Пятница , 4 июля 2025

УЛЕТЕТЬ от наказания

Почему отмалчиваются чиновники, и кто ответит за крушение «Фоккера»?

Многие наблюдатели отмечают сравнительно быструю реакцию президента Касым-Жомарта Токаева на авиакатастрофу в алматинском аэропорту. Был объявлен траур и создана правительственная комиссия, которая работает, и пока к ней претензий особых нет. Однако на этом представители власти «поймали тишину». С чем это связано? Тоже до сих пор не могут выйти из шока, как руководство АО «Бек Эйр»? Или они соблюдают «корпоративную этику», не подставляя своих?

Заго­вор молчания

Дей­стви­тель­но, затя­нув­ша­я­ся «мину­та мол­ча­ния» со сто­ро­ны власть иму­щих выгля­дит, по мень­шей мере, стран­но. Рабо­та пра­ви­тель­ствен­ной комис­сии и пери­о­ди­че­ские выступ­ле­ния вице-пре­мье­ра Рома­на Скля­ра здесь не в счет. Хотя нуж­но учи­ты­вать тот момент, что рабо­ту этой комис­сии нель­зя назвать про­зрач­ной и откры­той. Пред­ло­же­ния о вхож­де­нии в ее состав пред­ста­ви­те­лей обще­ствен­но­сти и граж­дан­ско­го сек­то­ра не нашли откли­ка, поэто­му с каж­дым разом воз­ни­ка­ют допол­ни­тель­ные вопро­сы, кото­рые полу­ча­ет­ся зада­вать толь­ко во вре­мя оче­ред­но­го ред­ко­го брифинга.

В про­шлый раз мы отме­ти­ли без­дей­ствие авиа­ци­он­ной про­ку­ра­ту­ры в лице ее руко­во­ди­те­ля по Алма­ты Серик­ба­е­ва. Неза­ви­си­мо от выво­дов рас­сле­до­ва­ния авиа­про­ис­ше­ствия он дол­жен был быть хотя бы на вре­мя отстра­нен от долж­но­сти, в том чис­ле и для того, что­бы не мог ока­зы­вать дав­ле­ние или «зати­рать сле­ды», исполь­зуя слу­жеб­ное поло­же­ние. По-хоро­ше­му же Серик­ба­ев мог сам подать в отстав­ку или, в край­нем слу­чае, уйти в отпуск без содер­жа­ния. Но, судя по все­му, ему это даже в голо­ву не при­хо­ди­ло, как и всем дру­гим чинов­ни­кам, име­ю­щим пря­мое или кос­вен­ное отно­ше­ние к ЧП.

Это и не уди­ви­тель­но – сей­час боль­шин­ство из них заня­то соб­ствен­ной без­опас­но­стью и тем, что­бы на них даже тень подо­зре­ния не упа­ла. В основ­ном эта так­ти­ка мол­ча­ния, но неко­то­рые пыта­ют­ся пре­вен­тив­но ото­дви­нуть от себя вину, оправ­ды­ва­ясь или «пере­во­дя стрел­ки» на дру­гих. Здесь даже саму авиа­ком­па­нию «Бек Эйр» не обя­за­тель­но при­во­дить в при­мер. Напом­ним, что НПП «Ата­ме­кен» уже в день авиа­ка­та­стро­фы заяви­ла о том, что высту­па­ет исклю­чи­тель­но за без­опас­ность поле­тов, хотя несколь­ко лет назад высту­па­ла в под­держ­ку «БЭ». Раз­лич­ные кон­тро­ли­ру­ю­щие же орга­ны, начи­ная с КГА и закан­чи­вая той же про­ку­ра­ту­рой, сво­и­ми дей­стви­я­ми и без­дей­стви­ем демон­стри­ру­ют, что они здесь вооб­ще ни при чем.

Ниче­го суще­ствен­но­го мы не услы­ша­ли от «народ­ных избран­ни­ков», сена­то­ров или депу­та­тов мас­ли­ха­та Алма­ты и обла­сти. Не гово­ря уже о руко­во­ди­те­лях про­филь­ных ведомств – для них «гово­ря­щей голо­вой» стал толь­ко г‑н Скляр. Мож­но было опять при­ве­сти в при­мер реак­цию руко­вод­ства Укра­и­ны, когда оно прак­ти­че­ски в пол­ном соста­ве при­е­ха­ло про­во­дить в послед­ний путь погиб­ших сограж­дан в само­ле­те «МАУ», сби­том иран­ской раке­той, но не будем это­го делать – там дру­гое отно­ше­ние вла­сти к наро­ду и наро­да к власти.

Про «бер­кут­чи»

Но есть и дру­гая при­чи­на мол­ча­ния. В нашем рас­сле­до­ва­нии мы уже отме­ча­ли, что к авиа­ком­па­нии «Бек Эйр» могут иметь отно­ше­ние вли­я­тель­ные лица стра­ны, скры­тые за под­став­ны­ми и фор­маль­ны­ми «акци­о­не­ра­ми». Одна­ко име­на неко­то­рых из них все же про­скаль­зы­ва­ют в доку­мен­тах с откры­тым доступом.

Наша кол­ле­га Айнур Коски­на тоже про­ве­ла рас­сле­до­ва­ние и выяс­ни­ла инте­рес­ные дета­ли. Так, напри­мер, это каса­ет­ся пра­ви­тель­ствен­ной авиа­ком­па­нии «Бер­кут», дата рож­де­ния кото­рой «слу­чай­но» прак­ти­че­ски сов­па­да­ет с датой появ­ле­ния на свет само­го «Бек­Эйр». Здесь сле­ду­ет напом­нить, что пер­во­на­чаль­но и в тече­ние после­ду­ю­щих дюжи­ны лет «БЭ» зани­ма­лась толь­ко пред­ста­ви­тель­ски­ми авиа­пе­ре­воз­ка­ми, так назы­ва­е­мым «биз­нес-дже­том». Так­же нуж­но вспом­нить инфор­ма­цию о том, что пол­ков­ник КНБ в отстав­ке Нур­лан Жума­сул­та­нов, кото­рый назы­ва­ет эту авиа­ком­па­нию сво­ей, тоже имел пря­мое отно­ше­ние к «Бер­ку­ту» – когда в СОПе служил.

Даль­ше еще инте­рес­нее. Мы уже не раз гово­ри­ли, что истин­ных вла­дель­цев «Бек­Эйр» труд­но най­ти в сво­бод­ном досту­пе, одна­ко неко­то­рые извест­ные лица все же мель­ка­ли сре­ди учре­ди­те­лей ком­па­ний, вхо­дя­щих в свое­об­раз­ный авиа­хол­динг «Бек Эйра». Сре­ди них Яков Клеба­нов – сын извест­ной в стране четы Алек­сандра и Дарьи Кле­ба­но­вых. Мож­но было поду­мать, что Яков (пред­став­ляя инте­ре­сы роди­те­лей) про­сто явля­ет­ся неким «про­цент­щи­ком», кото­рых мож­но встре­тить в любой боль­шой ком­мер­че­ской фир­ме с «кры­шей» из власть иму­щих. Но ока­за­лось, что его отец, 56-лет­ний Алек­сандр Яко­вле­вич, вхо­дя­щий в 20-ку оте­че­ствен­но­го «Форб­са», отдал авиа­ции 10 лет сво­ей жиз­ни. С 1996 по 2000 годы он зани­мал долж­ность дирек­то­ра пред­ста­ви­тель­ства ком­па­нии Airfinance Europe LTD в РК, а потом на про­тя­же­нии шести лет воз­глав­лял тот самый «Бер­кут».

Вот таким «бер­кут­чи» ока­зал­ся это оли­гарх. И это, по всей види­мо­сти, толь­ко один из тех, кто име­ет от «Бек Эйра». Мож­но пред­по­ло­жить, что и дру­гие «при­двор­ные нуво­ри­ши» в этом заме­ша­ны таким или иным обра­зом. Тем более, как мы уже отме­ча­ли в преды­ду­щих мате­ри­а­лах, в юри­ди­че­ском плане с этой авиа­ком­па­ни­ей пол­ная чехар­да. Поми­мо того, что заре­ги­стри­ро­ва­но от 6 до 10 ком­па­ний с «Беком» в назва­нии, так они еще сме­ня­ют одна дру­гую каж­дые пару-трой­ку лет, а заод­но меняя учре­ди­те­лей (пусть даже фик­тив­ных). Как тут не поду­ма­ешь, что все это нуж­но для того, что­бы заме­сти следы.

Лет­ная непригодность

Впро­чем, есть надеж­да, что рас­сле­до­ва­ние в отно­ше­нии «Бек Эйра» выявит если не все, то боль­шин­ство нару­ше­ний, кото­ры­ми не брез­го­ва­ли в авиа­ком­паш­ке. Дру­гое дело, конеч­но, кто и в какой сте­пе­ни поне­сет нака­за­ние, а так­же, как упо­ми­на­лось в нача­ле мате­ри­а­ла, будут ли при­вле­че­ны к ответ­ствен­но­сти те, кто по сво­е­му долж­ност­но­му поло­же­нию дол­жен был предот­вра­тить эти самые нару­ше­ния. Ведь в кон­це кон­цов речь идет не о гряз­ных пол­ках в овощ­ном ларь­ке и даже не об огне­ту­ши­те­ле в машине.

В нача­ле этой неде­ли сре­ди СМИ был рас­про­стра­нен обшир­ный пресс-релиз, состав­лен­ный АО «Авиа­ци­он­ная адми­ни­стра­ция Казах­ста­на» (ААК). Одна­ко был и дру­гой, более рас­ши­рен­ный вари­ант, кото­рый был адре­со­ван непо­сред­ствен­но ком­па­нии «Бек Эйр» и под­пи­сан самим ген­ди­рек­то­ром ААК Пите­ром Гриф­фет­сом. Это доволь­но вну­ши­тель­ный доку­мент, напи­сан­ный в дипло­ма­тич­ной, но насто­я­тель­ной фор­ме, ука­зы­ва­ю­щей на ряд выяв­лен­ных про­вер­кой нару­ше­ний. Имен­но на них обра­ти­ли вни­ма­ние прак­ти­че­ски все казах­стан­ские и неко­то­рые ино­стран­ные масс-медиа. Кста­ти, про­вер­ка про­во­ди­лась сов­мест­но с пред­ста­ви­те­ля­ми ком­па­нии Rolls Royce, про­из­во­див­шей дви­га­те­ли для Fokker-100.

По резуль­та­там про­вер­ки выяс­ни­лось, что в авиа­ком­па­нии меня­лись и пере­став­ля­лись агре­га­ты дви­га­те­лей, а таб­лич­ки с опи­са­ни­ем на них отсут­ство­ва­ли (как на угнан­ных или само­дель­ных маши­нах), в свя­зи с чем «иден­ти­фи­ка­ция дви­га­те­лей не может быть про­ве­ре­на, так­же не могут быть под­твер­жде­ны их дей­стви­тель­но нара­бо­тан­ные часы и цик­лы». Кро­ме это­го, Rolls Royce сооб­щи­ла, что с тех пор, как эти само­ле­ты посту­пи­ли в экс­плу­а­та­цию в Казах­стан, к ним не посту­па­ла инфор­ма­ция о капи­таль­ном ремон­те дан­ных двигателей.

Так­же было выяв­ле­но мно­же­ство дру­гих нару­ше­ний, таких как ста­тус ELT (ава­рий­ный радио­ма­як), недо­ста­точ­ность про­ти­во­по­жар­ной защи­ты гру­зо­вых отсе­ков, нехват­ка спа­са­тель­ных жиле­тов и так далее. К это­му мож­но доба­вить сомне­ния про­ве­ря­ю­ще­го орга­на в доста­точ­ной под­го­тов­ке лет­чи­ков для поле­тов в зим­нее вре­мя. А что каса­ет­ся основ­ной на сего­дняш­ний день вер­сии гибе­ли само­ле­та ран­ним утром 27 декаб­ря, то выяс­ни­лось, что эки­па­жи «Бек Эйр», как пра­ви­ло, не про­из­во­дят обя­за­тель­ный обход воз­душ­но­го суд­на и про­вер­ку кры­ла на нали­чие обле­де­не­ния. Этот факт (то, что про­вер­ки не было) был зафик­си­ро­ван на видео перед зло­по­луч­ным взле­том, хотя соот­вет­ству­ю­щая дирек­ти­ва была обя­за­тель­ной после ана­ло­гич­ной авиа­ка­та­стро­фы в Маке­до­нии в 1993 году.

Кто вино­ват-то?

Авиа­ком­па­ния на этот раз отре­а­ги­ро­ва­ла срав­ни­тель­но быст­ро, поме­стив ответ на пись­мо г‑на Гиф­фет­са (и соот­вет­ствен­но, на пресс-релиз ААК) у себя на сай­те. Таб­лич­ки, ока­зы­ва­ет­ся, они сни­ма­ли пото­му что они… раз­бол­та­лись, а неко­то­рые и вовсе поте­ря­лись. Остав­ши­е­ся же таб­лич­ки береж­но хра­ни­лись, и номе­ра яко­бы нико­гда не пута­лись, о чем и было сооб­ще­но пред­ста­ви­те­лям ААК. При­мер­но таки­ми же были и дру­гие ответы.

Мы пока не будем делать ника­ких выво­дов из этих «воз­душ­ных войн», но скла­ды­ва­ет­ся подо­зре­ние, что «Бек Эйр» все же реши­ли отдать в жерт­ву. Толь­ко пока не понят­но, какую из ком­па­ний со схо­жим назва­ни­ем? В прин­ци­пе, это может быть выгод­но и ее руко­вод­ству, тем более, сам пол­ков­ник Жума­сул­та­нов не скры­вал, что для него это не про­бле­ма – уйти летать в сосед­ний Кыр­гыз­стан. Тем самым он пока­зал пол­ное пре­не­бре­же­ние не толь­ко к граж­да­нам Казах­ста­на, но и к само­му госу­дар­ству. В Биш­кек от нака­за­ния хочет уле­теть, в кон­це кон­цов (хотя пона­ча­лу обе­щал сам сесть за сво­их людей).

А что мы полу­чим в ито­ге? На ска­мье под­су­ди­мых может ока­зать­ся вто­рой пилот, кото­рый до сих пор нахо­дит­ся на боль­нич­ной кой­ке под охра­ной поли­ции. Обви­не­ния могут быть предъ­яв­ле­ны кому-то из тех­ни­че­ско­го пер­со­на­ла или даже их руко­вод­ству. «Бек Эйр» могут закрыть, чем помо­гут ему и его хозя­е­вам изба­вить­ся от мно­го­чис­лен­ных дол­гов, и объ­явить его банкротом.

Здесь речь идет о мате­ри­аль­ных и финан­со­вых дол­гах – о мораль­ных и граж­дан­ских мы про­мол­чим, не тот слу­чай. Такие дол­ги у нас не при­вык­ли выпла­чи­вать чинов­ни­ки всех уров­ней, не гово­ря уже об оли­гар­хах и их покро­ви­те­лях на самой вер­шине вла­сти. И еще раз повто­рим об ответ­ствен­но­сти про­филь­ных ведомств и их руко­во­ди­те­лях. Ведь та же ААК пару меся­цев назад про­во­ди­ла про­вер­ку «Бек Эйра», но ниче­го не нашла. Пло­хо иска­ла – или вооб­ще ниче­го не было?

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн