- Поступления в Национальный фонд Казахстана на 1 августа составили Т1,1 трлн, а изъятия – Т2,6 трлн, сообщает КазТАГ со ссылкой на сообщение министерство финансов (МФ) РК.
Из отчета о поступлениях и использовании Национального фонда РК на 1 августа 2021 года, размещенном на официальном сайте МФ следует, что «в 2,4 раза использование денег из Нацфонда превысило поступления в фонд: поступило в Национальный фонд Казахстана на 1 августа Т1,1 трлн, а изъяли – Т2,6 трлн».
Гарантированные трансферты из Нацфонда составили Т1,8 трлн, целевые трансферты – Т0,8 трлн, покрытие расходов, связанных с управлением фондом и проведением ежегодного внешнего аудита – Т8,5 млрд. Осталось в Нацфонде Т26,7 трлн, отмечает минфин РК.
А по словам председателя Национального банка РК Ерболата Досаева, активы Национального фонда Казахстана на конец июля снизились на $450 млн и составили $56,9 млрд. Для обеспечения выделения трансфертов (из Нацфонда в бюджет страны) на Т477 млрд в июле продано валютных активов на $1,11 млрд.
Мы попросили известного эксперта-финансиста Айман Турсынкан (фото) прокомментировать данную ситуацию с истощением активов Нацфонда:
«Двойное опережение над поступлениями текущего изъятия из Нацфонда на фоне сокращения экспорта нефти почти на 10%, а значит дальнейшего сокращения поступлений, приведут к пробиванию дна лимита активов Нацфонда к размеру экономики (ВВП методом производства) в 30% по уставу Нацфонда, а значит его техническому дефолту.
Как важнейшая часть страхового консолидированного бюджета Нацфонд влияет на страховой рейтинг платежеспособности. Суммы на обслуживание госдолг в структуре расходов бюджета уже превысили 10%, что прямо нарушает Бюджетный кодекс РК.
Все эти тенденции, видимые любому кредитору, ведут к выставлению требований досрочного погашения по долгам не только государства, но и частного сектора.
В свою очередь тротилом с догоревшим фитилем являются обязательства по 1,5 трлн тенге облигаций, зависших под дефолтом банков.
И что происходит? Страна не исполняет кредитных обязательств, ни государство, ни бизнес, ни народ.
Тогда объявляется технический дефолт и страна, и бизнес, и имущество граждан уходят под контроль реабилитирующего управляющего или шайки международной финансовой коррупции» – отметил эксперт.
Солидарен с Айманом Турсынкан и независимый экономист Марат Абдурахманов, который отметил, что власти «взяли 1,4 трлн для покрытия бюджетного дефицита. Поэтому тезис о нечаянном воровстве и казнокрадстве выглядит совершенно по другому. Закон о запрете незаконного обогащения так и не приняли. А все остальное последствия».
Тем временем, дефицит текущего счета платежного баланса Казахстана за первое полугодие составил $1,7 млрд, сообщает Национальный банк. «Национальный банк сформировал предварительную оценку платежного баланса РК по итогам первого полугодия 2021 года. Дефицит текущего счета составил – $1,7 млрд», – говорится в сообщении регулятора, распространенном в прошлый четверг. Согласно информации, профицит торгового баланса составил $9,4 млрд, снизившись на 5,9% в сравнении с аналогичным периодом 2020 года.
А что в этих условиях происходит с ВВП Казахстана?
В первом полугодии 2021 года ВВП в Казахстане вырос на 2,2%, заявляет Евразийский банк развития (ЕАБР). «В Казахстане ВВП увеличился на 2,2% год к году в январе — июне», – говорится в макроэкономическом обзоре ЕАБР.
Согласно этому обзору, ВВП РК в 2021 году увеличится на 4%.
Но, если смотреть сравнительно ВВП других стран по Евразийскому экономическому союзу, то «рост на 2,2 процента» как раз показывает кризисную ситуацию экономики Казахстана. «Экономики Армении и Таджикистана выросли по итогам I полугодия, на 5% и 8,7% год к году соответственно, Беларуси – на 3,3%, России – на 4,6%», – следует из обзора банка.
Кризис экономики страны отражается и в ценах на продукты питания. В Казахстане дорожают продукты, а в мире цены на продовольствие падают уже второй месяц, передает КазТАГ со ссылкой на сообщение ООН. «В июле мировые цены на продукты питания продолжили снижаться второй месяц подряд. Среднее значение Индекса продовольственных цен ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН – КазТАГ) в июле 2021 года оказалось на 1,2% ниже по сравнению с июньским показателем, но все еще на 31% выше показателя за тот же период 2020 года», – говорится в прогнозе ФАО, распространенном в пятницу.
Тем временем, годовая инфляция в Казахстане в июле достигла 8,4%, при этом на продовольствие в июле цены в стране выросли на 0,7%.
Сырым ДАТОВ, ДАТ-информ.