Пятница , 4 июля 2025

ОБ ОТЦОВСТВЕ ДЕДА и ПРОБЛЕМАХ ДОЧЕРИ

Откро­ве­ния Айсул­та­на (Раха­та) Назар­ба­е­ва вызва­ли шквал эмо­ций в обще­стве, но были огра­ни­че­ны толь­ко соц­се­тя­ми. Люди хоть и с брезг­ли­во­стью, но внут­рен­ней готов­но­стью раз­ви­ли заяв­ле­ния «вну­ка-фут­бо­ли­ста» и теперь не хотят отка­зы­вать­ся от сво­их мыс­лей, какие бы аргу­мен­ты ни приводились.

Одна­ко есть одна вер­сия, кото­рая все ста­вит на свои места. Она не окон­ча­тель­ная, но мы вынуж­де­ны ее озву­чить для объ­ек­тив­но­сти. При этом гораз­до более важ­ная для обще­ства тема – это то, кому выгод­на эта эйфо­рия и что она может вскрыть, кро­ме «нра­вов семьи».

«Без ком­мен­та­ри­ев»

На самом деле шоки­ру­ю­щие для боль­шин­ства при­зна­ния Айсул­та­на ста­ли неким скаль­пе­лем, вскрыв­шим сра­зу несколь­ко гной­ни­ков, о кото­рых «непри­ня­то гово­рить». При­чем про­бле­мы эти каса­ют­ся не толь­ко вла­сти и ее вер­хуш­ки, но и само­го обще­ства и все­го того, к чему мы при­шли в резуль­та­те 30-лет­не­го еди­но­вла­стия в стране. Это каса­ет­ся и отсут­ствия сво­бо­ды сло­ва, что при­ве­ло к дефи­ци­ту чет­кой и досто­вер­ной инфор­ма­ции, и стрем­ле­ния к «хай­пу», из-за кото­ро­го не слыш­ны трез­вые раз­мыш­ле­ния, поз­во­ля­ю­щие понять суть ситуации.

Согла­си­тесь, даль­ше «хай­па», вир­ту­аль­ных него­до­ва­ний и кухон­ных обсуж­де­ний дело не пошло. Вполне веро­ят­но, что этот скан­дал со вре­ме­нем уля­жет­ся и ни к чему осо­бен­но­му не при­ве­дет. Тем более, это­му уже были пре­це­ден­ты, когда Рахат Алиев выва­ли­вал гига­бай­ты ком­про­ма­та на «крест­но­го тестя», а до это­го шан­та­жи­ро­вал его сво­и­ми детьми (его вну­ка­ми). Что-то изме­ни­лось в обще­стве и во вла­сти с тех пор? Нет, абсо­лют­но ниче­го. Впро­чем, на этот раз толь­ко в Ураль­ске несколь­ко граж­дан вышли на пикет с тре­бо­ва­ни­ем вер­нуть преж­нее назва­ние город­ско­му про­спек­ту (вме­сто Назар­ба­е­ва – Достык).

Вме­сте с тем вокруг дела Айсул­та­на, несмот­ря на все­об­щую эйфо­рию в соци­аль­ных сетях и неко­то­рых СМИ, не так мно­го объ­ек­тив­ных и зна­ю­щих ком­мен­та­то­ров – как гово­рит­ся, одних уж нет, а те дале­че. К это­му добав­ля­ет­ся стой­кая уве­рен­ность обще­ства в том, что ника­ким ком­мен­та­ри­ям вла­стей дове­рия нет. Поэто­му даже вер­сия с «нур-инце­стом», хоть и брезг­ли­во-неве­ро­ят­ная, все же в боль­шей сте­пе­ни при­ни­ма­ет­ся наро­дом на веру, чем ее опровержения.

Мы поста­ра­ем­ся мак­си­маль­но объ­ек­тив­но отне­стись ко все­му тому, что наго­во­рил «внук пре­зи­ден­та» (как он сам заме­чал, это у него такая рабо­та), выде­лив несколь­ко направ­ле­ний. Во-пер­вых, конеч­но же, это «откро­ве­ния» о том, что он «сын деда», но при этом не назы­ва­ет­ся имя био­ло­ги­че­ской мате­ри. Во-вто­рых, пре­сле­до­ва­ния со сто­ро­ны Дари­ги Назар­ба­е­вой и Аль­ну­ра Муса­е­ва, угро­за жиз­ни. Его тео­ло­ги­че­ские воз­зва­ния и заяв­ле­ния и чер­ной магии тро­гать не будем – здесь, дей­стви­тель­но, нужен спе­ци­а­лист дру­го­го пла­на – не ана­ли­тик-поли­то­лог, а медик-нар­ко­лог. Впро­чем, слу­хи о при­стра­стии «глав­ной семьи» и име­ни­тых «при­двор­ных» к оккуль­тиз­му ходят уже дав­но, рав­но как и о «стран­ном сход­стве» Айсул­та­на с Нурсултаном.

Итак, нор­маль­ных ком­мен­та­то­ров нет. Выта­щен­ные Аль­ну­ром Аль­жа­па­ро­ви­чем из наф­та­ли­на доку­мен­ты, кото­рые яко­бы под­твер­жда­ют отцов­ство Раха­та Мух­та­ро­ви­ча в отно­ше­нии Айсул­та­на, были встре­че­ны интер­нет-оби­та­те­ля­ми в шты­ки. Во мно­гом это так­же от тоталь­но­го недо­ве­рия к вла­сти и к тем, кто ее защи­ща­ет, а так­же от уже упо­мя­ну­то­го неже­ла­ния обще­ства отка­зы­вать­ся от идеи «нур-инце­ста». Неким про­тив­ни­ком Муса­е­ва стал дру­гой «спе­ци­а­лист», яко­бы зна­ю­щий всю под­но­гот­ную семьи стар­шей доче­ри – это Мух­тар Абля­зов, не скры­ва­ю­щий радо­сти от про­ис­хо­дя­ще­го и с удо­воль­стви­ем дела­ю­щий на этом поли­ти­че­ский капитал.

Назна­ча­ешь­ся сыном

Есть и дру­гие люди, заин­те­ре­со­ван­ные в раз­ви­тии это­го «хай­па». Нетруд­но дога­дать­ся, что это про­тив­ни­ки и оппо­нен­ты Дари­ги Назар­ба­е­вой в борь­бе за трон. Они в боль­шин­стве сво­ем нахо­дят­ся внут­ри стра­ны и зани­ма­ют нема­лые посты. Одна­ко есть и те, кто не явля­ет­ся граж­да­ни­ном Казах­ста­на, и инте­ре­су­ет их боль­ше не поли­ти­ка, а день­ги – боль­шие день­ги, в том чис­ле из акти­вов покой­но­го Раха­та Али­е­ва, за кото­ры­ми гоня­ют­ся мно­гие. Поэто­му имен­но из прин­ци­па «Кому это выгод­но?» мы обра­ти­лись за ком­мен­та­ри­я­ми к тому, кто дей­стви­тель­но хоро­шо и близ­ко был зна­ком с семьей Али­е­ва, а так­же нахо­дил­ся в при­я­тель­ских отно­ше­ни­ях с гене­ра­лом Мусаевым.

Этим чело­ве­ком стал Адо­нис ДЕРБАС (фото) быв­ший биз­нес-парт­нер и друг быв­ше­го же стар­ше­го зятя «крест­но­го тестя», кото­рый впо­след­ствии стал его жерт­вой и ока­зал­ся втя­нут в его мошен­ни­че­ские схе­мы по пере­во­ду мно­го­мил­ли­он­ных акти­вов за рубеж. Так вот, по пово­ду род­ства Айсул­та­на он ска­зал следующее:

  • – Я не знаю, какие доку­мен­ты пока­зы­вал Муса­ев, не знаю, о чем гово­рил Абля­зов. У меня нет ника­ких таких тестов и нет ника­ких выгод от того, что я сей­час вам гово­рю. Абсо­лют­но! Если бы я знал что-то дру­гое, обрат­ное, то рас­ска­зал бы с такой же готов­но­стью. Поэто­му гово­рю откро­вен­но и заве­ряю вас – Айсул­тан явля­ет­ся сыном Дари­ги и Рахата.

Дело в том, что, когда родил­ся их пер­вый сын, Нура­ли, он был оформ­лен их сыном и стал Али­е­вым. Когда же через пять лет родил­ся Айсул­тан, его роди­те­ли сде­ла­ли деду свое­об­раз­ный пода­рок – офор­ми­ли сво­е­го вто­ро­го сына на его имя, запи­сав «Айсул­та­ном Нур­сул­та­но­ви­чем Назар­ба­е­вым». Об этом мне меж­ду слов рас­ска­зал покой­ный Мух­тар Али­е­вич лет 20 назад. Мы тогда были в Брюс­се­ле и гово­ри­ли о дру­гих вещах, но поче­му-то речь зашла о вто­ром сыне Рахата.

На несколь­ко уточ­ня­ю­щих вопро­сов наш собе­сед­ник ска­зал про­сто, что пере­дал ту инфор­ма­цию, кото­рую знал. Ока­за­лось, что при­мер­но в это же вре­мя до Адо­ни­са дошел слух о том, что Дари­га явля­ет­ся не род­ной, а при­ем­ной доче­рью тогдаш­не­го пре­зи­ден­та, но ника­ких досто­вер­ных фак­тов под­твер­жде­ния или опро­вер­же­ния этой инфор­ма­ции не было. «Мне это было не осо­бо инте­рес­но, – под­черк­нул он, а затем доба­вил: Это их внут­рен­ние дела, и меня они не каса­лись».

Не будем наста­и­вать на досто­вер­но­сти это­го фак­та, а про­сто отне­сем­ся к это­му, как к оче­ред­ной, но мно­гое объ­яс­ня­ю­щей и вполне логич­ной вер­сии. Кста­ти, вспом­ни­лось, что ров­но год назад Айсул­тан тоже раз­ра­зил­ся гром­кой пуб­ли­ка­ци­ей в «Фейс­бу­ке», покри­ти­ко­вав раз­лич­ные служ­бы Казах­ста­на за то, что не может полу­чить доку­мен­ты. Может быть, это было свя­за­но не столь­ко с уте­рей пас­пор­та, а со сме­ной фами­лии? Ведь в это вре­мя он вдруг сме­нил имя в соци­аль­ных сетях с «Aisultan Nazarbayev» на «Aisultan Rakhat», а до это­го ни с того ни с сего стал заяв­лять, что он сын сво­е­го отца, кото­рый его учил раз­ным пре­муд­ро­стям. При­чем, в послед­них сво­их гром­ких заяв­ле­ни­ях «глав­ный ньюсмей­кер» отме­чал, что узнал о том, что он явля­ет­ся сыном деда, год назад. Сходится?

Впро­чем, сам наш собе­сед­ник уве­рен, что Айсул­тан все знал – не мог не знать:

  • «Конеч­но, он знал и зна­ет! Это кто-то его кача­ет сей­час, исполь­зу­ет, пото­му что он не в состо­я­нии думать пра­виль­но и трез­во. Если чело­век зави­сим от нар­ко­ти­ков, то он зави­сим от тех, кто на них его под­са­дил».

Конеч­но, это дела семей­ные – пусть сами с ними раз­би­ра­ют­ся. Но в этой мно­го­пла­но­вой исто­рии есть вещи, кото­рые каса­ют­ся всех нас.

Сохра­ни от Хорани

Мож­но было не вспо­ми­нать это­го чело­ве­ка, но он дей­стви­тель­но сыг­рал в судь­бе пар­ня боль­шую роль. И про­дол­жа­ет играть. Речь о быв­шем пред­се­да­те­ле КНБ Аль­ну­ре Муса­е­ве. Адо­нис Дер­бас под­твер­жда­ет его сло­ва о гото­вив­шем­ся в 2001 году пере­во­ро­те. Тогда Рахат Мух­та­ро­вич с Аль­ну­ром Аль­жа­па­ро­ви­чем и еще груп­пой лиц поки­ну­ли пре­де­лы страны:

  • – Этот заго­вор выявил Нур­тай АБЫКАЕВ. Они хоте­ли пере­пра­вить чемо­дан с ком­про­ма­том в Вену, кото­рый сопро­вож­дал Игорь Гарман. Но чемо­дан пере­хва­ти­ли и пока­за­ли Назар­ба­е­ву. После это­го Рахат и бежал из стра­ны. Мы вер­ну­лись в Казах­стан втро­ем – Рахат, Муса­ев и я. Для это­го спе­ци­аль­но был при­гнан Ту-154 авиа­ком­па­нии «Аты­рау Ауе Жолы». Это было 13 фев­ра­ля 2002 года. В этом Муса­ев не соврал, а осталь­ное все – это сказ­ки. Напри­мер, он гово­рит, что нико­гда не исполь­зо­вал Айсул­та­на. Еще как использовал!

По сло­вам Дер­ба­са, имен­но через тогда еще совсем юно­го пар­ня он выхо­дил на Асла­на Муси­на, что­бы реа­би­ли­ти­ро­вать­ся перед казах­ски­ми вла­стя­ми. От себя доба­вим, что даже офи­ци­аль­но счи­та­ет­ся, что имен­но Айсул­тан стал посред­ни­ком меж­ду Муса­е­вым и Муси­ным, когда отстав­ной гене­рал сооб­щил о место­на­хож­де­нии остан­ков тел топ-мене­дже­ров «Нур­бан­ка», похи­щен­ных Али­е­вым и Ко 30 янва­ря 2007 года.

  • – Я тоже помо­гал нала­дить неко­то­рые кон­так­ты, когда Муса­ев заявил, что отхо­дит от Раха­та Али­е­ва и пошел на сотруд­ни­че­ство с вла­стя­ми Казах­ста­на, – про­дол­жа­ет г‑н Дер­бас. – За это ему выда­ли новый пас­порт, води­тель­ское удо­сто­ве­ре­ние, а КНБ пла­тил еже­ме­сяч­ную пен­сию око­ло 2000 евро. Досто­вер­но знаю, что ему пла­ти­ли и бра­тья Хора­ни

Напом­ним, Иссам Хора­ни женат на сест­ре Раха­та Мух­та­ро­ви­ча – Гуль­шат Алие­вой. Про них отдель­ная исто­рия, но она в инте­ре­су­ю­щем нас фор­ма­те сво­дит­ся к сло­вам наше­го собе­сед­ни­ка, что на семье Хора­ни запи­са­но боль­ше всех акти­вов, выве­ден­ных Али­е­вым из Казах­ста­на, не счи­тая, конеч­но, его вто­рую жену Эль­нару Шора­зо­ву (фото – 24smi.org). Вот что Адо­нис гово­рит по это­му поводу:

  • – Я точ­но знаю, что Эль­на­ра Шора­зо­ва взя­ла 100 мил­ли­о­нов с одно­го из сче­тов. Вооб­ще, мно­го иму­ще­ства на нее было оформ­ле­но в Австрии, кое-что она про­да­ла фран­цу­зам. Об этом мно­го писа­ли, а сей­час забы­ли, но эти акти­вы нику­да не делись. Поэто­му Шораз и Хора­ни была выгод­на смерть Раха­та, уби­ли его или он сам покон­чил с собой, без раз­ни­цы. А теперь им не нуж­ны кон­ку­рен­ты на его бога­тое наследство.

К сло­ву, неза­ви­си­мая прес­са в Казах­стане и Евро­пе рас­ска­зы­ва­ла об акти­вах Али­е­ва, цепоч­ка кото­рых выво­дит, в том чис­ле, и на Дари­гу Назар­ба­е­ву с Нура­ли Алие­вым, а вот про Айсул­та­на почти ниче­го не гово­ри­лось. По нашим дан­ным, на него запи­са­но (или оформ­ле­но через офф­шо­ры) очень мало. По мне­нию Дер­ба­са, офи­ци­аль­но, по евро­пей­ским зако­нам, он тоже не име­ет пра­во пре­тен­до­вать на наслед­ство отца, так как запи­сан на деда – если, конеч­но, этот момент пря­мо не ого­во­рен в завещании.

  • – Это и исполь­зу­ют Хора­ни. – гово­рит А. Дер­бас. – И когда Муса­ев гово­рит в интер­вью Ерме­ку Нарым­баю, что он зна­ет, кто сто­ит за этим, но не ска­жет, он име­ет в виду Хора­ни. Ска­жу боль­ше – имен­но Иссам Хора­ни и Гуль­шат Али­е­ва под­са­ди­ли пар­ня на нар­ко­ти­ки, отра­ви­ли его. А теперь они исполь­зу­ют его в борь­бе с Дари­гой. Они хотят ее сде­лать винов­ной в неза­кон­ном выво­де средств из Казах­ста­на, а самим ока­зать­ся чисты­ми… Они и меня попы­та­лись и до сих пор пыта­ют­ся вовлечь в борь­бу про­тив нее, обе­щая за это день­ги и мно­гое дру­гое. Но я не хочу это­го делать. Хотя я мно­го раз пытал­ся на нее вый­ти здесь в Казах­стане, но она поче­му-то игно­ри­ру­ет все эти попытки…

И что дальше?

Хотя Адо­нис Дер­бас «на 200 про­цен­тов» уве­рен в сво­ей вер­сии, на сего­дняш­ний день, пока доку­мен­таль­но не под­твер­жде­но отцов­ство и пока мол­чат глав­ные фигу­ран­ты (Нур­сул­тан и Дари­га Назар­ба­е­вы), все это оста­ет­ся лишь гипо­те­зой. В целом мож­но гово­рить, что сло­жив­ша­я­ся ситу­а­ция с выхо­дом нару­жу таких «внут­ри­се­мей­ных про­блем» спо­соб­но сыг­рать нега­тив­ную роль в судь­бе нынеш­не­го спи­ке­ра сена­та и, по сути, вто­ро­го лица в государстве.

Но мож­но и пред­по­ло­жить, что ниче­го осо­бен­но­го не слу­чит­ся, так как обще­ство у нас не пошло даль­ше обсуж­де­ний в соци­аль­ных сетях и офис­ных курил­ках. Да и поти­хонь­ку зату­ха­ет этот скан­дал – никто осо­бо дров на его рас­топ­ку не под­бра­сы­ва­ет. В прин­ци­пе, так было и в дру­гих слу­ча­ях, когда тот же Рахат Али­ев выкла­ды­вал сот­ни стра­ниц ком­про­ма­та на мно­гих «ага­шек», вклю­чая «крест­но­го тестя», но, по сути, ниче­го не изме­ни­лось – не было откры­то ни одно­го уго­лов­но­го дела, все фигу­ран­ты про­дол­жа­ют оста­вать­ся на сво­их местах, а народ все так же не идет даль­ше обыч­ных возмущений.

И все же, как гово­рит­ся, оса­док остал­ся. Он может сыг­рать злую роль в даль­ней­шей судь­бе семьи Назар­ба­е­вых. Поэто­му сей­час нуж­ны какие-то меры для обе­ле­ния подо­рван­но­го ими­джа. Это может быть тра­ди­ци­он­ное «отвле­че­ние вни­ма­ния», как бы меж­ду про­чим объ­яс­ня­ю­щее все интер­вью «при­част­но­го лица». Воз­мож­но, власть по при­выч­ке пред­по­чтет опять отмол­чать­ся. Но как бы то ни было, в оче­ред­ной раз ста­ло ясно – обще­ство и власть сто­ят друг дру­га. Одни совер­ша­ют «предо­су­ди­тель­ные поступ­ки», а дру­гие лишь повоз­му­ща­ют­ся и даль­ше идут по сво­им делам…

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,

спец­корр «D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн