге. Это в 30 раз больше, чем сумма кредитной амнистии для народа.

В прошлом году гордо заявили, что инвестиции в нашу страну растут, за первое полугодие они составили 12,2 млрд. долларов. Капнув глубже, выяснилось, что в три крупных южных региона, где проживает одна треть населения страны, объём вложений составил около одного процента от общей суммы инвестиций. То есть, практически ничего.

Естественно, что основные инвестиции пошли в нефтяные и горнорудные районы. Любой инвестор захочет вложиться, если видит, что можно заработать миллиарды. Но от этих инвестиций народу не становится лучше. Инвесторы экономят на зарплате наших специалистов, что уж говорить о народе.

Казалось бы, имея такую картину резкого расслоения между богатыми и бедными, государству нужно проводить мудрую социальную политику. Ничего подобного! Массово распродается госимущество, растёт стоимость образования и медицинского обслуживания, что ещё сильнее приводит к социальной напряжённости в обществе.

Рост экономики или ВВП – это не показатель качества жизни народа, это индикатор роста финансовых рейтингов владельцев скважин, карьеров и рудников. Поэтому нужно стремиться попасть в тридцатку развитых стран не по росту ВВП, а по уровню заработной платы!

Ержан ОРЫМБЕТОВ

Республиканский еженедельник онлайн