Понедельник , 7 июля 2025

Спецслужбы могут прослушивать телефоны граждан

proslГосу­дар­ствен­ные служ­бы без­опас­но­сти Казах­ста­на спо­соб­ны осу­ществ­лять пере­хват теле­фон­ных раз­го­во­ров, про­смат­ри­вать интер­нет-тра­фик и читать SMS и MMS-сооб­ще­ния сво­их граж­дан, инфор­ми­ру­ет CA-NEWS со ссыл­кой на доклад Гло­баль­но­го дви­же­ния за сво­бо­ду Интер­не­та Access.

Автор ново­го иссле­до­ва­ния об экс­пор­те и пере­про­да­же рос­сий­ской тех­но­ло­гии сле­же­ния стра­нам Цен­траль­ной Азии Питер Бор­ге­ла­ис (Peter Bourgelais) иссле­до­вал четы­ре стра­ны – Казах­стан, Таджи­ки­стан, Турк­ме­ни­стан и Узбе­ки­стан, где про­жи­ва­ют 55 мил­ли­о­нов человек.

«Госу­дар­ствен­ные служ­бы без­опас­но­сти Казах­ста­на спо­соб­ны осу­ществ­лять пере­хват теле­фон­ных ком­му­ни­ка­ций, осу­ществ­ля­е­мых посред­ством ста­ци­о­нар­ных теле­фо­нов, про­смат­ри­вать интер­нет-тра­фик, сла­бо струк­ту­ри­ро­ван­ные дан­ные, такие, как SMS, MMS и посты на фору­мах, а так­же осу­ществ­лять авто­ма­ти­зи­ро­ван­ное рас­по­зна­ва­ние голо­сов и лиц. У них есть неко­то­рые воз­мож­но­сти сле­же­ния за мобиль­ны­ми ком­му­ни­ка­ци­я­ми, а так­же пере­до­вые про­грамм­ные про­дук­ты для ана­ли­за дан­ных», – сооб­ща­ет автор исследования.

В докла­де гово­рит­ся, что в Казах­стане систе­ма слеж­ки яко­бы осу­ществ­ля­ет­ся при помо­щи тех­но­ло­гий СОРМ, как и в Узбе­ки­стане. СОРМ (Систе­ма опе­ра­тив­но-розыск­ных меро­при­я­тий) – рос­сий­ская раз­ра­бот­ка, вышед­шая из недр КГБ, кото­рая осу­ществ­ля­ет пере­хват теле­фон­ных раз­го­во­ров. По дан­ным Access, эта систе­ма была ско­пи­ро­ва­на по всей Цен­траль­ной Азии. Ее новые вер­сии спо­соб­ны осу­ществ­лять целе­вое про­слу­ши­ва­ние отдель­ных лиц во всех раз­но­вид­но­стях Интер­не­та и теле­фон­ных коммуникаций.

По дан­ным Access, постав­кой тако­го обо­ру­до­ва­ния и про­грамм­но­го обес­пе­че­ния зани­ма­ет­ся рос­сий­ская ком­па­ния МФИ-Софт, име­ю­щая офи­сы в Ниж­нем Нов­го­ро­де и Москве. В чис­ле сво­их кли­ен­тов МФИ-Софт через сво­е­го посред­ни­ка ALOE Systems ука­зы­ва­ет казах­стан­ские теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ком­па­нии Astel OJSC, JSC Nursat, а так­же на 51 про­цент при­над­ле­жа­щий госу­дар­ству «Казахте­ле­ком».

Центр рече­вых тех­но­ло­гий (рас­по­ло­жен­ная в Санкт-Петер­бур­ге ком­па­ния, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­ща­я­ся на экс­пер­ти­зе фоно­грамм речи) так­же яко­бы осу­ществ­лял свою дея­тель­ность в Казах­стане. Кро­ме того, в отче­те гово­рит­ся, что систе­ма Semantic Archive, раз­ра­бо­тан­ная мос­ков­ской ком­па­ни­ей «Ана­ли­ти­че­ские Биз­нес Реше­ния» (АБР), исполь­зу­ет­ся для чте­ния SMS, MMS-сооб­ще­ний, фору­мов, бло­гов и соци­аль­ных медиа.

Систе­мы, ана­ло­гич­ные Semantic Archive, раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся для сбо­ра инфор­ма­ции с раз­лич­ных источ­ни­ков в одну базу дан­ных с опти­ми­зи­ро­ван­ным поис­ком. В докла­де отме­ча­ет­ся, что этой систе­мой поль­зу­ет­ся «Казахте­ле­ком». Реклам­ная лите­ра­ту­ра АБР так­же упо­ми­на­ет несколь­ко важ­ных теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных ком­па­ний в реги­оне, таких, как МТС и бренд Вым­пел­Ко­ма «Билайн».

К ана­ло­гич­ным про­дук­там мож­но отне­сти систе­му Xfiles, раз­ра­бо­тан­ную рос­сий­ской ком­па­ни­ей i‑Teco, кото­рая в каче­стве сво­их парт­не­ров назы­ва­ет Мини­стер­ство юсти­ции Казах­ста­на, а так­же несколь­ко реги­о­наль­ных теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных компаний. 

Tengrinews.kz

РАССКАЗ-ФЭНТЕЗИ

В зоне без помех МЕГАБАСА

• Все сов­па­де­ния слу­чай­ны и не име­ют ника­ко­го отно­ше­ния к пла­не­те Зем­ля. Дело про­ис­хо­ди­ло на Марсе.

В этой стране аре­сты про­ис­хо­дят, кажет­ся, едва ли не еже­час­но. Впе­чат­ле­ние такое, буд­то пре­ступ­ни­ки раз­ве­лись, как тара­ка­ны. Что ими дви­жет, может, это напасть какая-то? Или людей сажа­ют за решет­ку за нали­чие мыс­лей, убеж­де­ний, обще­ние с «непра­виль­ны­ми», как счи­та­ют пра­ви­те­ли, сограж­да­на­ми? Так или ина­че, в этой стране аре­сты – обы­ден­ное дело. 

А начи­на­лось все очень про­сто. По мар­си­ан­ско­му лето­ис­чис­ле­нию при­мер­но 20 лет назад была созда­на схе­ма-систе­ма, где была опре­де­ле­на зона без помех. 

Что это зна­чит? Зона без помех – это зона ком­фор­та, где нуж­но думать и делать, как они, власть иму­щие. Не было в этой систе­ме места для выра­же­ния соб­ствен­но­го мне­ния, а для воль­но­дум­ства – тем паче. И если кто-то осме­ли­вал­ся выхо­дить за гра­ни пре­де­лы этой зоны, то на него тут же набра­сы­ва­лась армия бдя­щих. За послед­ствия никто не отве­чал, в луч­шем слу­чае «воль­но­ду­мец» отде­лы­вал­ся адми­ни­стра­тив­ным штра­фом. У них, на Мар­се, есть такой вид наказания. 

В этой стране была своя каста избран­ных и непри­ка­са­е­мых. Они на всю катуш­ку исполь­зо­ва­ли при­ви­ле­гии, предо­став­лен­ные им самым глав­ным и сия­ю­щим, един­ствен­ным и непо­вто­ри­мым (так он сам про себя думал). Зва­ли его, если пере­ве­сти на наш язык, – Мегабас.

В нача­ле сво­е­го пути, гово­рят в этой мар­си­ан­ской стране, он был таким, как все. Но при­дя к вла­сти через пре­да­тель­ство сво­е­го Учи­те­ля, он открыл свое истин­ное лицо. Ну, в общем как полу­чи­лось, так получилось. 

У Мега­ба­са, несо­мнен­но, было мно­го талан­тов. Самый глав­ный из всех – неве­ро­ят­ный талант кра­си­во гово­рить то, чего от него жда­ли и к месту. Обла­дал он и какой ‑то при­род­ной хариз­мой, за что его мно­гие люби­ли и почи­та­ли. А еще люби­ли за то, что он обе­щал або­ри­ге­нам сво­ей стра­ны раз­ви­тие язы­ка и куль­ту­ры. Потер­пи­те немно­го, зато потом я сде­лаю вас самы­ми глав­ны­ми на Мар­се, гово­рил он им. 

Або­ри­ге­ны обма­ну­лись. За 20 лет по мар­си­ан­ско­му исчис­ле­нию они прак­ти­че­ски рас­те­ря­ли все, что име­ли, все, что оста­ви­ли их пред­ки, а у них были очень вели­кие пред­ки. А в свою оче­редь они и сами не пере­да­ли моло­дым або­ри­ге­нам все то, что име­ли сами, чему учи­ли их вели­кие пред­ки. Поэто­му моло­дежь пред­по­чи­та­ла жить по пра­ви­лам не сво­им, а каких-то дру­гих дале­ких стран и в основ­ной сво­ей мас­се забы­ла о патриотизме. 

Но Мега­бас был масте­ром выс­ше­го пило­та­жа. За вре­мя сво­е­го прав­ле­ния сумел талант­ли­во нала­дить отно­ше­ния с наи­выс­шей кастой пла­не­ты. Они, конеч­но, на него не насе­да­ли, пото­му что в их руках была могу­ще­ствен­ная сила, и без их раз­ре­ше­ния он не мог само­сто­я­тель­но при­ни­мать реше­ния. Избран­ная мест­ная каста его стра­ны име­ла все мате­ри­аль­ные бла­га (лета­ю­щие, пол­за­ю­щие, бега­ю­щие, пла­ва­ю­щие тарел­ки послед­ней моде­ли), и даже недви­жи­мость в более элит­ной части пла­не­ты. Но там часто шли дожди и были дурац­кие нало­ги. Ино­гда они дума­ли: зачем мне столь­ко таре­лок? – но потом быст­ро оду­мы­ва­лись: мол, при­го­дят­ся, мало ли какие вре­ме­на настанут. 

В касте прак­ти­че­ски не было умных. Мега­бас все­гда был наче­ку, он не любил умных, он любил испол­ни­тель­ных, даже раб­ски испол­ни­тель­ных, чтоб цело­ва­ли ему руки и изги­ба­лись в подо­бо­страст­ном поклоне. Что­бы все виде­ли и зна­ли, кто в стране глав­ный. Часто ему в голо­ву при­хо­ди­ли раз­ные ком­би­на­ции, кото­рые радо­ва­ли его, да и граж­да­нам стра­ны чтоб не было скуч­но жить. Одна из послед­них ком­би­на­ций – это когда он сам велел избрать себя досроч­но. Каста апло­ди­ро­ва­ла стоя. А ему все рав­но скуч­но. Да и каста избран­ных ста­ла раз­дра­жать его со сво­и­ми мно­го­чис­лен­ны­ми род­ствен­ни­ка­ми. Ино­гда он даже поду­мы­вал: может, сирот набрать? Но создав схе­му-систе­му, он ее уже не кон­тро­ли­ро­вал, слиш­ком мно­гое поз­во­лял сво­им люби­мым вас­са­лам на местах. 

К тому же мар­си­ан­ские года идут, уж не так быст­ро стал на сооб­ра­же­ния пре­ста­ре­лый Мега­бас, а касте сла­бость пока­зы­вать нель­зя, они же ста­ли, как стер­вят­ни­ки, того и ждут, чтоб он совсем стал немощен. 

«Я умный, я силь­ный и самое глав­ное – я хит­рый», – вну­шал он себе каж­дое утро. Но мар­си­ан­ская при­ро­да бра­ла свое. С года­ми он стал немно­го сен­ти­мен­таль­нее, на него ино­гда нака­ты­ва­лась вол­на эмо­ций. Он стал спра­ши­вать у себя: пра­виль­но ли я все делал? Вро­де, – да, супер-каста пла­не­ты доволь­на, все, что я им обе­щал, – сде­лал, ведь я муд­рый пра­ви­тель и сло­во свое держу. 

… Но вдруг что-то боль­но коль­ну­ло в серд­це (в веч­ных и неустан­ных забо­тах о сво­ей супер-касте он даже забыл, было ли у него серд­це): что же я сде­лал с або­ри­ге­на­ми, я ведь тоже або­ри­ген, даже если луч­ший и сия­ю­щий – но або­ри­ген. В голо­ве запуль­си­ро­ва­ло: меня обма­ну­ла выс­шая каста пла­не­ты, как же так я им верил, они оста­ви­ли моих род­ных або­ри­ге­нов ни с чем, как же они будут даль­ше жить, что им делать, что делать мне? И сам себе ска­зал: пока я жив, мне нуж­но раз­ру­шить эту систе­му. Но с кем? Не с кем. Мест­ная каста не спо­соб­на, да и моз­ги у нее толь­ко под лета­ю­щие тарел­ки зато­че­ны. Здесь нуж­ны мас­штаб­ные и умные, самое глав­ное – пат­ри­о­тич­ные аборигены.
И вдруг он проснулся…

Ева КАЗАКБАЕВА

(Про­дол­же­ние следует)

Республиканский еженедельник онлайн