17 марта 2021 года в Нур-Султане состоялось первое заседание некоего «Национального координационного совета оппозиционных сил». Судя по всему, его инициатором и организатором стал бывший мажилисмен от партии «Нур Отан» Нуржан Альтаев.
В биографии дважды бывшего вице-министра и экс-зампредседателя НПП «Атамекен», с одной стороны, достаточно бурной, с другой – вполне стандартной для активного казахстанца его поколения, ничто не предвещало, что он неожиданно станет ярым оппозиционером.
Тем не менее, это случилось. Причем в самый подходящий с точки зрения пиар-раскрутки момент – в конце прошлого года, в канун выборов в мажилис и маслихаты всех уровней.
Более того, судя по тому, насколько громко, сознательно и решительно Нуржан Альтаев «хлопнул дверью», он ничего не боится. Об этом свидетельствует и его многословный и многообещающий пост в социальной сети Facebook, процитируем его целиком:
«Как Вы помните, месяц назад я обратился к представителям оппозиционных сил и общественных движений в Казахстане с призывом объединиться. Было много скептиков, кто говорил, что это невозможно.
Но вчера мы показали, что за одним столом могут собраться даже непримиримые политики и общественники. Я думаю, что вчера произошло поистине историческое событие. Объединение оппозиционных сил.
Цель – выработка общей программы действий. Это необходимо. Давление на оппозицию растет. Ситуация в стране не улучшается. Независимость страны под угрозой. Чтобы реально что-то изменить и выстоять в этих условиях, нужно объединяться.
Но теперь у нас есть надежда. Мы смогли собраться и начать работу по объединению. За одним столом собрались представители различных оппозиционных групп, а также такие известные гражданские активисты, как Уалихан Кайсаров, Рысбек Сарсенбай, Кайырлы Омар, Санавар Закирова, Ермек Нарымбай, Айткожа Фазыл, Андрей Пригорь, руководитель общественного объединения «Ел бірлігі» Шолпан Ризабекова, тележурналист Максат Толыкбай, историк Шамши Жумамурат и другие.
В состав совета вошли более 50 политических и общественных деятелей. Были критические мнения, были споры. Но самое главное – все участники почти единогласно поддержали идею создания общей политической структуры. Это большая и важная победа…».
- В связи со всем этим закономерно возникает вопрос – кто он такой, Нуржан Альтаев? Искренне радеющий за страну гражданин, который настолько разочаровался в Нурсултане Назарбаеве и его политике, что решил пойти другим путем? Или очередной «засланец» Акорды в оппозиционные ряды?
На этот вопрос у нас пока ответа нет. Но поскольку господину Альтаеву предстоит действовать в публичном пространстве, не имеется никаких сомнений, что через год-два с ним все станет понятно.
Главным индикатором станет, как обычно, реакция властей на его заявления и активность. Если, скажем, через год против него будет возбуждено уголовное дело и затем он будет приговорен за коррупцию или злоупотребления служебным положением к 5-10 годам лишения свободы, значит он действительно ушел из власти в оппозицию. Если дел не будет или он отделается условным сроком, значит Акорда отправила его осваивать общественно-политическую целину в своих интересах.
Увы, других вариантов развития событий в современном Казахстане нет и быть не может. Причем не только потому, что именно так было со всеми значимыми деятелями оппозиции в прошлом. Просто казахстанская авторитарная политическая система и «суперпрезидентская» вертикаль не могут позволить себе рисковать и давать укрепляться тем, кто выступает против нее.
Мы сомневаемся в искренности слов и действий Нуржана Альтаева (и, судя по всему, не мы одни), но, тем не менее, пожелаем ему удачи в его проектах — и в «Национальном координационном совете оппозиционных сил», и в партии «Ел тірегі», и в «народном теневом правительстве».
Дело в том, что подобные (даже квазиоппозиционные) проекты наносят куда больший вред власти, чем реальная оппозиция, поскольку так или иначе привлекают к себе внимание граждан, инициируют их активность, заставляют задуматься о своем настоящем и будущем своих детей. А когда это случается, то человек или сознательно соглашается и дальше обманываться, или принимает решение перейти из провластной оппозиции в настоящую (а может быть и наоборот).
Ну а поскольку монолитность Акорды и Библиотеки, не говоря уже про «Нур Отан» и «суперпрезидентскую» вертикаль – фикция, то любая активность, которая показывает, что можно отклоняться от «генерального курса» – это уже хорошо. Ведь элитные кланы, которые никогда не живут в мире со своими конкурентами и оппонентами во власти, получают возможность обрести инструмент, с помощью которого могут сначала поиграть в политику, ну а потом уже и заняться ею всерьез.
Мы, к примеру, не уверены, что за Нуржаном Альтаевым стоит зять елбасы, миллиардер Тимур Кулибаев. Но он вполне может начать сотрудничать с Альтаевым и поддерживать его деньгами, влиянием и прессой, если это ему станет интересно или необходимо.
При этом мы вполне понимаем возмущение тех, кто сейчас находится в оппозиции к Нурсултану Назарбаеву и его присным (не важно, по какой причине). Да, Нуржан Альтаев забежал на их «поле» и начал конкурировать с ними за поддержку граждан. Более того, он, возможно, будет в этой конкуренции даже опережать их, поскольку оперирует внутри страны. Но как бы то ни было, в современных условиях невозможно монополизировать информационное пространство, а тем более обеспечить себе монополию как во власти, так и в оппозиции.