Суббота , 19 апреля 2025

НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ ПРОЕКТЫ КАЗАХСТАНА

Жаугашты НАБИЕВ

  • «Сейчас, оглядываясь назад, я с большим сожалением вспоминаю о многих проектах, проработанных и доведенных до контрактов лично мною, безальтернативно выгодных, но не осуществленных из-за преступных действий правительственных чиновников. У нас в те времена слушали сомнительных советников.
  • Накануне 30-летия независимости государственные и окологосударственные СМИ, сонмы чиновников всех уровней и проправительственные блогеры рассказывают о достигнутых успехах. Кое-что в этих одах заслуживает внимания, но становится как-то грустно, когда начинаешь перебирать упущенные возможности, говорить о неосуществленных проектах и представлять, насколько бы лучше мы жили, если бы… Пусть история не приемлет сослагательного наклонения, но когда речь идет о реальных проектах, многие из которых были откровенно зарублены по чьим-то личным мотивам, становится ещё и обидно. Именно с этих позиций следует читать продолжение воспоминаний известного предпринимателя и новатора Жаугашты Набиева.

ВИФ – несбывшаяся мечта

Во времена безденежья президент страны принял правильное решение – все силы бросить на пропаганду привлекательности страны перед иностранными инвесторами. С этой целью были организованы систематические поездки официальных и коммерческих делегаций за рубеж. Мы, бизнесмены, руководители предприятий и отраслей, активно участвовали в этом важном деле.

 Мечта всех развивающихся государств создание, так называемого Взаимного инвестиционного фонда (ВИФ) для этой конкретной страны. Это самая желанная для развивающейся экономики портфельная инвестиция (т.е. портфель акций, тщательно отобранных и приобретённых профессиональными финансистами на вложения многих тысяч мелких вкладчиков). Основное преимущество для вкладчиков – уменьшение риска, поскольку инвестиции распределены среди большого количества различных предприятий.

В свое время такие, оправдавшие себя фонды, были созданы в разных регионах мира: Chile Fund (Чили), Morgan Stanley India (Индия), Korea Fund (Корея), Morgan Stanley Asia-Pasific (Азиатско-Тихоокеанский регион). Учредители вносили предложения по развитию и обновлению технологий своих предприятий, а андеррайтеры в лице банков и Международной финансовой корпорации (МФК), привлекали аудиторов, международных консультантов, экспертов, обеспечивали техническое и экономическое обоснование проектов, определяли размеры инвестиций. Но самое главное заключалось в том, что андеррайтеры через международные компании оценили казахстанские предприятия по мировым ценам. Казахстан после предлагаемой нами переоценки активов мог стать страной-миллиардером в портфеле крупнейших инвестиционных институтов мира, и в любом случае оставался безусловным хозяином предприятий, поскольку пакет акций распылялся среди десятков и сотен инвесторов, которых интересует не контроль над предприятием, а стоимость акций. Все полученные в результате андеррайтинга деньги оставались бы у казахстанской стороны, и мы могли направить их на восстановление и реконструкцию производств новыми технологиями, развитие предприятий-смежников и всей производственной инфраструктуры, погашение задолженностей.

Для создания ВИФ страна должна обладать огромной инвестиционной привлекательностью, проще говоря, владеть несметными природными богатствами. С этой точки зрения Казахстан прямо-таки Клондайк для инвесторов! Кроме того, нам нужно было определить с помощью международных аудиторских фирм рыночную стоимость наших предприятий. Например, уставный фонд ПО «Павлодарский алюминиевый завод» оценили чуть менее 2 миллионов долларов, тогда как, по высказываниям иностранных фирм, он стоил не менее 60 миллионов долларов.

При этом в отличие от многих развивающихся стран Казахстан, кроме богатых недр имеет развитую горнодобывающую и перерабатывающую промышленность и грамотный рабочий класс. Иными словами, у нас есть огромные активы для вклада в ВИФ.

Почему мы отвернулись от Штатов?

В 1995 году я дважды был участником бизнес-делегации, сопровождавшей премьер-министра Кажегельдина: первый раз в марте в США, второй раз в ноябре в Лондон. Во время этих поездок, в ходе которых состоялись достаточно успешные переговоры с компанией «Боинг» и Эксимбанком США, мы также искали способы привлечения инвестиций в страну, встречались с финансовыми компаниями. В Лондоне я имел несколько плодотворных встреч с работниками Международной финансовой корпорации IFC (International Finance Corporation), а также обстоятельную беседу с Сарыбаем Калмурзаевым – председателем Госкомимущества РК по поводу интересных предложений, сделанных IFC. Мы обсуждали с ним готовность директоров наших предприятий поддержать предложение по созданию ВИФ. В результате этих встреч и дебатов был разработан Проект Создания казахстанско-американского взаимного инвестиционного фонда в США, представляющего наши интересы в мировых финансовых центрах.

По поручению вице-премьер-министра Штойка данное предложение Госкомимущества РК с некоторыми замечаниями было одобрено министерствами: экономики (Шукеев У.Е.), финансов (Павлов А.С,) нефтегазпром (Балгимбаев Н.У.), энергетики (Храпунов В.В.) промышленности и торговли (Оспанов Х.А.) и Эксимбанком (Изтлеуов Б.).

Несмотря на это исключительно важное дело, к великому сожалению, проект постановления правительства, направленный Госкомимуществом РК с положительными заключениями министров, был снят с обсуждения. После долгих мучительных размышлений я для себя нашел ответ, что это предложение не соответствовало генеральной линии приватизации крупнейших промышленных предприятий.

В результате таких недальновидных решений имеем то, что имеем сейчас: нескольких миллиардеров, в том числе и иностранного происхождения, ставших таковыми только за счет переоценки наших заводов. На фоне огромной работы, проделанной в государственном строительстве Казахстана, узнаваемости страны на мировой арене, отдельные упущенные возможности для процветания экономики вызывают некоторую горчинку.

Сейчас, оглядываясь назад, я с большим сожалением вспоминаю о многих проектах, проработанных и доведенных до контрактов лично мною, безальтернативно выгодных, но не осуществленных из-за преступных действий правительственных чиновников. У нас в те времена слушали сомнительных советников. Для страны отказ от этого проекта обернулся раздачей правительством предприятий поштучно и за копейки. А «ушлые иностранцы», не затратив своих средств, привлекли инвестиции по нашей схеме. В результате таких недальновидных решений мы имеем разрушенную промышленность и аграрную отрасль.

Записка к президенту

Здесь хочу привести те доводы и аргументы, которые подвигали меня проявить инициативу предложить президенту Н. Назарбаеву Японию стратегическим партнером в экономической модернизации Казахстана. Случилось это в мае 1993 года по возвращению из Японии, где я был в командировке по приглашению корпорации «Мицуи», которая организовала для меня многочисленные встречи с руководителями крупнейших корпораций в Токио. По возвращении я попытался зайти к президенту, но это никак не удавалось, он был очень занят, постоянно на выездах. Тогда Нуртай Абыкаев и Владимир Ни посоветовали написать записку, что я и сделал.

7-8 июня большая делегация деловых людей Японии, в основном вице-президенты крупных корпораций, прибыла в Алматы, состоялась встреча с премьер-министром С.А. Терещенко. Вечером в Доме отдыха №3 дали традиционный прием. Неожиданно к приему прибывает президент. Этот визит не был предусмотрен программой. Президент сразу же подозвал меня к себе и с улыбкой сказал: «Жаугашты, я пришел сюда после прочтения твоей записки. Я знаю, что ты хочешь со мной встретиться. Сам видишь, у меня очень туго со временем, но вот сейчас съезжу в Семипалатинск, приблизительно через неделю я тебя приму. Как твои японцы довольны, какие предложения?».

Я успел представить ему нескольких японцев из «Мицуи» и «Мицубиси», сказал, что они настроены очень оптимистично, говорят, что в первую очередь нужно создать условия для работы, хотят совместно с моей компанией построить в Алмате бизнес-центр.

Япония – экономическая мощь Азии. Она очень примечательна тем, что совершенно не имеет энергетическими ресурсами. Это делает Японию отличным бизнес-партнером для Казахстана, с возможностью предложить партнерство на важных рынках нефтепродуктов взамен на сотрудничество в разработке казахстанских ресурсов и добычи. В этом смысле она более естественный партнер для Казахстана, чем другие экспортирующие нефть страны, которые рассматривают Казахстан только как ещё одного поставщика нефти и не имеют стимула помогать Казахстану в развитии собственного рынка. Успех Азии в бизнесе, вероятно, более всего заметен в финансовом секторе. Согласно табелю, составленному The Wall Street Journal Europe за 1992 год, видно, что 9 из 20 крупнейших инвестиционных банков и 13 из крупнейших коммерческих банков – японские. Мощь и капитал больших японских инвестиционных банков очень велики: Nomura Securities (1-е место), Daiwa Securities (2-е место), Nikko Securities (4-е место), Yamaichi Securities (5-е место), а американские: Salomon (3-е место), Merrill Lynch (6-е место), Goldman Sachs (7-е место).

Кстати, Лондонское отделение Daiwa Securities было выбрано мною финансовым консультантом при проведении конкурса на строительство Мангистауского НПЗ.

Ниже приводится видение и предложения японского бизнес-сообщества о роли Казахстана в мировом разделении труда к 2000 году на примере нефтяной промышленности, различными путями переданные мне в 1992–1993 годы, которые без изменения я приложил к своей записке президенту (прилагается отрывок).

Казахстан в 2000 году зависимая и развивающаяся страна или мощная экономическая индустриальная держава?

1. Есть два пути развития Казахстана к 2000 году. Основные их особенности могут быть описаны следующим образом:

Первый вариант

• Казахстан является важным рынком для западных товаров.

• Казахстан зависит от импорта западных высоких технологий.

• Казахстан – главный экспортер природных ресурсов в западные страны.

• Среди ведущих и влиятельнейших 500 фирм мира по-прежнему нет ни одной казахской многонациональной корпорации. В группе 500 преобладают японские, американские и европейские многонациональные компании.

• Не существует казахстанской продукции, производимой вне страны, хотя многие западные продукты производятся в Казахстане.

• Казахстанский бизнес почти не освещается в международных средствах массовой информации.

Короче говоря, Казахстан постепенно скатывается к положению одной из крупных развивающихся стран, зависимой от Запада и слабой на международной арене. Этот вариант превратится в реальность, если Казахстан будет исходить из теперешнего подхода к экономическому развитию.

Второй вариант

• Многие страны покупают казахские товары широкого потребления и высокие технологии.

• Казахские производственные мощности сотрудничают за границей с зарубежными партнерами, в частности, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

• Некоторое число крупнейших казахских многонациональных корпораций, включая отдельные крупнейшие казахские нефтяные фирмы, соперничающие с Shell и Exxon, входит в группу 500.

В случае выбора этого подхода Казахстан возродится на международной арене как одна из ведущих экономических и индустриальных держав.

Однако этот второй вариант получит развитие только в том случае, если теперешний подход к экономическому развитию страны будет коренным образом изменен, а именно, если будет начат процесс интернационализации.

Текущий подход

Подход правительства Казахстана, как это видно и в политической линии, и в выборе иностранных консультантов, основывался, на взгляд японцев, на двух неверных фундаментальных постулатах.

Во-первых, существует ориентация на получение финансовой и интеллектуальной помощи почти исключительно с Запада и одновременно наблюдается отход от Востока в политической, экономической и военной сферах. Политические руководители страны придают очень большое значение взглядам Запада. Они склонны игнорировать Азиатско-Тихоокеанский регион, который является одним из важнейших в мире регионов. Широко распространено ошибочное мнение, что якобы именно Запад является важнейшим источником финансов и технологий в мире.

Во-вторых, в целях решения внутренних проблем правительство Казахстана опять же полагается на западные рекомендации, которые в свою очередь основываются на интересах Запада в поисках либо дополнительных надежных рынков сбыта для их продукции, либо поставок природных ресурсов для международного или национального производства этих стран. Этот подход, направленный на одностороннее привлечение Запада к Казахстану «outside-in-perspective», что вполне понятно, но абсолютно неприемлемо.

Японцы глубоко убеждены в том, что Запад не заинтересован в помощи бывшему военному и политическому сопернику, чтобы тот превратился в сильного экономического конкурента. Нереально надеяться на то, что западные консультанты отойдут от модели создания зависимого от Запада Казахстана. Запад будет вести Казахстан в контролируемые им экономические рамки. Он не будет способствовать развитию страны, угрожающей его экономическому приоритету.

Для превращения Казахстана в крупную индустриальную державу необходим совершенно другой подход. Решения, основанные на вышеупомянутом подходе «outside-in», который служит интересам Запада, должны быть заменены решениями, основанными на принципе «inside-out», подразумевающем активный выход Казахстана вовне. Этот принцип способствует решению проблем на основе более широких средств, включая международные. По твердому убеждению японского делового круга, будущее крепкой казахской экономики лежит именно в активной и всеобщей ее интернационализации:

а) совместное с зарубежными корпорациями создание международных организационных структур для производства и сбыта казахских товаров;

б) предоставление доступа зарубежным партнерам к казахским технологиям, накопленному техническому опыту и природным ресурсам в обмен на предоставление доступа казахским предпринимателям на международные рынки, к опыту маркетинга, менеджмента, извлечению прибыли, решению финансовых и юридических вопросов и т.д.

Есть несколько этапов в процессе интернационализации.

1-й этап. Разработка стратегии для развития интернационализации бизнеса Казахстана. На этом этапе ключевыми вопросами являются: какие товары следует продавать и на каких внешних рынках; следует ли их производить за рубежом или нет. Окончательная стратегия будет результатом анализа международного спроса и предложения, зарубежных и казахских конкурентов (их сил и слабостей, их деятельности и намерений), собственных финансовых и организационных возможностей, собственной силы и слабости. Ясная стратегия для интернационализации бизнеса должна включать план международного маркетинга, производства, финансовый план, план распределения трудовых ресурсов, а также план создания имиджа предприятия (PR).

2-й этап. Изучение международных организационных структур и координация их с выработанной стратегией.

3-й этап. Выбор партнеров для ускорения доступа к зарубежным рынкам казахских предприятий. Для различных рынков нужны различные партнеры.

Географический фокус: Азиатско-Тихоокеанский регион

По многим причинам Азиатско-Тихоокеанский регион является единственным и идеальным для Казахстана для начала прорыва к международному экономическому влиянию.

а) Политические причины: большие азиатские страны, такие как Китай и Япония, доминируют над меньшими и более слабыми странами, которые будут приветствовать приход другой крупной страны и восстановление равновесия.

б) Роль модели: азиатские страны быстро самостоятельно развивались и могут служить хорошей моделью для развития Казахстана.

в) Взаимодополняемость: азиатские страны обладают дисциплинированным и хорошо развитым подходом к производству и управлению, но им не хватает фундаментальных технологий. Кроме того, у Казахстана есть ресурсы, но нет денег, тогда как Азия имеет намного меньше ресурсов, но все увеличивающееся количество свободного капитала.

г) Культурная совместимость: казахские и азиатские народы имеют сходные социальные структуры. Высокоразвитое и социальное сознание необходимо для эффективной работы в этих регионах. Запад менее совместим в культурном отношении с Казахстаном, чем заявляет об этом.

  • Продолжение следует

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн