- Наш постоянный автор, президент Казахской академии спорта и туризма, профессор Кайрат Закирьянов подготовил новое издание своей книги «Только эта жизнь имеет цену». Предлагаем вниманию читателей одну из ее глав, затрагивающую, на наш взгляд, тему преданности ученика делу своего учителя.
Белинский считал, что если ученик будет видеть в учителе всезнающего оракула, то он никогда не сможет подняться выше его. По его мнению, всякую вещь, которую хочешь принять на вооружение, нужно осмыслить и пропустить через все клетки своего мозга. Галилео Галилей признавался: «Аристотель научил меня удовлетворять свой разум только тем, в чем убеждают меня рассуждения, а не только авторитет учителя».
В каком-то смысле ученик всегда находится в более выгодном положении нежели учитель, поскольку живет уже в другое время, когда мир обогатился новыми научными открытиями и фактами. Мне очень нравится стихотворение Микеланджело, смысл которого – тот, кто идет за другими, никогда их не опередит, и что ученик есть продукт своего творца, учителя:
Творение может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Уже более пяти веков творения Микеланджело, будь то полотна, монументальные фрески или грандиозные архитектурные сооружения, согревают сердца миллионов его поклонников. Но и тысячи благодарных его учеников, многие из которых создали не менее известные шедевры, тоже войдут в золотой фонд человечества.
Рассуждая об отношениях учителя и ученика, мы не можем не коснуться вопросов благодарности, преемственности и, если хотите, преданности ученика делу своего учителя. Вспоминается далекий 1986 год, когда в течении 20 минут политбюро ЦК КП Казахстана отстранило Динмухамеда Ахмедовича Кунаева с должности первого руководителя Казахстана, назначив на его место малоизвестного российского деятеля Геннадия Колбина. Молодежь Казахстана, несогласная с решением московского начальства, вышла на площадь. Когда там пролилась кровь и пошли разборки, Динмухамеда Кунаева обвинили в организации беспорядков, а его помощника Дюсетая Бекежанова арестовали.
Мой друг, полковник полиции Сейдолла Сулейменов рассказывал, что фактически находившийся под домашним арестом Кунаев пригласил его к себе. Динмухамед Ахмедович сказал, что следователи пытаются убедить его в том, что помощник «раскололся» и свидетельствует против него о якобы многочисленных коррупционных нарушениях. Кунаев хотел знать – соответствует ли это истине?
Встретившись с помощником в камере СИЗО КГБ, Сейдолла Алмагамбетович услышал от Бекежанова, что он скорее принесет в жертву своих детей, чем предаст шефа. Когда Динмухамед Ахмедович узнал об этом, у него повлажнели глаза. Он сказал, что не ожидал другого ответа.
А возьмите, к примеру, начальника его личной охраны Амангельды Шабдарбаева. Он, единственный из членов его команды, не оставил Кунаева в трудную минуту.
Расскажу случай, связанный с Чингисханом, имеющий прямое отношение к нашему рассказу. Когда будущий Потрясатель Вселенной усилился, многие хотели примкнуть к нему, стать членом его команды. И однажды некие люди, пленив главу своего рода, который был противником Чингисхана, привели его к нему, надеясь таким образом получить от него награду и место под солнцем. Чингисхан со словами «Предав однажды своего Повелителя, вы предадите и меня», велел казнить их.
К сожалению, я мало знаю генерала Шабдарбаева, но мне рассказывали про его своенравный, независимый характер. Он мог без обиняков высказать свое мнение и первому лицу государства, наперед зная, что это ему не понравится. Именно о таких людях Екатерина II Великая сказала: «Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество при случае вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости». Так вот, позже Амангельды Смагулович получил приглашение на работу от новых властей, занимал различные высокие должности, в том числе возглавлял личную охрану Н.А. Назарбаева и стал председателем Комитета национальной безопасности.
Что касается человеческого характера, то еще Наполеон считал его наряду с гением и удачей главной составляющей величия человека, а американский бизнесмен XIX века Чарльз Шваб был убежден: «Характер для человека – это то же, что и запах для цветка».
Я горжусь, что получил хорошее математическое образование в своей альма-матер КазГУ имени Аль-Фараби, продолжил его в институте математики Сибирского отделения Академии наук СССР, сейчас я занимаюсь великой историей своего народа. Моим учителем и наставником был тоже не историк по образованию, кандидат технических наук Калибек Данияров, который своими книгами разбудил в казахстанском обществе и во мне интерес к альтернативной истории нашей страны. Авторитет Калибека Кайрбаевича в ученом мире на меня не давил, я знакомился со многими другими исследователями и их трудами, и может быть в каком-то смысле мои исторические труды в чем-то уже превзошли наследие моего наставника. А самое главное, этот мужественный человек, который в тяжелые времена застоя и мракобесия бросил вызов официальной политике и науке, заявив, что Чингисхан не монгол, а казах, наверное, рад за меня.
Кайрат ЗАКИРЬЯНОВ