Пятница , 4 июля 2025

ПРОЦЕСС «БЕКА»

Что вскрыла трагедия с «Фоккером» и что пытаются скрыть после нее

  • Ран­нее утро 27 декаб­ря 2019 года навсе­гда оста­нет­ся в исто­рии Казах­ста­на утром тра­ге­дии – осо­бен­но для постра­дав­ших и близ­ких тех, для кого оно ста­ло послед­ним в жиз­ни. Сей­час парал­лель­но про­во­дят­ся рас­сле­до­ва­ние авиа­ка­та­стро­фы спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми орга­на­ми и след­ствен­ные дей­ствия МВД. Мы тоже нач­нем свое жур­на­лист­ское рас­сле­до­ва­ние, что­бы выяс­нить не столь­ко при­чи­ну ЧП, сколь­ко то, как она была допу­ще­на. И пер­вое вни­ма­ние, по понят­ным при­чи­нам, заслу­жи­ва­ет сама авиа­ком­па­ния «Бек Эйр».

Взлет «Бек Эйра»

Осо­бен­но­стью казах­стан­ских рас­сле­до­ва­ний (пра­ви­тель­ствен­ных, уго­лов­ных или еще каких-то) явля­ет­ся то, что боль­шин­ство из них про­во­дит­ся пост фак­тум – после тра­ге­дии. Рус­ская посло­ви­ца «Пока гром не гря­нет, мужик не пере­кре­стит­ся» хоро­шо под­хо­дит. Одна­ко и после­ду­ю­щие раз­би­ра­тель­ства тоже ред­ко при­во­дят к кар­ди­наль­но­му реше­нию про­блем. Мак­си­мум, могут нака­зать «свар­щи­ка», про­ве­сти про­вер­ки (вслед­ствие чего лишь под­ни­мет­ся тариф взя­ток) и в отдель­ных слу­ча­ях вле­пить стро­гий выго­вор сред­не­му чинов­ни­ку или про­ве­сти кад­ро­вую роки­ров­ку на выше­сто­я­щем уровне. Это все.

Меж­ду тем, мно­гие тра­ге­дии и пре­ступ­ле­ния вскры­ва­ют целые пла­сты про­блем госу­дар­ствен­но­го и обще­ствен­но­го уров­ней, и к это­му раз­ря­ду отно­сит­ся авиа­ка­та­стро­фа в аэро­пор­ту Алма­ты, про­изо­шед­шая за несколь­ко дней до Ново­го года. Рас­сле­до­ва­ние идет пол­ным ходом, но в неко­то­рых СМИ и соц­се­тях спе­шат с выво­да­ми, сво­дя­щи­ми­ся к тому, что «Бек Эйр» и его руко­вод­ство нисколь­ко не винов­но в про­ис­ше­ствии. Нево­ору­жен­ным гла­зом вид­ны все попыт­ки обе­лить имидж авиа­ком­па­нии, а все попыт­ки про­ве­сти жур­на­лист­ское рас­сле­до­ва­ние или про­сто непред­взя­то разо­брать­ся в том, «отку­да рас­тут ноги» у «БЭ» рас­це­ни­ва­ют­ся в каче­стве анга­жи­ро­ван­ных пуб­ли­ка­ций и про­даж­ной жур­на­ли­сти­ки. В общем, на воре и шап­ка горит.

Мы не будем зале­зать в тай­ны след­ствия и тем более мешать ему. Точ­но так же, не ста­нем пред­став­лять из себя спе­ци­а­ли­стов по авиа­ции, аэро­ди­на­ми­ке или чему-то подоб­но­му. Про­сто попы­та­ем­ся разо­брать­ся со сло­жив­шей­ся ситу­а­ци­ей, поль­зу­ясь откры­той инфор­ма­ци­ей, в том чис­ле, исхо­дя­щей из руко­вод­ства «Бек Эйр». Но для пол­но­го пони­ма­ния нуж­но корот­ко про­бе­жать­ся по исто­рии этой компании.

Роди­лась она в 1999 году как авиа­ком­па­ния, обслу­жи­ва­ю­щая биз­нес-дже­ты. То есть, это чисто ком­мер­че­ская орга­ни­за­ция, кли­ен­та­ми кото­рых были фир­мы и граж­дане, пред­по­чи­та­ю­щие VIP-поле­ты. Появ­ле­ние этой аэро­фир­мы сов­па­да­ет с при­хо­дом Сары­бая Калмур­за­е­ва в руко­вод­ство адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та. Может быть сов­па­де­ние, но имен­но его сына Нур­бо­ла Султа­на назы­ва­ли глав­ным акци­о­не­ром АО «Бек Эйр». Но вме­сте с тем несе­рьез­но думать, что срав­ни­тель­но моло­дой «биз­нес­мен» явля­ет­ся таким же могу­ще­ствен­ным, как его отец. Тем более, Сары­бай Сул­та­но­вич перед смер­тью впал в неми­лость, что не мог­ло не ска­зать­ся и на акти­вах его сына. Поэто­му мож­но пред­по­ло­жить, что г‑н Сул­тан был толь­ко номи­наль­ным вла­дель­цем, про­сто дер­жа­те­лем акций – точ­но так же, как и нынеш­ний «един­ствен­ный акци­о­нер» некий Сакен Жарким­ба­ев.

Сре­ди акци­о­не­ров еще несколь­ко лет назад назы­ва­ли под­дан­ных Нидер­лан­дов – по неко­то­рым дан­ным, топ-мене­дже­ров авиа­за­во­да Fokker, кото­рые после его банк­рот­ства пере­бра­лись в дру­гие авиа­ком­па­нии. Напри­мер, Карст Лин­дер­бум тру­дил­ся дирек­то­ром по про­да­жам в нидер­ланд­ской ком­па­нии, кото­рая про­да­ла «Бек Эйру» несколь­ко «фок­ке­ров» в лизинг. Потом он в амстер­дам­ской прес­се шум под­ни­мал – мол, казах­ское пра­ви­тель­ство меша­ет раз­ви­вать­ся част­ной авиа­ком­па­нии. Но это уже дру­гая исто­рия, не будем отвле­кать­ся. Но насчет помех и помо­щи сто­ит обра­тить вни­ма­ние на девиз, кото­рый раз­ме­щен на офи­ци­аль­ном сай­те «БЭ»: «Не надо нам помо­гать – про­сто не нуж­но нам мешать, и мы все сде­ла­ем сами!».

«Спу­тан­ный след»

Навер­ное, мы не откро­ем боль­шо­го сек­ре­та, если ска­жем, что для откры­тия в Казах­стане авиа­ком­па­нии нуж­на опре­де­лен­ная «кры­ша». В неко­то­рых слу­ча­ях она и явля­ет­ся тене­вым вла­дель­цем ком­па­нии или же про­сто заби­ра­ет часть при­бы­ли. Кста­ти, быту­ет мне­ние, что воз­душ­ные лай­не­ры оли­гар­хи и ФПГ дер­жат не толь­ко для при­бы­ли и пре­сти­жа, но и «на вся­кий пожар­ный слу­чай» – что­бы быст­ро и без про­блем поки­нуть пре­де­лы стра­ны. А пока до это­го не дошло, само­ле­ты исполь­зу­ют­ся для заработка.

Граж­дан­ской авиа­ци­ей «Бек Эйр» стал зани­мать­ся с 2011 года и начал демон­стри­ро­вать завид­ный рост, через три-четы­ре года уве­рен­но заняв тре­тье место по пере­воз­кам пас­са­жи­ров. Прав­да, неред­ко это дела­лось за счет нещад­ной экс­плу­а­та­ции лет­ной тех­ни­ки (самой ста­рой по сред­не­му воз­рас­ту сре­ди ком­па­ний-лиде­ров неба) и эки­па­жей. Но кто сего­дня об этом вспом­нит? Хотя в эти дни напо­ми­на­ли о собы­ти­ях четы­рех­лет­ней дав­но­сти, когда «БЭ» не захо­те­ла про­хо­дить меж­ду­на­род­ную сер­ти­фи­ка­цию, а в соц­се­тях вдруг появи­лось дви­же­ние «Живи, Бек Эйр!». Вот так ком­па­ния выжи­ла (скан­дал сам собой улег­ся), а 11 пас­са­жи­ров и коман­дир эки­па­жа рей­са №2100 – нет.

Тогда, меж­ду про­чим, на защи­ту «бек­эй­ров­цев» вста­ла НПП «Ата­ме­кен», воз­глав­ля­е­мая, как извест­но, Тиму­ром Куле­ба­е­вым. Может быть, никто об этом не вспом­нил и не стал ассо­ци­и­ро­вать эту авиа­ком­па­нию с могу­ще­ствен­ным зятем пер­во­го пре­зи­ден­та, но уже вече­ром 27 декаб­ря «Ата­ме­кен» поспе­шил дез­аву­и­ро­вать преж­ние заяв­ле­ния, заявив, что все­гда высту­пал за без­опас­ность поле­тов. Очень свое­вре­мен­ный и точ­но уж пре­вен­тив­ный ход. Точ­но так же сей­час руко­вод­ство «БЭ» ста­ра­ет­ся спих­нуть с себя вину, не дожи­да­ясь выво­дов рас­сле­до­ва­ния. Как гово­ри­лось выше, для это­го исполь­зу­ют­ся неко­то­рые СМИ и бло­ге­ры, кото­рые долж­ны вну­шить обще­ству нуж­ную вер­сию авиа­ка­та­стро­фы. По край­ней мере, такое впе­чат­ле­ние складывается.

Сто­ит под­черк­нуть, что пред­се­да­тель прав­ле­ния АО «Бек Эйр» Нур­лан Жума­сул­та­нов появил­ся перед прес­сой (да и то в закры­том режи­ме) толь­ко через трое суток после ЧП, объ­яс­нив все это шоком. Воз­мож­но, про­сто нече­го было ска­зать и выдви­нуть какую-то вер­сию. Поэто­му появи­лись вари­ан­ты с вих­ре­вы­ми пото­ка­ми от преды­ду­ще­го лай­не­ра (спут­ный след), взле­тев­ше­го почти за 2 мину­ты до обре­чен­но­го «Фок­ке­ра». Но мы дого­во­ри­лись не лезть в дела авиа­ци­он­ные, тем более, что и без них вокруг это­го тра­ге­дии мно­го чего, что надо тща­тель­но исследовать.

Впро­чем, вер­сия со спут­ным сле­дом даже у обы­ва­те­лей не вызы­ва­ет дове­рия – во мно­гих аэро­пор­тах мира само­ле­ты взле­та­ют в разы чаще, а во всей исто­рии авиа­ции не зафик­си­ро­ва­но ни одно­го слу­чая, когда «взлет­ный вихрь» при­вел бы к гибе­ли само­ле­та. Дру­ги­ми сло­ва­ми, спу­тан­ный след какой-то полу­чил­ся у Жумасултанова.

В общем, созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что сей­час мно­гое дела­ет­ся для того, что­бы уве­сти вни­ма­ние от самой ком­па­нии. А если быть точ­нее, от ком­па­нии ком­па­ний – фирм со сло­во­со­че­та­ни­ем «Бек Эйр» в назва­нии заре­ги­стри­ро­ва­но шесть штук (в том чис­ле и АО), и это не счи­тая дру­гих аффи­ли­ро­ван­ных пред­при­я­тий, как напри­мер «Бек 1». Корот­ко гово­ря, это какой-то замыс­ло­ва­тый авиа­хол­динг с явно под­став­ны­ми лица­ми в каче­стве вла­дель­цев и руководителей.

Отго­лос­ки коррупции

Вооб­ще, край­няя непро­зрач­ность ком­па­нии по части вла­дель­цев застав­ля­ет подо­зре­вать ее в нали­чие и дру­гих гре­хов. Вот где хоро­шо было бы поко­пать­ся фис­каль­ным орга­нам или, ска­жем, анти­кор­руп­ци­он­щи­кам. Это, конеч­но же, из обла­сти фан­та­сти­ки. Тем более, сам Жума­сул­та­нов часто и нароч­но вспо­ми­на­ет, что он из быв­ших пол­ков­ни­ков КНБ. Впро­чем, как извест­но, быв­ших не быва­ет. Да и были сви­де­тель­ства оче­вид­цев, что свя­зи в пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нах исполь­зо­ва­лись для веде­ния «биз­не­са» и запу­ги­ва­ния потен­ци­аль­ных кон­ку­рен­тов. Это, в част­но­сти, отно­сит­ся к ком­па­нии «Бек Эйр Сер­вис», кото­рая зани­ма­лась обслу­жи­ва­ни­ем биз­нес-дже­тов и, по неко­то­рым све­де­ни­ям, лихо накру­чи­ва­ла цену на авиа­ци­он­ный керосин.

Мож­но, а точ­нее, нуж­но про­ве­сти рас­сле­до­ва­ние по пово­ду того, как охран­ная зона вокруг аэро­пор­та пре­вра­ти­лась в кот­те­дж­ные город­ки. Тем более, что сам Жума­сул­та­нов утвер­жда­ет, что если бы не зло­по­луч­ный дом, то смер­тей на бор­ту его само­ле­та не было бы. Кста­ти, он гово­рил и про то, что выпла­ты его ком­па­ни­ей про­из­во­дят­ся, но на самом деле ока­за­лось, что это тоталь­ная бюро­кра­тия, и у постра­дав­ших тре­бу­ют огром­ную кипу бумаг, что­бы начать выпла­чи­вать ком­пен­са­цию. Боят­ся пере­пла­тить? Впро­чем, мно­гие из тех, кто при­об­рел биле­ты у зло­по­луч­ной ком­па­нии, до сих пор не могут вер­нуть день­ги даже за них- в свя­зи с отме­ной всех полетов.

Когда горе объединяет

Но, как бы ни зву­ча­ло, есть во всем этом и неко­то­рые поло­жи­тель­ные момен­ты – нет худа без добра, как гово­рит­ся. Тра­ге­дия с «Фок­ке­ром» пока­за­ла, что наше обще­ство еще не так зачерст­ве­ло, как при­ня­то думать. Не дожи­да­ясь при­зы­ва, тыся­чи граж­дан с само­го утра выстра­и­ва­лись в оче­ре­ди в пунк­ты сда­чи кро­ви в Алма­ты и Кас­ке­лене. На месте ЧП и рядом с ним мест­ные жите­ли при под­держ­ке мече­ти устро­и­ли для спа­са­те­лей, поли­цей­ских и сол­дат горя­чее пита­ние. Сра­зу несколь­ко алма­тин­ских ресто­ра­нов орга­ни­зо­ва­ли достав­ку пита­ния вра­чам боль­ниц, куда достав­ля­лись постра­дав­шие. При­чем все это про­ис­хо­ди­ло без указ­ки свер­ху и како­го бы то ни было пиара.

Так­же мно­гие орга­ни­за­ции ста­ли отка­зы­вать­ся от ново­год­них кор­по­ра­ти­вов, а ресто­ра­ны не штра­фо­ва­ли за такие отме­ны. И было это еще до офи­ци­аль­но­го объ­яв­ле­ния тра­у­ра. Кро­ме это­го,  заме­че­но, что и само празд­но­ва­ние Ново­го года в Алма­ты да и дру­гих горо­дах про­шло менее шум­но. Мно­гие это свя­зы­ва­ют имен­но с неко­то­рой внут­рен­ней соли­дар­но­стью с семья­ми погиб­ших и постра­дав­ших в авиакатастрофе.

Есть и дру­гие момен­ты. Но хоте­лось бы оста­но­вить­ся на том, что эта тра­ге­дия долж­на стать для всех нас уро­ком – в первую оче­редь, для вла­стей и про­филь­ных орга­нов. И пусть это будет послед­нее авиа­про­ис­ше­ствие в исто­рии Казах­ста­на, и нам боль­ше не при­дет­ся зани­мать­ся жур­на­лист­ским рас­сле­до­ва­ни­ем «око­ло­авиа­ци­он­ных» дел раз­ной сте­пе­ни мут­но­сти – на фоне тоталь­но­го обще­ствен­но­го недо­ве­рия офи­ци­аль­но­му следствию.

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн