Воскресенье , 20 апреля 2025

ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ премьер-министром…

  • Читатель первым делом решит, что перед его глазами очередной прожект еще одного умника, который знает, что нужно сделать в Казахстане, чтобы вcё у нас было как в самых передовых странах и как бы я поступил на месте Даниала Ахметова в бытность его премьер-министром в 2003 году, когда к нему обратился с письмом ветеран медицинской науки Казахстана, академик Бахия Атчабарович Атчабаров.

Письмо называлось «Ауыл – қазақтың генофонды…». Глубокий анализ и фундаментальный научный подход к изучению причин сегодняшнего бедственного положения казахского аула позволил автору, опираясь на знание истории, литературы, педагогики, главное, на огромный личный практический опыт в медицинской науке, показать все этапы деградации колыбели казахского этноса.

Прочитав это письмо, я счёл своим долгом рассказать о нём всем, кому не безразлично будущее нашего народа. Попытаюсь сжато передать содержание и в меру своих возможностей донести до читателя мысли автора. Напоминаю, что академик Бахия Атчабаров в течение 32 лет (1952 – 1984 гг.) возглавлял Институт краевой патологии АН КазССР. В отечественной науке отмечается его особая роль в выяснении губительного влияния на здоровье населения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне по результатам широкомасштабных экспедиционных исследований в 1957 – 60 годах, проведенных под его непосредственным руководством.

Сегодняшнее положение казахского аула, когда люди, покидая свою привычную среду обитания, ринулись в города, меняя быт и подстраиваясь под образ жизни, характерный для других этносов, в конечном результате приведет к ослаблению, деградации национального самосознания, языка, культуры.

Академик Атчабаров в своем письме отмечает, что такая ситуация не впервые имеет место в Казахстане и приводит данные по демографической ситуации, имевшей место в периоды наиболее драматичных событий, происходивших в 1920 – 1939 гг. прошлого столетия. Согласно этим данным, если в 1926 году казахи были самым многочисленным тюркоязычным народом в СССР, и их численность составляла 6 миллионов 200 тысяч человек, то по переписи 1939 года казахов в стране Советов осталось всего 2 миллиона 200 тысяч человек, т. е. каждый третий казах. Еще треть казахского народа была вынуждена эмигрировать в другие страны, и в настоящее время, по разным источникам, за пределами Казахстана проживают от 4,5 до 6 миллионов человек, 1,5 миллиона из этого числа проживают в Китае и, по прогнозам демографов, им грозит полная китаизация в течение ближайших 20 лет.

Не лучше ситуация у 1 миллиона казахов, живущих в России, через 20 – 30 лет они тоже могут утратить связь со своими корнями. Что характерно, как отмечает автор, представители этих крупнейших диаспор казахов за рубежом не торопятся возвращаться на историческую родину. Причиной всему является, по его утверждению, тяжелое сегодняшнее положение казахского аула. Следовательно, чтобы сделать нашу страну привлекательной, прежде всего для наших бывших соотечественников, нужно кардинально менять ситуацию на селе.

Бахия Aтчабаров отмечая определенные усилия государства по улучшению условий жизни на селе, в то же время, указывает на их тщетность, поскольку не определены истинные причины бедственного положения аула. Весь вопрос кроется, по мнению академика, в том, как это сделать, и очень уместно приводит слова английского историка Томаса Маклея: «Хорошее правительство – не то, которое хочет сделать людей счастливыми, а то, которое знает, как это сделать».

Автор задается вопросом: почему в эпоху рыночных отношений такие негативные процессы как безработица, резкое снижение уровня дохода, расслоение общества на богатых и бедных наиболее сильно сказались именно на казахах, хотя в тех же аулах проживают по соседству представители других этносов (русские, корейцы, дунгане, украинцы, узбеки, курды, уйгуры и. т. д.)? Почему в той же России наблюдается обратная тенденция – увеличение на 1 миллион человек сельского населения и переход 300 поселков городского типа обратно в свое сельское состояние? Почему рыночная экономика, освободившая сельское население от диктата Советской власти в лице руководителей колхозов и совхозов, не привела к свободе предпринимательства и, как следствие, к улучшению условий жизни на селе?

Впервые, как утверждает автор, на глубинные причины такой картины пророчески указал еще в начале 20-х годов прошлого столетия тогда еще молодой писатель Мухтар Ауэзов. Он еще тогда предупреждал о существовании угрозы исчезновения казахов как этноса. Главную причину наш выдающийся писатель видел в несоответствии уже состоявшегося перехода казахов к оседлому образу жизни с унаследованными от кочевого прошлого культурой быта и питания. Следствием этого несоответствия были многочисленные недуги и болезни казахского населения, в то время как проживающие рядом народы были гораздо меньше подвержены этим напастям.

В дальнейшем, обширные медицинские обследования населения в 1931 – 1932 годы под руководством В.В. Зюзина, в 1957 – 1959 годы под руководством Б. А. Атчабарова, в те же годы под руководством Т. Ш. Шарманова показали правильность гипотезы Мухтара Ауэзова. Были установлены характерные заболевания, присущие в основной массе только казахам, определены причины их возникновения. Так, основной причиной слабого здоровья населения явилась недостаточность витаминов в рационе питания, а, именно, животных белков от 30 до 80% от нормы, витамина А от 15 до 33%, витамина С от 31 до 67%, витамина B от 58 до 91%.

Если раньше, при кочевом образе жизни, казахи себя полностью обеспечивали продуктами животного происхождения, имея достаточное количество скота, то после перехода к оседлости с одновременным резким уменьшением поголовья домашних животных они лишились своего основного источника питания. В то же время, жившие в тех же социально-политических условиях, в тех же населенных пунктах представители других этносов с устоявшимися традициями оседлой жизни избежали и голодомора, и миграции. Их спасало умение обрабатывать землю, получать продукцию растениеводства со своих приусадебных участков, умение хранить выращенный урожай. Именно отчуждённость казахов от земледелия и слишком затянувшаяся приверженность к традициям кочевой жизни сыграли столь трагическую роль в судьбе народа. В качестве подтверждения важности приусадебных участков для получения дополнительных доходов академик Б.А. Атчабаров приводит тот факт, что в России потребность в овощах на 77%, а картофеля на 92% покрывается за счет их производства на околодомовых наделах.

Другой бич современного аула – это безработица. Автор и к этой проблеме подходит системно, сравнивая положение в сельском хозяйстве в соседних государствах, и приходит к неутешительному выводу, что такой ситуации с занятостью населения на селе нет не только в ближнем зарубежье, но и практически во всем мире. Ответ, по мнению академика, очевиден и заключается опять же в непонимании того, что национальные традиции и приверженность к устоявшемуся укладу жизни в стремительно меняющихся внешних условиях могут на определенном этапе эволюции этноса сыграть роковую отрицательную роль.

Так, если раньше бедняки в ауле более или менее сносно жили за счет близости к своему состоятельному родственнику или благодаря наемному труду у местного бая, то в эпоху колхозов и совхозов условием существования сельского жителя был коллективный труд под единым руководством. В настоящее же время вчерашние колхозники, уже ставшие самостоятельными владельцами земельных наделов в основной массе не проявляют никакой деловой активности, не видя в объекте обладания источника существования.

В чем же дело? Получается, что безработица на селе – это явление искусственное. И тут вспоминается расхожее мнение, в том числе и среди казахов, о ленивости нашего народа. Почему же тогда казахи, живущие в городе, и представители нашей диаспоры в других странах ни в чем не отстают, а в некоторых сферах человеческой деятельности опережают другие этносы?

Ответ, по мнению академика, заключается в неправильном питании казахского сельского жителя, характеризующемся недостаточностью в рационе столь необходимых организму витаминов, в особенности витамина C. Этот фактор способствует развитию астении – болезни, основными симптомами которой являются общая слабость организма, пониженный физический и психологический тонус. Такое состояние человеческого организма не способствует его деловой активности, более того, оно является готовой почвой для развития более серьезных и тяжелых недугов.

Если оседлые народности свою потребность в витаминах полностью обеспечивали за счет выращенных своими руками овощей и фруктов, то источником витамина С для казахов являлся кумыс. Надо иметь в виду то, что суточная норма этого витамина содержится в 500 мл свежего кобыльего молока или в 750 мл кумыса. Если раньше для казахов потребление такого количества продукта было обычным явлением, то какой казах в настоящее время, даже живя в сельской местности, придерживается этой нормы?

Таким образом, автор подводит нас к заключению, что существуют две взаимосвязанные причины бедственного положения аула: первая – это особенности национального самосознания, уклада жизни, которые при смене общественно-экономических отношений подвергают сельских казахов социальным катаклизмам, вторая – совершенно неумелая и неадекватная политика власти в центре и на местах, приводящая к усугублению этих процессов.

Что же делать? Эта часть обращения академика Атчабарова к премьер-министру, после обстоятельного анализа причин бедственного положения на селе, содержит, по существу, готовую программу действия для правительства, для наиболее продвинутой части общества, так называемого «зиялы қауым».

Во-первых, истинные причины того, что творится в ауле, т. е. социальных, экономических, медицинских, языковых проблем должны в первую очередь понимать люди, которые принимают решения и, так называемые «идеологи», влияющие на тех, кто определяет вектор развития государства. Если бы в свое время политика на изменение общественного устройства государства учитывала не только интересы части населения, ведущей исключительно оседлый образ жизни, но и коренного населения, являющегося кочевым этносом до 30-х годов прошлого века, носителем традиций, менталитета предыдущих поколений уже в настоящее время, не было бы столь бедственного положения казахов, проживающих в сельской местности.

Во-вторых, передовая интеллигенция (зиялы қауым) должна понимать, что сама смена образа жизни с кочевого на оседлый – это очень трудный процесс и изменение национального самосознания, выработанного тысячелетиями, не проходит безболезненно и быстро. Существует объективная опасность затягивания такого перехода, что чревато полной потерей национальных особенностей, культуры и языка. Всегда существует конкуренция между этносами, населяющими многонациональное государство. Этносы, вне зависимости от своей численности, чей уровень развития, производительность труда, просвещенность и другие показатели успешности выше, чем у живущих по соседству народов, ощущают свое превосходство и всегда стараются занять более верховенствующее положение в обществе, и, используя это преимущественное состояние, достигают выгодных, оптимальных для себя условий жизнедеятельности. Ярким тому подтверждением является положение казахского языка, который считается государственным уже в течение всех лет независимости, однако особого рвения к его использованию в повседневной жизни у представителей других народов не наблюдается.

Сельские казахи, не понимая, что причиной своего отставания, своей бедности, своего неумения устроить жизнь является их низкая производительность труда, думают, что всему причиной является то, что они своевременно не освоили язык превалирующего этноса. И, чтобы устранить это упущение, повально стараются своих детей приобщить к культуре, языку, менталитету более успешного народа.

Таким образом, если казахи хотят сохранить свою национальную идентичность, если хотят сохраниться как этнос, то необходимо всему сообществу через ускоренное повышение производительности труда казахов на селе, поднять их уровень благосостояния до уровня, достигнутого народностями, населяющими нашу страну и издавна ведущих оседлый образ жизни. В этой связи особенно значительна роль местных руководителей и наиболее просвещенной части общества.

По мнению автора, в первую очередь должны быть поставлены на повестку дня 3 главные проблемы: во-первых, поиск путей улучшения состояния здоровья сельского населения; во-вторых, повышение мотивации у жителей аула к изучению традиций оседлого образа жизни с одновременным обучением методам повышения производительности труда на селе; в-третьих, проведение реформ, направленных на повышение роли профилактической медицины в жизни сельского населения.

Таким образом, автор предлагает комплексный подход к решению проблемы не только села, но и всего государства, выстроив стройную логическую цепочку: улучшение здоровья населения → повышение мотивации к труду на земле → обучение навыкам производства сельскохозяйственной продукции → повышение производительности труда на селе → усиление конкурентоспособности труда аграриев в рыночных условиях → рост конкурентоспособности казахов, живущих в сельской местности → рост национального самосознания, чувства собственного достоинства → повышение статуса казахского языка и реальное его утверждение в качестве государственного → формирование гражданского общества, состоящего из сильных конкурентоспособных этносов с центральной, цементирующей ролью казахского этноса.

С момента обращения к премьер-министру академика Атчабарова прошло почти 13 лет, самого автора обращения, к великому сожалению, нет уже с нами около 6 лет. Письмо было адресовано не только премьеру, экземпляры писем были отправлены в Сенат и Мажилис Парламента. Мы, в данное время, можем только констатировать то, что Казахстан не обеспечивает себя сельхозпродукцией, продолжается отток населения из сел в города, выделение 10 соток земли гражданам страны не осуществлено, медицинское обслуживание на селе качественно не изменилось, казахский язык не стал реально государственным. Плюс к этому, в настоящее время обнажились ошибки и перекосы в земельном вопросе, усугубленные коррупцией при распределении наиболее лакомых земельных угодий. Поднятый правительством вопрос о сдаче в аренду земель иностранцам стал последней каплей, переполнившей чашу терпения, и толкнул наш терпеливый народ на митинги и протесты.

Даулет САДВАКАСОВ,

предприниматель

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн