Начиная с 2015 года «ДАТ» посвятил судебным тяжбам ветерана казахстанской железной дороги с 40-летним стажем из Актобе Алдабергена Аймагамбетова не одну статью. Работал он начальником АСУ Актюбинского отделения перевозок.

Недавно он напомнил о себе. 7 сентября у здания столичного военного суда, прямо у скульптурного монумента трем казахским биям – Толе би, Казыбек би и Айтеке би – он провел одиночный пикет. Присутствовал представитель горакимата. Подошли полицейские во главе с подполковником (здание ДВД находится через дорогу), но узнав что пикет разрешен, удалились.
Алдаберген Аймагамбетов судился с АО НК КТЖ много лет. Выиграл несколько процессов. Суть его тяжб – КТЖ теряет огромные доходы из-за простоя составов, состояние безопасности движения из ряда вон плохое, неугодных сотрудников, в том числе его самого, уволили. После многочисленных судебных процессов двое восстановились на прежней работе, в том числе Аймагамбетов. Однако восстановив его в должности, руководство Актюбинского отделения КТЖ не восстановило его на работе, так как отказалось заключать с ним трудовой договор. Парадокс!
В первых публикациях по проблемам ветерана КТЖ мы писали о том, чего, кроме своих конституционных прав, он добивается.
– Я не успокоюсь до тех пор, пока не взыщу с компаний, которые транспортировали по железной дороге сырую нефть под видом готовой продукции за рубеж. Это удешевляет тарифы на перевозку, но наносится ущерб государству. Такие факты имеются на станции Кандыагаш. Только по ней потери национальной компании превысили 700 миллионов тенге! Добавьте к этому станции Мартук, Женешке, Никельтау, где месяцами простаивают вагоны чужих стран в ожидании грузовых операций! Только за 2008 год «КТЖ» оплатил России, Украине и другим государствам за простой вагонов 7 миллиардов тенге, — рассказывал он. По его словам, на преступном транзите нефти КТЖ потерял 100 миллиардов тенге. Эти деньги, возможно, пошли на финансирование ваххабитов (кстати, Алдаберген Аймагамбетов до КТЖ работал в КГБ-КНБ РК, капитан запаса). Его предположения имели право на существование. Актюбинская газета «Диапазон» писала, что по заявлениям Аймагамбетова правоохранители установили, что в Актюбинской области действовала ОПГ, промышлявшая контрабандой нефти и финансировавшая исламских экстремистов. Было это, кажется, в 2008 году.
— Суд тогда признал, что своим обманом сотрудники фирмы причинили ущерб государству в 5,5 миллиарда тенге, — рассказывал бывший чекист. — Я удивлялся. Уверен, на самом деле там были упущены 100 миллиардов тенге!
Алдабергену Аймагамбетову 72 года. Он пенсионер. Человек по складу своего характера нетерпимый к всякой несправедливости и беззаконию (потомок Айтеке би, родом из Шалкарского района), он до сих пор занимается правозащитной деятельностью, является членом палаты юридических консультантов Актюбинской области.
Вот и на одиночный пикет его привел беспредел, по его мнению, творящийся в судебной системе региона. Накануне он зарегистрировал в канцелярии Акорды обращение к президенту Касым-Жомарту Токаеву и в главном офисе «Нур Отана» — к заместителю председателя партии Бауржану Байбеку.
В них автор указывает на незаконные, по его мнению, действия государственных служащих – судей Актюбинского областного суда Е. Байманова, Г. Ибраимовой, Н. Ажигалиевой, Б. Умирбаевой, Б. Жусупбековой и судебных исполнителей областного департамента юстиции Г. Курманова и А. Аскар, которые несколько лет назад поддержали противозаконные действия АО НК «КТЖ» против него.
Как указано выше, решением кассационной коллегии Актюбинского облсуда он был восстановлен в прежней должности, что подтверждено и судебным актом Есильского района г. Нур-Султан от 21.04.2021 года. Но работодатель не заключил с ним трудовой договор, что является существенным нарушением Трудового кодекса РК. Судя по словам пикетчика, благодаря «эквилибристике» вышеперечисленных судей и судебных исполнителей, принявших постановление о том, что решение суда исполнено приказом руководства КТЖ, он в течение 8 месяцев (с ноября 2009-го по июнь 2010 года) был безработным. Что подтверждено последующими судебными актами. В частности, вступившим в законную силу постановлением кассационной судебной коллегии от 02.03. 2011 года и.о. директора Актюбинского филиала КТЖ о расторжении трудового договора с Аймагамбетовым в связи сокращением должности начальника отдела АСУ, когда до выхода на пенсию ему оставалось менее двух лет, был признан незаконным.
Описание дальнейших перипетий ветерана займет не одну газетную страницу. В обращении к главе государства Аймагамбетов подробно описывает роль каждого из перечисленных судей и судебных исполнителей в совершении беззакония в отношении него, а также сокрытии судьей Мулгажарского райсуда Н. Ажигалиевой при вынесении приговора по одному уголовному делу огромного экономического ущерба нашей стране, нанесенного АО КТЖ. И таких фактов множество, за каждым из них торчат уши если не акиматовских чиновников, то кого-то из руководства Актюбинского отделения дороги.
Кроме того, ветеран железной дороги раскрывает схему руководства АО НК КТЖ, лишившей опытных железнодорожников выплаты за выслугу лет.
Чего же требует Аймагамбетов от главы государства?
В первую очередь, освободить от занимаемых должностей перечисленных выше судей Актюбинского областного суда и судебных исполнителей, а также возбудить уголовное дело в отношении бывшего госслужащего, судьи уже облсуда Ажигалиевой. Расследование поручить КНБ РК.
Восстановить его конституционные права на труд за оставшийся до пенсионного возраста период.
Восстановить железнодорожникам ежемесячную доплату за выслугу лет от стажа работы на железнодорожном транспорте.
Отдельный блок обращения содержит ряд конкретных предложений по искоренению недостатков в судебной системе РК, в том числе взяточничества и коррупции. При этом каждое предложение ветеран и правозащитник подкрепил конкретными документальными фактами, свидетельствующими о вседозволенности, нарушении законов Казахстана самими судьями.
Интересными, на наш взгляд, являются предложения Аймагамбетова: заявление отвода судьи со стороны участников процесса считать особым случаем, которое должен рассматривать председатель суда с участием прокурора и заявителя; вернуть понятие «кассационная жалоба» вместо существующего «ходатайство»; вернуть в областные суды кассационную коллегию; исключить рассмотрение кассационной жалобы одним «невидимым и неконтактным» судьей Верховного суда РК; восстановить в судах прежний порядок рассмотрения дел во время пандемии – но не более 7 лиц.
Как нам стало известно, в Администрации главы государства уже отреагировали на обращение Алдабергена Аймагамбетова.
Жумабике ЖУНУСОВА