• Зачастую обещания казахстанских властей остаются на бумаге или на аудио- и видеозаписях. Если данная тенденция сохранится и в дальнейшем, то вера населения властям будет таять, как шагреневая кожа. А это прямая дорога к обострению социальных проблем, которые зачастую гасятся с помощью большого потока нефтедолларов.
Как совсем недавно сообщили казахстанские СМИ со ссылкой на комитет таможенного контроля Министерства финансов РК, Казахстан увеличил импорт свежего, мороженного и охлажденного мяса и субпродуктов в январе-июле текущего года на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года – до 71,9 тыс. тонн.
Как отмечается в опубликованных данных, крупнейшими поставщиками мяса для Казахстана стали: США – 40,7 тыс. тонн (-12,6%), Украина – 17,1 тыс. тонн (+76,5%), Польша – 3,5 тыс. тонн (+1,1%), Канада – 1,6 тыс. тонн (-12,9%), Бразилия – 1,3 тыс. тонн (+54,9%), Парагвай – 1,3 тыс. тонн (+158%), Австралия – 1,1 тыс. тонн (+11,6%), Бельгия – 0,9 тыс. тонн (+119,3%).
Между тем в январе-июле текущего года Казахстан не экспортировал ни одной тонны мяса, в то время как за аналогичный период прошлого года поставил 10 тонн мяса на экспорт в Кыргызстан.
Ранее в Министерстве сельского хозяйства РК заявляли о планах по наращиванию экспорта мяса в 2015 году до 60 тыс. тонн.
Еще в начале марта 2011 года казахстанские власти были полны оптимизма.
Именно тогда президент РК Нурсултан Назарбаев публично озвучил амбициозные планы: к 2016 году не только полностью обеспечить внутренний рынок Казахстана, но и экспортировать 60 тыс. тонн мяса за рубеж.
Именно тогда он говорил о развитии села как одной из важнейших задач стратегической программы развития РК до 2020 года. Тогда же были озвучены цифры, свидетельствующие о заботе правительства. Так, по словам главы государства, за последние 5 лет из республиканского бюджета на программы развития села было выделено 670 млрд. тенге. И эта сумма, оказывается, выросла по сравнению с 2005 годом почти в 4 раза.
Кроме того, для реализации инвестиционных проектов «КазАгро» было выделено 120 млрд. тенге.
«Наша цель состоит в том, чтобы обеспечить Казахстан своими собственными продуктами питания, а также расширить экспортные возможности отечественного сельского хозяйства. Это будет способствовать развитию и процветанию наших сел», – цитировала тогда пресс-служба Минсельхоза слова Назарбаева.
Вроде и конкретная программа была внедрена. Так, для выполнения поставленных задач была разработана программа льготного кредитования «Сыбага», реализуемая через дочерние организации АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро».
По данным «КазАгро», за 2011–2012 годы в республике созданы откормочные площадки общей мощностью 35,2 тыс. откормочных мест, в том числе за счет средств Нацхолдинга «КазАгро» – 17,7 тыс. откорммест. За этот же период в рамках создания репродукторов в республику завезены 30 тыс. голов племенного крупнорогатого скота, из которых 22,7 тыс. голов приобретены за счет средств «КазАгро».
Кроме того, при финансировании группой компаний Нацхолдинга «КазАгро» в рамках программы развития фермерских хозяйств сельчанами в 2011–2012 годах приобретено 115 тыс. голов маточного поголовья КРС и 4,5 тыс. голов племенных быков-производителей. В 2013 году при содействии холдинга хозяйствами закуплено 20,3 тыс. голов КРС и 1167 голов племенных быков-производителей.
Почему в первой половине 2013 года Казахстан лишь нарастил импорт мяса и не экспортировал ни одной тонны, понять практически невозможно.
Наверное, многие помнят, как два года назад в Казахстане в очередной раз разгорелась антикитайская истерия. Тогда ее запустили неосторожные высказывания президента РК, который в поисках примера высокой трудоспособности привел китайцев. Именно тогда и возникла проблема об 1 млн. гектаров казахстанской земли, которые власти якобы готовы передать Китаю с тем, чтобы на ней китайцы выращивали сою.
Кстати, именно тогда, в конце мая на «круглом столе» в правительстве представители казахстанского правительства отметили, что разговоры о «китайской экспансии» абсолютно беспочвенны.
Именно тогда, 28 мая, в Алматы прошел митинг, участники которого выразили опасения по поводу присутствия Китая в экономике Казахстана. В частности, большую озабоченность они выразили по поводу инвестиций в нефтегазовую отрасль, займов, которые получает в Поднебесной Казахстан, и земельного вопроса.
Здесь же, на «круглом столе» тогдашний министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев успокаивал: в нефтегазовой отрасли доля китайских компаний составляет 22,5%. С 2014 года степень их участия будет снижаться и к 2020 году составит меньше 8,9%.
Но уже на днях стало понятно, что доля Китая в нефтегазовой отрасли будет несколько иной. Как сообщили казахстанские СМИ, нацкомпания «КазМунайГаз» продала 8,33% месторождения Кашаган китайской компании CNPC за 5 млрд. долларов.
Комментируя покупку, власти говорили об оптимизации расходов. Например, о том, что Китай готов взять на себя половину инвестиций, которые должна сделать нацкомпания «КазМунайГаз» согласно своей доле в месторождении – 16,8%.
Теперь уже и ежу понятно, что доля китайских компаний в нефтегазовой отрасли существенно выросла и потому Сауат Мынбаев не прав, когда говорил о постепенном снижении этой самой доли.
Ну и самое главное. Сложно понять, какие условия поставил перед казахстанской стороной Китай в обмен на половину инвестиций, который он будет закрывать вместо «КазМунайГаза».
Вот и думайте.
То, что власти обещают, а потом эти самые обещания не выполняют, в этом нет ничего удивительного. Удивительнее всего было бы, если бы власти свои обещания сдержали.
Совсем недавно, в начале июля 2013 года глава Агентства РК по защите конкуренции Болатбек Куандыков говорил о снижении в ближайшее время тарифов на сотовую связь. «Есть очень дешевые тарифы, а есть высокие. В данном случае высокие тарифы на услуги роуминга. Здесь наша задача – максимально сделать все, чтобы исключить из системы тарифов излишние составляющие, которые могли бы повлиять на снижение цены для конечного потребителя. Насколько снизится тариф – будет известно после проведения экспертизы. Но я могу однозначно сказать, что снижение будет. Где-то в течение месяцев двух-полтора. Это касается отдельных операторов», – сказал он журналистам в кулуарах правительства.
Сейчас на дворе сентябрь, а обещания так и не выполнены. Сотовые операторы продолжают делать деньги на нашей с вами незащищенности.
Так, согласно их отчетности, общий доход «Beeline Казахстан» во ІІ квартале 2013 года составил 31,3 млрд. тенге, что на 1,8% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.
Разбогател и другой оператор. Казахстанская Kcell в первом квартале 2013 года увеличила чистую прибыль на 2,5% – до 13,7 млрд. тенге, что на 2,5% больше, чем в аналогичном периоде 2012 года.
При этом сами сотовые операторы сообщают о снижении средней цены минуты. Как заявили представители «Beeline Казахстан», запуск безлимитных предложений в сегменте мобильного интернета вызвал внушительный рост трафика на 118% – с 58 Мб во ІІ квартале 2012 года до 127 Мб во ІІ квартале 2013 года. Такая тенденция обусловила снижение средней цены минуты (APPM) в сети әBeeline Казахстанә до 4,33 тенге, что на 37% ниже, чем в аналогичном периоде 2012 года.
Речь идет о том, что благодаря услугам мобильного интернета снизилась средняя цена минуты. И всего.
Есть ли гарантии, что в дальнейшем власть не обманет? Этот вопрос не может не волновать каждого из нас. Хотя бы потому, что вокруг мало что изменилось. Правительство обещало оптимизировать выплаты декретных, оно это сделало. В конечном итоге оказалось, что женщинам довольно серьезно урезали эти самые декретные.
Потом правительство довольно долго пыталось продавить пенсионную реформу, основным пунктом которой стало повышение пенсионного возраста женщин до 63 лет. И ведь тоже обещали, что все будет сделано практически безболезненно. Что повышать пенсионный возраст начнут с 1 января 2014 года, и будут это делать долго, чтобы не навредить женщинам.
В конце июня текущего года, когда почва была прозондирована, инициативу взял на себя президент РК Нурсултан Назарбаев, который отложил реформу до 2018 года. И снова пообещал, что она пройдет безболезненно.
Что же касается государственных программ, то и здесь далеко не все в порядке. В частности, по госпрограмме «Строительство 100 школ, 100 больниц» в конце мая 2013 года состоялся серьезный разговор в мажилисе. Депутат Ирина Аронова тогда заявила, что «программа эта кочует из года в год, но до сих пор не реализована». В ответ на это вице-министр здравоохранения РК Болат Токежанов отчитался. «На сегодняшний день, в целом, с 2007 года из 99 объектов построено всего 64, то есть это 183,4 миллиарда тенге. Оставшиеся объекты мы планируем завершить до конца 2016 года», – сказал он, заметив, что вопрос реализации программы находится на постоянном контроле министерства.
А в конце февраля 2013 года официальный представитель Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) Мурат Жуманбай привел удручающие факты. Наибольший ущерб при реализации государственных программ в сумме свыше 1,5 млрд. тенге причинен преступлениями в сфере госпрограммы «Строительство 100 школ, 100 больниц».
Тогда же финполиция отметила, что при реализации антикризисной «Дорожной карты» за 2010–2011 годы возбуждено 170 уголовных дел. По словам Жуманбая, по программе «Питьевая вода» органами финансовой полиции в 2010–2011 годах возбуждено 73 уголовных дела с ущербом государству на сумму 484,5 млн. тенге.
Ну и самая свежая на этот момент информация. 10 сентября на заседании общественного совета по вопросам противодействия коррупции и теневой экономике начальник департамента по раскрытию и предупреждению дел о коррупции финполиции Марат Сексембаев заявил, что за 8 месяцев этого года ущерб в сфере реализации государственных программ в Казахстане составил 6 млрд. тенге.
Владимир ХАРЧЕНКО,
«D»